ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННААЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО КАРТИНЕ
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методика работы по картине
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Приёмы:
- вопросы
- беседа
- образец рассказа
- частичный образец
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание рассказа, начатого педагогом
- подсказка
- указание
При работе по картине очень важным является осмысление детьми общего содержания картины, целостное и взволнованное восприятие.
Обязательно проведение предварительной беседы, которая поможет детям лучше понять содержание картины, создаст необходимый эмоциональный настрой, позволит использовать личный опыт детей, оживит их воспоминания. В предварительной беседе для создания эмоционального настроя целесообразно использовать загадки, стихи.
Общими приёмами для разных возрастных групп являются вопросы педагога, приём совместных речевых действий.
Структура занятия по обучению рассказыванию по картине
- Орг. момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона (прослушивание отрывка музыкального или литературного произведения, отгадывание загадки, дидактическая игра и т.д.)
- Рассматривание картины под руководством педагога. Беседа по картине.
- Сообщение педагогом плана рассказа по картине (совместное составление плана с педагогом, самостоятельное составление плана детьми)
- Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
- Рассказ по картине несколькими детьми по частям.
- Обобщающий рассказ по картине одним ребёнком или педагогом.
- Оценка работы детей. Подведение итога занятия.
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т.д.).
2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.),
В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова и др.)
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.
5. Описание пейзажной картины.
Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.
Творческие задания:
*Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
* Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
*Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии).
*Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).
*Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
*Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном.)
НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА Т.А.СИДОРЧУК, С.В.ЛЕЛЮХ
«СОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ»
Для успешной подготовки ребёнка к школе во все программы воспитания и обучения дошкольников включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.
Методические рекомендации к реализации этой задачи в целом сводятся к следующему:
- Картина предъявляется детям в начале занятия.
- Педагог готовит детям вопросы по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
- Рекомендуется использовать образец рассказа педагога по картине.
- На занятии всей группы заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
Вопросы:
-Как заинтересовать ребёнка?
-Должны ли рассказы быть однообразными?
Нужен ли пример рассказа педагога по картине до того, как ребёнок сам составил текст?
-Правильно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
- Развивает ли традиционная методика самостоятельность у детей при составлении рассказов?
- Возможно ли за короткое время НОД (15-30 мин) пополнение словаря, формирование грамматического строя речи и составление собственного речевого продукта?
Основная идея методики – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщённых способов составления рассказов.
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих требований в соответствии с возрастом детей.
В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить 1 раз в 1,5 месяца.
Подготовительная работа
Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Подготовительная работа выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершенного мыслительного действия.
Этапы подготовительной работы:
- Определение объектов на картине.
- Установление взаимосвязей между объектами на картине.
- Составление сравнений, загадок, метафор по картине.
- Представление возможных ощущений с помощью органов чувств.
- Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
- Определение местонахождения объектов на картине.
- Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
- Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
- Понятие о смысловых характеристиках картины.
В пятницу к концу второй недели рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.
Итоговое занятие организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине.
Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей.
Этап 1 . Определение объектов на картине.
Учим детей озвучивать правило этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней»
Алгоритм определения состава картины:
- Перечисли объекты, изображённые на картине.
- Схематически изобрази их на листе бумаги (моделирование).
- Сгруппируй по какому-либо признаку.
- Озвучь правило этапа.
- Покажи его эмблему.
Приёмы: «подзорная труба», «бинокль», «Кто больше назовёт предметов», «Назови предметы одного цвета», «Назови предметы, круглые по форме».
С целью выявления частей одного объекта проводится игра «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».
Работа ведётся в быстром темпе.
Обязательно обозначение на листе бумаги «земли-неба», «пола-потолка».
Подведение итога 1 этапа: перечисление названных объектов, узнавание эмблемы и озвучивание правила этапа.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Правило этапа: «Один предмет связан с другим».
Алгоритм установления связей между объектами на картине:
- Выдели 2 объекта на картине.
- Объясни, почему они связаны между собой.
- Объедини эти объекты стрелками.
- Озвучь правила этапа.
- Покажи его эмблему.
Приёмы: игра в «Сыщиков», волшебник «Объединяй», «Ищу друзей».
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине
Правило этапа: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»
Алгоритм составления сравнений:
- Выбери предмет, выдели его признак.
- Какие ещё предметы с таким же признаком ты знаешь?
- Составь сравнение.
Алгоритм составления загадок:
- Выбери предмет на картине и перечисли его признаки.
- Выбери один из вопросов, по которому будешь составлять загадку:
- Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? Кто или что делает так же?
- На что это похоже? Чем отличается?
3. Составь текст загадки с помощью слов «как», «но не».
Алгоритм составления метафоры:
Метафора – это сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом.
Алгоритм | Пример |
1.Выбери один предмет на картине. | Слёзы |
2.Назови действие слёз. | Слёзы капают. |
3.Назови такое же действие у другого предмета. | Дождик капает. |
4.Где на картине слёзы? | На глазах у Тани. |
5.Соедини оба предмета мысленно. Составляется метафора. | Слёзы на глазах= дождик из глаз. «Дождик из глаз» - метафора |
6.Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз» | От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз. |
Сначала метафору составляет педагог, а дети угадывают, о чём идёт речь.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Правило этапа: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь».
Алгоритм мыслительных действий:
- Посмотри на картину, «войди в неё».
- Выбери орган чувств, который поможет тебе путешествовать по картине.
- Опиши свои ощущения.
- Произнеси правило этапа.
- Покажи его эмблему.
Этап 5 . Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Правило этапа: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм составления рифмованных текстов:
- Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине (мячик-зайчик и т.д.)
- Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом (на картине мы видим мячик, он может прыгать как зайчик).
- Произнеси правило этапа.
- Покажи его эмблему.
Для создания рифмованного текста можно использовать модель:
Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то!
Что-то делали они,
На картину посмотри.
А закончив, говори:
«Вот какие эти кто-то
На картине той-то»
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине
Правило этапа: «У каждого предмета есть своё место на картине».
Алгоритм:
- Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
- Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:
- как это видит тот, кто рассматривает картину;
- с позиции выбранного предмета.
3. Произнеси правило этапа.
4. Найди эмблему 6 этапа.
Каждый объект может быть описан через ориентиры двухмерного и трёхмерного пространства.
Двухмерное пространство: центральная часть; левая-правая; нижняя – верхняя части картины; правый-левый, верхний-нижний углы картины.
Трёхмерное пространство: ближе-дальше; впереди-сзади; около; между; за; перед; после; в глубине…
Композиция картины может моделироваться на сцене.
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения
Правило этапа: «Я превращаюсь в предмет на картине и у меня… характер»
Алгоритм:
- Выбери героя на картине.
- Определи его настроение или свойства характера.
- «Войди» в образ героя (представь себя им).
- Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
- Скажи правило этапа.
- Покажи эмблему этапа.
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
Правило этапа: «Я выбираю предмет и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»
Алгоритм:
- Выбери предмет, определи его состояние в настоящее время.
- Представь прошлое (будущее) предмета с учётом изменения его признаков, действий.
- Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) предмета.
- Произнеси правило этапа.
- Выбери эмблему.
Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. По сути, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображённые на картине. В рассказе используются словесные обороты: было- будет, утро-вечер, весна-осень, раньше- позже, до того – после того…)
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
Правило этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»
Алгоритм:
- Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог).
- Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
- Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
- Произнеси правило этапа.
- Найди эмблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по рассматриванию картин
Требования предъявляемые к подбору картин для младшего и старшего возраста , построения занития и методика его проведения ....

Методика работы с картиной для детей от 4 лет до 7лет
Консультация по теме: "Методика работы с картиной для детей от 4 лет до 7лет"Введение1. Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней2. ...

Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"
Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....

"Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"
Мастер-класс предназначен для родителей детей, посещающих группу для компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи). В мастер-классе освещены проблемы нарушения мелкой моторики рук и пути ...

4 Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой
Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой...

Мастер-класс для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев рук...

Материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР с использованием традиционных и нетрадиционных методик»
Представляю материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме «Развитие связной речиу детей с ОНРс использованием традиционныхи нетрадиционных методик». В данном мат...