ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННААЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО КАРТИНЕ
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Методика работы по картине

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Приёмы:

  • вопросы
  • беседа
  • образец рассказа
  • частичный образец
  • разбор образца рассказа
  • план рассказа
  • воспроизведение плана детьми
  • коллективный разбор плана
  • коллективное составление рассказа
  • составление рассказа по частям
  • окончание рассказа, начатого педагогом
  • подсказка
  • указание

При работе по картине очень важным является осмысление детьми общего содержания картины, целостное и взволнованное восприятие.

Обязательно проведение предварительной беседы, которая поможет детям лучше понять содержание картины, создаст необходимый эмоциональный настрой, позволит использовать личный опыт детей, оживит их воспоминания. В предварительной беседе для создания эмоционального настроя целесообразно использовать загадки, стихи.

Общими приёмами для разных возрастных групп являются вопросы педагога, приём совместных речевых действий.

Структура занятия по обучению рассказыванию по картине

  1. Орг. момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона (прослушивание отрывка музыкального или литературного произведения, отгадывание загадки, дидактическая игра и т.д.)
  2. Рассматривание картины под руководством педагога. Беседа по картине.
  3. Сообщение педагогом плана рассказа по картине (совместное составление плана с педагогом, самостоятельное составление плана детьми)
  4. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
  5. Рассказ по картине несколькими детьми по частям.
  6. Обобщающий рассказ по картине одним ребёнком или педагогом.
  7. Оценка работы детей. Подведение итога занятия.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т.д.).

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.),

В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова и др.)

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.

5. Описание пейзажной картины.

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

Творческие задания:

*Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).

* Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).

*Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии).

*Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

*Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.

*Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном.)

НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА Т.А.СИДОРЧУК, С.В.ЛЕЛЮХ

«СОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ»

Для успешной подготовки ребёнка к школе во все программы воспитания и обучения дошкольников включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

Методические рекомендации к реализации этой задачи в целом сводятся к следующему:

  1. Картина предъявляется детям в начале занятия.
  2. Педагог готовит детям вопросы по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
  3. Рекомендуется использовать образец рассказа педагога по картине.
  4. На занятии всей группы заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.

Вопросы:

-Как заинтересовать ребёнка?

-Должны ли рассказы быть однообразными?

Нужен ли пример рассказа педагога по картине до того, как ребёнок сам составил текст?

-Правильно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

- Развивает ли традиционная методика самостоятельность у детей при составлении рассказов?

- Возможно ли за короткое время НОД (15-30 мин) пополнение словаря, формирование грамматического строя речи и составление собственного речевого продукта?

Основная идея методики – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщённых способов составления рассказов.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих требований в соответствии с возрастом детей.

В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить 1 раз в 1,5 месяца.

Подготовительная работа

Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Подготовительная работа выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершенного мыслительного действия.

Этапы подготовительной работы:

  1. Определение объектов на картине.
  2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
  3. Составление сравнений, загадок, метафор по картине.
  4. Представление возможных ощущений с помощью органов чувств.
  5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
  6. Определение местонахождения объектов на картине.
  7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
  8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
  9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

В пятницу к концу второй недели рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.

Итоговое занятие организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине.

Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей.

Этап 1 . Определение объектов на картине.

Учим детей озвучивать правило этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней»

Алгоритм определения состава картины:

  1. Перечисли объекты, изображённые на картине.
  2. Схематически изобрази их на листе бумаги (моделирование).
  3. Сгруппируй по какому-либо признаку.
  4. Озвучь правило этапа.
  5. Покажи его эмблему.

Приёмы: «подзорная труба», «бинокль», «Кто больше назовёт предметов», «Назови предметы одного цвета», «Назови предметы, круглые по форме».

С целью выявления частей одного объекта проводится игра «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».

Работа ведётся в быстром темпе.

Обязательно обозначение на листе бумаги «земли-неба», «пола-потолка».

Подведение итога 1 этапа: перечисление названных объектов, узнавание эмблемы и озвучивание правила этапа.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Правило этапа: «Один предмет связан с другим».

Алгоритм установления связей между объектами на картине:

  1. Выдели 2 объекта на картине.
  2. Объясни, почему они связаны между собой.
  3. Объедини эти объекты стрелками.
  4. Озвучь правила этапа.
  5. Покажи его эмблему.

Приёмы: игра в «Сыщиков», волшебник «Объединяй», «Ищу друзей».

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине

Правило этапа: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»

Алгоритм составления сравнений:

  1. Выбери предмет, выдели его признак.
  2. Какие ещё предметы с таким же признаком ты знаешь?
  3. Составь сравнение.

Алгоритм составления загадок:

  1. Выбери предмет на картине и перечисли его признаки.
  2. Выбери один из вопросов, по которому будешь составлять загадку:

- Какой предмет? Что такое же у других предметов?

- Что делает? Кто или что делает так же?

- На что это похоже? Чем отличается?

3. Составь текст загадки с помощью слов «как», «но не».

Алгоритм составления метафоры:

Метафора – это сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом.

Алгоритм

Пример

1.Выбери один предмет на картине.

Слёзы

2.Назови действие слёз.

Слёзы капают.

3.Назови такое же действие у другого предмета.

Дождик капает.

4.Где на картине слёзы?

На глазах у Тани.

5.Соедини оба предмета мысленно. Составляется метафора.

Слёзы на глазах= дождик из глаз.

«Дождик из глаз» - метафора

6.Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз»

От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз.

Сначала метафору составляет педагог, а дети угадывают, о чём идёт речь.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Правило этапа: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь».

Алгоритм мыслительных действий:

  1. Посмотри на картину, «войди в неё».
  2. Выбери орган чувств, который поможет тебе путешествовать по картине.
  3. Опиши свои ощущения.
  4. Произнеси правило этапа.
  5. Покажи его эмблему.

Этап 5 . Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Правило этапа: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Алгоритм составления рифмованных текстов:

  1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине (мячик-зайчик и т.д.)
  2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом (на картине мы видим мячик, он может прыгать как зайчик).
  3. Произнеси правило этапа.
  4. Покажи его эмблему.

Для создания рифмованного текста можно использовать модель:


Жили-были как-то кто-то,

Ой, какие были кто-то!

Что-то делали они,

На картину посмотри.

А закончив, говори:

«Вот какие эти кто-то

На картине той-то»

Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине

Правило этапа: «У каждого предмета есть своё место на картине».

Алгоритм:

  1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
  2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:

- как это видит тот, кто рассматривает картину;

- с позиции выбранного предмета.

3. Произнеси правило этапа.

4. Найди эмблему 6 этапа.

Каждый объект может быть описан через ориентиры двухмерного и трёхмерного пространства.

Двухмерное пространство: центральная часть; левая-правая; нижняя – верхняя части картины; правый-левый, верхний-нижний углы картины.

Трёхмерное пространство: ближе-дальше; впереди-сзади; около; между; за; перед; после; в глубине…

Композиция картины может моделироваться на сцене.

Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения

Правило этапа: «Я превращаюсь в предмет на картине и у меня… характер»

Алгоритм:

  1. Выбери героя на картине.
  2. Определи его настроение или свойства характера.
  3. «Войди» в образ героя (представь себя им).
  4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
  5. Скажи правило этапа.
  6. Покажи эмблему этапа.

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики  во времени.

Правило этапа: «Я выбираю предмет и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»

Алгоритм:

  1. Выбери предмет, определи его состояние в настоящее время.
  2. Представь прошлое (будущее) предмета с учётом изменения его признаков, действий.
  3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) предмета.
  4. Произнеси правило этапа.
  5. Выбери эмблему.

Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. По сути, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображённые на картине. В рассказе используются словесные обороты: было- будет, утро-вечер, весна-осень, раньше- позже, до того – после того…)

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

Правило этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»

Алгоритм:

  1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог).
  2. Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
  3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
  4. Произнеси правило этапа.
  5. Найди эмблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по рассматриванию картин

Требования предъявляемые к подбору картин для младшего и старшего  возраста ,  построения занития и методика его проведения ....

Методика работы с картиной для детей от 4 лет до 7лет

Консультация по теме: "Методика работы с  картиной для детей от 4 лет до 7лет"Введение1.   Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней2. ...

Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"

Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....

"Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"

Мастер-класс предназначен для родителей детей, посещающих группу для компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи). В мастер-классе освещены проблемы нарушения мелкой моторики рук и пути ...

4 Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой

Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой...

Мастер-класс для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  моторики пальцев рук...

Материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР с использованием традиционных и нетрадиционных методик»

Представляю материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме «Развитие связной речиу детей с ОНРс использованием традиционныхи нетрадиционных  методик». В данном мат...