Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Март» с использованием опорной схемы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Составление описательного рассказа по пейзажу с использованием мнемотехники.
Цель: формирование у детей с речевыми нарушениями первоначального навыка составления описательного рассказа по пейзажу используя опорную схему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 543 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
учителя-логопеда МДОУ 14 Назарычевой Е.М.
Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Март» с использованием опорной схемы.
Картина И. Левитана «Март»
Тема: Составление описательного рассказа по пейзажу с использованием мнемотехники.
Цель: формирование у детей с речевыми нарушениями первоначального навыка составления описательного рассказа по пейзажу используя опорную схему.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей внимательно и последовательно рассматривать пейзаж, обращая внимание на детали.
- Учить составлять описательный рассказ по пейзажу, опираясь на схему.
- Расширять и уточнять представления о природных явлениях.
- Расширять и активизировать атрибутивный словарь по темам «Времена года».
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь, через составление связного рассказа.
- Развивать внимание, мышление, фонематическое восприятие, общие речевые навыки.
- Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, умение видеть и замечать прекрасное вокруг себя.
- Прививать интерес к рассматриванию художественных и фото пейзажей.
Оборудование:
- картина И. Левитана «Март»;
- предметные картинки;
- опорные картинки для составления схемы описательного рассказа.
- презентация
Ход занятия
1. Орг. момент. (3 мин)
—— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте покажем, чему мы научились, как мы умеем правильно сидеть, слушать и отвечать на вопросы не перебивая друг друга.
Актуализация знаний.
— Ребята, сейчас я вам раздам картинки, надо будет по очереди назвать, что на них изображено и произнести первый и последний звуки в этом слове? (солнце, дерево, облако, река, трава, дорога) Сколько слогов в вашем слове? Где они могут встречаться все сразу? Помогите мне разгадать эту загадку.
— Как вы думаете, для изображения, какого жанра живописи подойдут данные объекты? (даём варианты: портрет, натюрморт, пейзаж)
— Конечно, данные объекты подойдут именно к изображению пейзажа. Пейзаж – это произведение искусства, содержащее изображение природы.
2. Основная часть. (20 мин)
— Сейчас я вам покажу картину известного русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
Выставляется картина И. Левитана «Март».
— Посмотрите на картину, как вы думаете это пейзаж?
— Какое время года изобразил художник?
— Молодцы, весна! Скажите, а какое время года было перед весной, а какое настанет после? По каким признакам вы поняли, что на картине весна? Сколько месяцев длится весна? Назовите эти месяцы?
— Как вы думаете какой месяц весны изображен на картине? Правильно – март! Исаак Левитан так и назвал свою картину «Март». Давайте послушаем стихотворение.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева
— Что делала вода в этом стихотворении? (Капала)
— Давайте, образуем слова одной семьи от слова капать.
— Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (Капли)
— Что начинается на краю крыш ранней весной? (Капель.)
— Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)
— Если капли капают, какие они? (Капающие)
— Давайте повторим все слова одной семьи, начиная со слова капать.
— Капать, капля, капель, капелька, капающие.
— Теперь давайте поиграем в игру «Узнай о чём я говорю». Я буду называть признаки предметов, изображённых на картине Левитана, а вы должны будете догадаться о каком предмете я говорю.
- Яркое, весеннее, пригревающее – солнце.
- Рыхлый, подтаявший, искристый – снег.
- Уставшая, дремлющая, запряжённая – лошадь.
- Гладкие, деревянные, жёлтые – стены.
- Высокое, чистое, голубое –небо.
- Солнечный, тёплый, весенний – день.
- Стройные, белоствольные, изящные – берёзы.
- Зелёные, мощные, вековые, высокие — сосны.
- Грязная, желтовато-серая, растаявшая – дорога.
- Физ. минутка (2 мин)
— А теперь немного отдохнём, вставайте и выполняйте движения в соответствии с текстом.
Ветер веет над полями.
Ветер веет над полями, (Дети выдыхают воздух)
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит. (Дети выдыхают воздух)
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Вперёд-назад и влево-вправо
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
— Давайте рассмотрим внимательно картину Исаака Левитана и попробуем с вами описать, что на ней изображено, в этом нам помогут картинки-подсказки.
1. Первая картинка - время года – определяем время года изображенное на картине. Следовательно пейзаж будет какой?
На картине Исаака Левитана изображен весенний пейзаж.
2. Вторая картинка – погода и время суток — определяем какая изображена погода, время суток.
Стоит солнечный, ясный, теплый день.
3. Третья картинка – это центр – рассматриваем центр картины, перечисляем предметы, указав их цвет, размер, мелкие детали, части.
По центру мы видим запряжённую, задремавшую лошадь. Она стоит привязанной около крыльца двухэтажного, деревянного дома с жёлтыми стенами.
4. Четвертая картинка это то, что находится ЗА центром картины, рассматриваем предметы, которые находятся ВДАЛИ. Также указав их особенности.
На заднем плане виднеются стройные, белоствольные берёзки. А дальше растут зелёные, мощные, вековые сосны. Земля покрыта подтаявшим, рыхлым, сверкающим снегом.
5. Пятая картинка смотрим на то, что изображено ПЕРЕД центром – обращаем внимание на предметы, которые находятся ВПЕРЕДИ центрального объекта.
Впереди изображена грязная, растаявшая, жёлто-серая дорога.
6. Шестая картинка это наше с вами ОТНОШЕНИЕ к картине – здесь нужно сказать о чувствах, которые у вас возникают, когда вы смотрите на картину.
Смотря на эту картину, нам кажется, будто вдалеке поют птицы, журчат ручейки и капли воды капают с крыши. Я бы эту картину назвала – «Начало весны».
А теперь давайте попробуем все вместе описать картину с помощью картинок-подсказок.
Примерный текст составленного описания:
На картине Исаака Левитана «Март» изображен весенний пейзаж. Стоит солнечный, ясный, теплый день. По центру мы видим запряжённую, задремавшую лошадь. Она стоит привязанной около крыльца двухэтажного, деревянного дома с жёлтыми стенами. На заднем плане виднеются стройные, белоствольные берёзки. А дальше растут зелёные, мощные, вековые сосны. Земля покрыта подтаявшим, рыхлым, сверкающим снегом. Впереди изображена грязная, растаявшая, жёлто-серая дорога. Смотря на эту картину, нам кажется, будто вдалеке поют птицы, журчат ручейки и капли воды капают с крыши. Я бы эту картину назвала – «Начало весны».
4. Заключительная часть
— Вот мы с вами рассмотрели картину Исаака Левитана, описали своими словами то, что мы на ней видим, сказали о своих чувствах, которые у нас возникают, когда мы рассматриваем произведения искусства.
Ребята вам понравилось рассматривать пейзаж? Вы хотели бы увидеть настоящую картину? А вы знаете где она находится?
—Наше занятие подошло к концу. Так как у нас на картине весна, и чтобы весеннее настроение продолжалось, я подарю вам магнит с изображением этой картины.
— Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень"
На занятии дети знакомятся с творчеством И.Левитана, учатся составлять описательный рассказ по картине И. Левитана" Золотая осень" К занятию прилагается презентация с портретом х...

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»
Цель данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»
Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажно...

Проведение занятия (из опыта работы) по обучению старших дошкольников составлению описательного рассказа по картине "Собака со щенками" с использованием опорных схем
Из опыта моей работы предлагаю познакомиться с использованием опорных схем при обучении старших дошкольников составлению пересказа по картине "Собака со щенками". Особое внимание...