Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Низамова Ирина Александровна

Тема: Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов, составление предложений посюжетным картинкам.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.  Формировать навык самоконтроля и самооценки.Тема: Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов, составление предложений посюжетным картинкам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу»

в подготовительной группе

в рамках комплексного изучения деятельности ДОУ районным отделом образования

Подготовил и провёл воспитатель:

Низамова Ирина Александровна

с.Северное, 2025 г.

Занятие по подготовке обучению грамоте в подготовительной  группе

"Скоро в школу".

Тема: Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.  Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Методические приёмы:

Практический(постановка задания; планирование выполнений заданий;анализ результатов;  контроль и регулирование)

Наглядный(использование технических средств обучения)

- Проблемный (зашифрованное слово);  

Игровой(игровая мотивация использование сюрпризных моментов, дидактические игры  и упражнения;.

Словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей)

Методические приемы:

- Игровой

- Эмоциональной заинтересованности        

- Вопросы

- Сравнение

- Художественное слово

- Сюрпризный момент.

Оборудование: карандаши, магнитные буквы , магнитные карточки для звуко-буквенного анализа слова, схемы слов с пропущенными буквами, предметные картинки).

Ход занятия:

1.Организационный  этап. Мотивация. (на доске картинки : шкаф, кошка, облако, ложка, арбуз).

-Ребята, вы обратили внимание, что сегодня с утра на нашей доске появились картинки. Кто же их повесил? (Т.Ю. говорит, что их передала Юлия Владимировна-ваша учительница. Это зашифрованное напоминание!)

- О чём же нам хочет напомнить учитель? Нужно выложить в пронумерованных картинках  только первые буквы каждого слова (ШКОЛА).

-Какое же слово у нас получилось?

-Что такое школа? Для чего нужно её посещать?

- Пройдёт совсем немного времени и вы станете ученикам, будете учиться в школе и узнавать много нового,  но мы с вами уже в детском саду  приобрели знания, которые вам помогут вам хорошо учиться.

-Проверим, что мы уже с вами знаем? Тогда отправляемся в комнату для занятий.

2. Основной этап.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии «Подготовка к обучению грамоте». Я надеюсь, что наше общение принесёт нам хорошее настроение и радость.

-Сегодня мы с вами вспомним, что такое звуки, слова и предложения; продолжим чтение по слогам и будем записывать с помощью печатных букв предложения.

Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. 1,2,3,4,5-начинаем мы молчать и внимательно слушать. Что вы слышите? (звуки) Какие звуки вы слышите? Да, вокруг нас множество звуков. А чем мы слышим? Чем мы говорим? Чтобы окружающие люди нас понимали мы  должны красиво и чётко произносить звуки. Выполним гимнастику «Трубочка», «Улыбка»:

-Вытяните губы, а потом улыбнитесь! Молодцы! (выполняют несколько раз). Вот мы с вами подготовили наш речевой аппарат.

Актуализация ранее приобретённых знаний.

- Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).

-А какие бывают буквы звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются друг от друга?

Поиграем в игру «Поймай звук».

- Я буду произносить звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите гласный звук: Р, О, П, С, И, А, Й, Е, Ё, Ч, Ш, З, У.

Работа в тетрадях.(открыли тетради по закладке)

  1. А теперь выполним в наших тетрадях 1 задание «Допиши гласные буквы и прочитай слова» (Один ребёнок у доски вставляет пропущенные гласные буквы в словах).

А) Отгадайте загадку:

Всё лето стояли, зимы ожидали

Дождались поры-помчались с горы.

-С А Н К И.

1.Разделим слово санки на слоги:( сан-ки), сколько слогов.

2. Поставим ударение-позовём: сАнки

-Охарактеризуем звуки в слове САНКИ  и составим схему слова с помощью квадратиков.. Люба работает у доски, а вы с места.:

3.  Звук С-согл тв., гл, .

     Звук А-гл., уд.

     Звук Н-согл., зв., тв.

      Звук К-согл., гл,мяг.

      Звук И- гл., безуд.

-Сколько гласных звуков?(2). Сколько согласных? (3). Сколько звуков(5), сколько букв(5).

Б)Загадка:

 Прыгает с ветки на ветку, орешки грызёт , как конфетку.

-Б Е Л К А  (на доске схема слова белка с ошибкой, найдите и исправьте).

В)Загадка:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, есть рот-не говорю.

- Р Ы Б А (дети составляют схему у себя на столах –работа в парах, затем проверяют с доски)

-Мы отлично справились с первым заданием.

Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»

-Чтобы приступить к выполнению следующего задания , нашим пальчикам нужно отдохнуть.

Скоро в школу мы пойдём      (шагают пальцами по столу),

И портфель с собой возьмём    (загибают пальцы по одному),

Книжку, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш        (соединяют и разъединяют пальцы).

Будем мы читать , писать            (хлопают в ладоши)

И учиться на все пять              (показывают 5 пальцев).

2).- А теперь переходим ко 2-му заданию.

- Посмотрите внимательно и скажите, что нужно  сделать  в этом задании . Правильно, вставить пропущенные согласные буквы.

А) Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли?

Они стоят на толстой ножке в крепких шляпках у дорожки.

-Г Р И Б Ы

-Поставьте ударение в слове ГРИБЫ. Охарактеризуем каждый звук в слове с помощью  цветных знаков-карточек. Повторим: гласные звуки мы обозначаем (Красной карточкой), согласные твёрдые (синей), согласные мягкие(Зелёной)

Б)Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

- З А М О К

- Поставьте ударение в слове ЗАМОК. Попробуйте поставить ударение на первую гласную, какое слово у вас получилось? Что вы заметили (пишутся одинаково, произносятся по –разному ).

Словарная работа.

ЗАМОК

ЗАМОК

- Есть слова в русском языке, которые одинаково пишутся, но по-  разному произносятся, из-за различия в ударении . Значение этих слов тоже различное.

-ЗАМоК-это устройство для запирания чего –либо.

-ЗаМОК-это сооружение, дворец, крепость.

И таких слов очень много: мукА- мУка, зАпах и запАх, клещИ-клЕщи, хлОпок и хлопОк.

В)Ни хвоста , ни крыльев нет, а летает до планет.

-Р А К Е Т А

-Прочитайте 3 слово: РАКЕТА.

-Сколько слогов в слове ракета. Назовите 1-й слог, назовите 2-й, 3-й.

Физминутка «РАКЕТА»

- И вот на этой ракеты мы с вами и отправимся немного отдохнуть.

3). - Мы хорошо справились с предыдущими  заданиями . Теперь  переходим  на страницу 6,3 -63. Поработать нам по сюжетным картинкам и запишем предложения.

 - Что такое предложение? (это слова, которые между собой дружат).

 Посмотрите внимательно :Кого вы видите на верхней картинке, а кого на нижней? Скажите полным ответом.

-Что делает девочка? Что делает Мальчик?

-Девочки составляют и записывают  предложение по верхней картинке, где изображена девочка, а мальчики по нижней.

- Из скольки слов состоят предложения: из двух (девочка прыгает), (мальчик рисует).

(У доски Девочка и мальчик записывают предложения, остальные проверяют).

Корректировка Игра «Доскажи словечко»

-Подскажите слово в конце каждого стихотворения и назовите последний звук в подсказанном слове.

1.Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно ….грачей  (Й)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно…. Карандаш (Ш)

3. На скамейке у ворот

Лена громко слёзы ….льёт (Т)

4.И рыщут по дороге

Слоны и ….. носороги (И)

5.Сверху солнышко печёт,

А внизу река….течёт(Т)

6.Только жив ли петушок

Золотой наш…..гребешок(К).

3. Итог.

- Ну вот мы и выполнили все задания.

-Какое задание вам показалась самым интересным?

-Какое задание было самым трудным?

-Перед вами на столах лежат квадратики зелёного и красного цветов. Я предлагаю вам оценить свою работу: если у вас сегодня всё получилось и вы справились со всеми заданиями-поднимите зелёный квадратик, а если  при выполнении заданий у вас возникали трудности не всё получилось-поднимите красный.

- Ребята, я вижу в основном только зелёные квадратики, а это значит, что со всеми заданиями вы справились и с хорошими знаниями пойдёте в школу , будете радовать своих родителей отличными оценками, а я вами буду  гордиться.  



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу»

в подготовительной группе

в рамках комплексного изучения деятельности ДОУ районным отделом образования

Подготовил и провёл воспитатель:

Низамова Ирина Александровна

с.Северное, 2025 г.

Занятие по подготовке обучению грамоте в подготовительной  группе

"Скоро в школу".

Тема: Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.  Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Методические приёмы:

Практический(постановка задания; планирование выполнений заданий;анализ результатов;  контроль и регулирование)

Наглядный(использование технических средств обучения)

- Проблемный (зашифрованное слово);  

Игровой(игровая мотивация использование сюрпризных моментов, дидактические игры  и упражнения;.

Словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей)

Методические приемы:

- Игровой

- Эмоциональной заинтересованности        

- Вопросы

- Сравнение

- Художественное слово

- Сюрпризный момент.

Оборудование: карандаши, магнитные буквы , магнитные карточки для звуко-буквенного анализа слова, схемы слов с пропущенными буквами, предметные картинки).

Ход занятия:

1.Организационный  этап. Мотивация. (на доске картинки : шкаф, кошка, облако, ложка, арбуз).

-Ребята, вы обратили внимание, что сегодня с утра на нашей доске появились картинки. Кто же их повесил? (Т.Ю. говорит, что их передала Юлия Владимировна-ваша учительница. Это зашифрованное напоминание!)

- О чём же нам хочет напомнить учитель? Нужно выложить в пронумерованных картинках  только первые буквы каждого слова (ШКОЛА).

-Какое же слово у нас получилось?

-Что такое школа? Для чего нужно её посещать?

- Пройдёт совсем немного времени и вы станете ученикам, будете учиться в школе и узнавать много нового,  но мы с вами уже в детском саду  приобрели знания, которые вам помогут вам хорошо учиться.

-Проверим, что мы уже с вами знаем? Тогда отправляемся в комнату для занятий.

2. Основной этап.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии «Подготовка к обучению грамоте». Я надеюсь, что наше общение принесёт нам хорошее настроение и радость.

-Сегодня мы с вами вспомним, что такое звуки, слова и предложения; продолжим чтение по слогам и будем записывать с помощью печатных букв предложения.

Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. 1,2,3,4,5-начинаем мы молчать и внимательно слушать. Что вы слышите? (звуки) Какие звуки вы слышите? Да, вокруг нас множество звуков. А чем мы слышим? Чем мы говорим? Чтобы окружающие люди нас понимали мы  должны красиво и чётко произносить звуки. Выполним гимнастику «Трубочка», «Улыбка»:

-Вытяните губы, а потом улыбнитесь! Молодцы! (выполняют несколько раз). Вот мы с вами подготовили наш речевой аппарат.

Актуализация ранее приобретённых знаний.

- Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).

-А какие бывают буквы звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются друг от друга?

Поиграем в игру «Поймай звук».

- Я буду произносить звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите гласный звук: Р, О, П, С, И, А, Й, Е, Ё, Ч, Ш, З, У.

Работа в тетрадях.(открыли тетради по закладке)

  1. А теперь выполним в наших тетрадях 1 задание «Допиши гласные буквы и прочитай слова» (Один ребёнок у доски вставляет пропущенные гласные буквы в словах).

А) Отгадайте загадку:

Всё лето стояли, зимы ожидали

Дождались поры-помчались с горы.

-С А Н К И.

1.Разделим слово санки на слоги:( сан-ки), сколько слогов.

2. Поставим ударение-позовём: сАнки

-Охарактеризуем звуки в слове САНКИ  и составим схему слова с помощью квадратиков.. Люба работает у доски, а вы с места.:

3.  Звук С-согл тв., гл, .

     Звук А-гл., уд.

     Звук Н-согл., зв., тв.

      Звук К-согл., гл,мяг.

      Звук И- гл., безуд.

-Сколько гласных звуков?(2). Сколько согласных? (3). Сколько звуков(5), сколько букв(5).

Б)Загадка:

 Прыгает с ветки на ветку, орешки грызёт , как конфетку.

-Б Е Л К А  (на доске схема слова белка с ошибкой, найдите и исправьте).

В)Загадка:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, есть рот-не говорю.

- Р Ы Б А (дети составляют схему у себя на столах –работа в парах, затем проверяют с доски)

-Мы отлично справились с первым заданием.

Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»

-Чтобы приступить к выполнению следующего задания , нашим пальчикам нужно отдохнуть.

Скоро в школу мы пойдём      (шагают пальцами по столу),

И портфель с собой возьмём    (загибают пальцы по одному),

Книжку, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш        (соединяют и разъединяют пальцы).

Будем мы читать , писать            (хлопают в ладоши)

И учиться на все пять              (показывают 5 пальцев).

2).- А теперь переходим ко 2-му заданию.

- Посмотрите внимательно и скажите, что нужно  сделать  в этом задании . Правильно, вставить пропущенные согласные буквы.

А) Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли?

Они стоят на толстой ножке в крепких шляпках у дорожки.

-Г Р И Б Ы

-Поставьте ударение в слове ГРИБЫ. Охарактеризуем каждый звук в слове с помощью  цветных знаков-карточек. Повторим: гласные звуки мы обозначаем (Красной карточкой), согласные твёрдые (синей), согласные мягкие(Зелёной)

Б)Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

- З А М О К

- Поставьте ударение в слове ЗАМОК. Попробуйте поставить ударение на первую гласную, какое слово у вас получилось? Что вы заметили (пишутся одинаково, произносятся по –разному ).

Словарная работа.

ЗАМОК

ЗАМОК

- Есть слова в русском языке, которые одинаково пишутся, но по-  разному произносятся, из-за различия в ударении . Значение этих слов тоже различное.

-ЗАМоК-это устройство для запирания чего –либо.

-ЗаМОК-это сооружение, дворец, крепость.

И таких слов очень много: мукА- мУка, зАпах и запАх, клещИ-клЕщи, хлОпок и хлопОк.

В)Ни хвоста , ни крыльев нет, а летает до планет.

-Р А К Е Т А

-Прочитайте 3 слово: РАКЕТА.

-Сколько слогов в слове ракета. Назовите 1-й слог, назовите 2-й, 3-й.

Физминутка «РАКЕТА»

- И вот на этой ракеты мы с вами и отправимся немного отдохнуть.

3). - Мы хорошо справились с предыдущими  заданиями . Теперь  переходим  на страницу 6,3 -63. Поработать нам по сюжетным картинкам и запишем предложения.

 - Что такое предложение? (это слова, которые между собой дружат).

 Посмотрите внимательно :Кого вы видите на верхней картинке, а кого на нижней? Скажите полным ответом.

-Что делает девочка? Что делает Мальчик?

-Девочки составляют и записывают  предложение по верхней картинке, где изображена девочка, а мальчики по нижней.

- Из скольки слов состоят предложения: из двух (девочка прыгает), (мальчик рисует).

(У доски Девочка и мальчик записывают предложения, остальные проверяют).

Корректировка Игра «Доскажи словечко»

-Подскажите слово в конце каждого стихотворения и назовите последний звук в подсказанном слове.

1.Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно ….грачей  (Й)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно…. Карандаш (Ш)

3. На скамейке у ворот

Лена громко слёзы ….льёт (Т)

4.И рыщут по дороге

Слоны и ….. носороги (И)

5.Сверху солнышко печёт,

А внизу река….течёт(Т)

6.Только жив ли петушок

Золотой наш…..гребешок(К).

3. Итог.

- Ну вот мы и выполнили все задания.

-Какое задание вам показалась самым интересным?

-Какое задание было самым трудным?

-Перед вами на столах лежат квадратики зелёного и красного цветов. Я предлагаю вам оценить свою работу: если у вас сегодня всё получилось и вы справились со всеми заданиями-поднимите зелёный квадратик, а если  при выполнении заданий у вас возникали трудности не всё получилось-поднимите красный.

- Ребята, я вижу в основном только зелёные квадратики, а это значит, что со всеми заданиями вы справились и с хорошими знаниями пойдёте в школу , будете радовать своих родителей отличными оценками, а я вами буду  гордиться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки» составлен на основе сказочного сюжета. Занятие было провед...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий         &l...