Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, составление предложений посюжетным картинкам.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.Тема: Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, составление предложений посюжетным картинкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу»
в подготовительной группе
в рамках комплексного изучения деятельности ДОУ районным отделом образования
Подготовил и провёл воспитатель:
Низамова Ирина Александровна
с.Северное, 2025 г.
Занятие по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе
"Скоро в школу".
Тема: Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, составление предложений по сюжетным картинкам.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методические приёмы:
Практический(постановка задания; планирование выполнений заданий;анализ результатов; контроль и регулирование)
Наглядный(использование технических средств обучения)
- Проблемный (зашифрованное слово);
Игровой(игровая мотивация использование сюрпризных моментов, дидактические игры и упражнения;.
Словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей)
Методические приемы:
- Игровой
- Эмоциональной заинтересованности
- Вопросы
- Сравнение
- Художественное слово
- Сюрпризный момент.
Оборудование: карандаши, магнитные буквы , магнитные карточки для звуко-буквенного анализа слова, схемы слов с пропущенными буквами, предметные картинки).
Ход занятия:
1.Организационный этап. Мотивация. (на доске картинки : шкаф, кошка, облако, ложка, арбуз).
-Ребята, вы обратили внимание, что сегодня с утра на нашей доске появились картинки. Кто же их повесил? (Т.Ю. говорит, что их передала Юлия Владимировна-ваша учительница. Это зашифрованное напоминание!)
- О чём же нам хочет напомнить учитель? Нужно выложить в пронумерованных картинках только первые буквы каждого слова (ШКОЛА).
-Какое же слово у нас получилось?
-Что такое школа? Для чего нужно её посещать?
- Пройдёт совсем немного времени и вы станете ученикам, будете учиться в школе и узнавать много нового, но мы с вами уже в детском саду приобрели знания, которые вам помогут вам хорошо учиться.
-Проверим, что мы уже с вами знаем? Тогда отправляемся в комнату для занятий.
2. Основной этап.
- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии «Подготовка к обучению грамоте». Я надеюсь, что наше общение принесёт нам хорошее настроение и радость.
-Сегодня мы с вами вспомним, что такое звуки, слова и предложения; продолжим чтение по слогам и будем записывать с помощью печатных букв предложения.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. 1,2,3,4,5-начинаем мы молчать и внимательно слушать. Что вы слышите? (звуки) Какие звуки вы слышите? Да, вокруг нас множество звуков. А чем мы слышим? Чем мы говорим? Чтобы окружающие люди нас понимали мы должны красиво и чётко произносить звуки. Выполним гимнастику «Трубочка», «Улыбка»:
-Вытяните губы, а потом улыбнитесь! Молодцы! (выполняют несколько раз). Вот мы с вами подготовили наш речевой аппарат.
Актуализация ранее приобретённых знаний.
- Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
-А какие бывают буквы звуки? (гласные и согласные)
- Чем они отличаются друг от друга?
Поиграем в игру «Поймай звук».
- Я буду произносить звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите гласный звук: Р, О, П, С, И, А, Й, Е, Ё, Ч, Ш, З, У.
Работа в тетрадях.(открыли тетради по закладке)
- А теперь выполним в наших тетрадях 1 задание «Допиши гласные буквы и прочитай слова» (Один ребёнок у доски вставляет пропущенные гласные буквы в словах).
А) Отгадайте загадку:
Всё лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры-помчались с горы.
-С А Н К И.
1.Разделим слово санки на слоги:( сан-ки), сколько слогов.
2. Поставим ударение-позовём: сАнки
-Охарактеризуем звуки в слове САНКИ и составим схему слова с помощью квадратиков.. Люба работает у доски, а вы с места.:
3. Звук С-согл тв., гл, .
Звук А-гл., уд.
Звук Н-согл., зв., тв.
Звук К-согл., гл,мяг.
Звук И- гл., безуд.
-Сколько гласных звуков?(2). Сколько согласных? (3). Сколько звуков(5), сколько букв(5).
Б)Загадка:
Прыгает с ветки на ветку, орешки грызёт , как конфетку.
-Б Е Л К А (на доске схема слова белка с ошибкой, найдите и исправьте).
В)Загадка:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, есть рот-не говорю.
- Р Ы Б А (дети составляют схему у себя на столах –работа в парах, затем проверяют с доски)
-Мы отлично справились с первым заданием.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
-Чтобы приступить к выполнению следующего задания , нашим пальчикам нужно отдохнуть.
Скоро в школу мы пойдём (шагают пальцами по столу),
И портфель с собой возьмём (загибают пальцы по одному),
Книжку, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш (соединяют и разъединяют пальцы).
Будем мы читать , писать (хлопают в ладоши)
И учиться на все пять (показывают 5 пальцев).
2).- А теперь переходим ко 2-му заданию.
- Посмотрите внимательно и скажите, что нужно сделать в этом задании . Правильно, вставить пропущенные согласные буквы.
А) Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли?
Они стоят на толстой ножке в крепких шляпках у дорожки.
-Г Р И Б Ы
-Поставьте ударение в слове ГРИБЫ. Охарактеризуем каждый звук в слове с помощью цветных знаков-карточек. Повторим: гласные звуки мы обозначаем (Красной карточкой), согласные твёрдые (синей), согласные мягкие(Зелёной)
Б)Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- З А М О К
- Поставьте ударение в слове ЗАМОК. Попробуйте поставить ударение на первую гласную, какое слово у вас получилось? Что вы заметили (пишутся одинаково, произносятся по –разному ).
Словарная работа.
ЗАМОК
ЗАМОК
- Есть слова в русском языке, которые одинаково пишутся, но по- разному произносятся, из-за различия в ударении . Значение этих слов тоже различное.
-ЗАМоК-это устройство для запирания чего –либо.
-ЗаМОК-это сооружение, дворец, крепость.
И таких слов очень много: мукА- мУка, зАпах и запАх, клещИ-клЕщи, хлОпок и хлопОк.
В)Ни хвоста , ни крыльев нет, а летает до планет.
-Р А К Е Т А
-Прочитайте 3 слово: РАКЕТА.
-Сколько слогов в слове ракета. Назовите 1-й слог, назовите 2-й, 3-й.
Физминутка «РАКЕТА»
- И вот на этой ракеты мы с вами и отправимся немного отдохнуть.
3). - Мы хорошо справились с предыдущими заданиями . Теперь переходим на страницу 6,3 -63. Поработать нам по сюжетным картинкам и запишем предложения.
- Что такое предложение? (это слова, которые между собой дружат).
Посмотрите внимательно :Кого вы видите на верхней картинке, а кого на нижней? Скажите полным ответом.
-Что делает девочка? Что делает Мальчик?
-Девочки составляют и записывают предложение по верхней картинке, где изображена девочка, а мальчики по нижней.
- Из скольки слов состоят предложения: из двух (девочка прыгает), (мальчик рисует).
(У доски Девочка и мальчик записывают предложения, остальные проверяют).
Корректировка Игра «Доскажи словечко»
-Подскажите слово в конце каждого стихотворения и назовите последний звук в подсказанном слове.
1.Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно ….грачей (Й)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…. Карандаш (Ш)
3. На скамейке у ворот
Лена громко слёзы ….льёт (Т)
4.И рыщут по дороге
Слоны и ….. носороги (И)
5.Сверху солнышко печёт,
А внизу река….течёт(Т)
6.Только жив ли петушок
Золотой наш…..гребешок(К).
3. Итог.
- Ну вот мы и выполнили все задания.
-Какое задание вам показалась самым интересным?
-Какое задание было самым трудным?
-Перед вами на столах лежат квадратики зелёного и красного цветов. Я предлагаю вам оценить свою работу: если у вас сегодня всё получилось и вы справились со всеми заданиями-поднимите зелёный квадратик, а если при выполнении заданий у вас возникали трудности не всё получилось-поднимите красный.
- Ребята, я вижу в основном только зелёные квадратики, а это значит, что со всеми заданиями вы справились и с хорошими знаниями пойдёте в школу , будете радовать своих родителей отличными оценками, а я вами буду гордиться.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Конспект открытой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Скоро в школу»
в подготовительной группе
в рамках комплексного изучения деятельности ДОУ районным отделом образования
Подготовил и провёл воспитатель:
Низамова Ирина Александровна
с.Северное, 2025 г.
Занятие по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе
"Скоро в школу".
Тема: Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, составление предложений по сюжетным картинкам.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методические приёмы:
Практический(постановка задания; планирование выполнений заданий;анализ результатов; контроль и регулирование)
Наглядный(использование технических средств обучения)
- Проблемный (зашифрованное слово);
Игровой(игровая мотивация использование сюрпризных моментов, дидактические игры и упражнения;.
Словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей)
Методические приемы:
- Игровой
- Эмоциональной заинтересованности
- Вопросы
- Сравнение
- Художественное слово
- Сюрпризный момент.
Оборудование: карандаши, магнитные буквы , магнитные карточки для звуко-буквенного анализа слова, схемы слов с пропущенными буквами, предметные картинки).
Ход занятия:
1.Организационный этап. Мотивация. (на доске картинки : шкаф, кошка, облако, ложка, арбуз).
-Ребята, вы обратили внимание, что сегодня с утра на нашей доске появились картинки. Кто же их повесил? (Т.Ю. говорит, что их передала Юлия Владимировна-ваша учительница. Это зашифрованное напоминание!)
- О чём же нам хочет напомнить учитель? Нужно выложить в пронумерованных картинках только первые буквы каждого слова (ШКОЛА).
-Какое же слово у нас получилось?
-Что такое школа? Для чего нужно её посещать?
- Пройдёт совсем немного времени и вы станете ученикам, будете учиться в школе и узнавать много нового, но мы с вами уже в детском саду приобрели знания, которые вам помогут вам хорошо учиться.
-Проверим, что мы уже с вами знаем? Тогда отправляемся в комнату для занятий.
2. Основной этап.
- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии «Подготовка к обучению грамоте». Я надеюсь, что наше общение принесёт нам хорошее настроение и радость.
-Сегодня мы с вами вспомним, что такое звуки, слова и предложения; продолжим чтение по слогам и будем записывать с помощью печатных букв предложения.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. 1,2,3,4,5-начинаем мы молчать и внимательно слушать. Что вы слышите? (звуки) Какие звуки вы слышите? Да, вокруг нас множество звуков. А чем мы слышим? Чем мы говорим? Чтобы окружающие люди нас понимали мы должны красиво и чётко произносить звуки. Выполним гимнастику «Трубочка», «Улыбка»:
-Вытяните губы, а потом улыбнитесь! Молодцы! (выполняют несколько раз). Вот мы с вами подготовили наш речевой аппарат.
Актуализация ранее приобретённых знаний.
- Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
-А какие бывают буквы звуки? (гласные и согласные)
- Чем они отличаются друг от друга?
Поиграем в игру «Поймай звук».
- Я буду произносить звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите гласный звук: Р, О, П, С, И, А, Й, Е, Ё, Ч, Ш, З, У.
Работа в тетрадях.(открыли тетради по закладке)
- А теперь выполним в наших тетрадях 1 задание «Допиши гласные буквы и прочитай слова» (Один ребёнок у доски вставляет пропущенные гласные буквы в словах).
А) Отгадайте загадку:
Всё лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры-помчались с горы.
-С А Н К И.
1.Разделим слово санки на слоги:( сан-ки), сколько слогов.
2. Поставим ударение-позовём: сАнки
-Охарактеризуем звуки в слове САНКИ и составим схему слова с помощью квадратиков.. Люба работает у доски, а вы с места.:
3. Звук С-согл тв., гл, .
Звук А-гл., уд.
Звук Н-согл., зв., тв.
Звук К-согл., гл,мяг.
Звук И- гл., безуд.
-Сколько гласных звуков?(2). Сколько согласных? (3). Сколько звуков(5), сколько букв(5).
Б)Загадка:
Прыгает с ветки на ветку, орешки грызёт , как конфетку.
-Б Е Л К А (на доске схема слова белка с ошибкой, найдите и исправьте).
В)Загадка:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, есть рот-не говорю.
- Р Ы Б А (дети составляют схему у себя на столах –работа в парах, затем проверяют с доски)
-Мы отлично справились с первым заданием.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
-Чтобы приступить к выполнению следующего задания , нашим пальчикам нужно отдохнуть.
Скоро в школу мы пойдём (шагают пальцами по столу),
И портфель с собой возьмём (загибают пальцы по одному),
Книжку, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш (соединяют и разъединяют пальцы).
Будем мы читать , писать (хлопают в ладоши)
И учиться на все пять (показывают 5 пальцев).
2).- А теперь переходим ко 2-му заданию.
- Посмотрите внимательно и скажите, что нужно сделать в этом задании . Правильно, вставить пропущенные согласные буквы.
А) Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли?
Они стоят на толстой ножке в крепких шляпках у дорожки.
-Г Р И Б Ы
-Поставьте ударение в слове ГРИБЫ. Охарактеризуем каждый звук в слове с помощью цветных знаков-карточек. Повторим: гласные звуки мы обозначаем (Красной карточкой), согласные твёрдые (синей), согласные мягкие(Зелёной)
Б)Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- З А М О К
- Поставьте ударение в слове ЗАМОК. Попробуйте поставить ударение на первую гласную, какое слово у вас получилось? Что вы заметили (пишутся одинаково, произносятся по –разному ).
Словарная работа.
ЗАМОК
ЗАМОК
- Есть слова в русском языке, которые одинаково пишутся, но по- разному произносятся, из-за различия в ударении . Значение этих слов тоже различное.
-ЗАМоК-это устройство для запирания чего –либо.
-ЗаМОК-это сооружение, дворец, крепость.
И таких слов очень много: мукА- мУка, зАпах и запАх, клещИ-клЕщи, хлОпок и хлопОк.
В)Ни хвоста , ни крыльев нет, а летает до планет.
-Р А К Е Т А
-Прочитайте 3 слово: РАКЕТА.
-Сколько слогов в слове ракета. Назовите 1-й слог, назовите 2-й, 3-й.
Физминутка «РАКЕТА»
- И вот на этой ракеты мы с вами и отправимся немного отдохнуть.
3). - Мы хорошо справились с предыдущими заданиями . Теперь переходим на страницу 6,3 -63. Поработать нам по сюжетным картинкам и запишем предложения.
- Что такое предложение? (это слова, которые между собой дружат).
Посмотрите внимательно :Кого вы видите на верхней картинке, а кого на нижней? Скажите полным ответом.
-Что делает девочка? Что делает Мальчик?
-Девочки составляют и записывают предложение по верхней картинке, где изображена девочка, а мальчики по нижней.
- Из скольки слов состоят предложения: из двух (девочка прыгает), (мальчик рисует).
(У доски Девочка и мальчик записывают предложения, остальные проверяют).
Корректировка Игра «Доскажи словечко»
-Подскажите слово в конце каждого стихотворения и назовите последний звук в подсказанном слове.
1.Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно ….грачей (Й)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…. Карандаш (Ш)
3. На скамейке у ворот
Лена громко слёзы ….льёт (Т)
4.И рыщут по дороге
Слоны и ….. носороги (И)
5.Сверху солнышко печёт,
А внизу река….течёт(Т)
6.Только жив ли петушок
Золотой наш…..гребешок(К).
3. Итог.
- Ну вот мы и выполнили все задания.
-Какое задание вам показалась самым интересным?
-Какое задание было самым трудным?
-Перед вами на столах лежат квадратики зелёного и красного цветов. Я предлагаю вам оценить свою работу: если у вас сегодня всё получилось и вы справились со всеми заданиями-поднимите зелёный квадратик, а если при выполнении заданий у вас возникали трудности не всё получилось-поднимите красный.
- Ребята, я вижу в основном только зелёные квадратики, а это значит, что со всеми заданиями вы справились и с хорошими знаниями пойдёте в школу , будете радовать своих родителей отличными оценками, а я вами буду гордиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».
1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2). Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3). буква «Ю» обоз...

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки» составлен на основе сказочного сюжета. Занятие было провед...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий &l...
