Конспект занятия по развитию речи "Лисичка со скалочкой" для детей 4-5 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Умрихина Юлия Анатольевна

Конспект по развитию речи для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_4-5_let.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Заполнение страницы электронной книги (восстановление сюжета) по русско-народной сказки «Лисичка со скалочкой» в процессе речевого занятия

Задачи занятия:  

Образовательная: Узнать и назвать концовку русско-народной сказки «Лисичка со скалкой» во процессе слушания фрагмента;

Развивающая: Раскладывать картинки сюжета в правильной последовательности в процессе дидактической игре «Что за чем?»; дополнять окончания  предложений русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» в процессе упражнения «Закончи предложение»

Воспитательная: внимательно слушать и выполнять инструкции воспитателя, не перебивать друг друга в процессе беседы и слушанья сказки; договариваться во время дидактической игры, учитывать интересы друг друга

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: Доставить картинки для последовательность сюжета сказки 

Игровая задача: Помочь Лисичке вспомнить, что она делала в сказке

Игровые действия: Расставить картинки на места, чтобы получился сюжет сказки

Игровые правила: Организационные: 1.Раскалдывать картинки в правильной последовательности 2. Работать на своей стороне экрана  Дисциплинарные: 1. Хлопнуть, когда закончишь играть 2. Дожидаться всех сверстников, пока они закончат играть

Планируемый результат занятия: Дети заполнили страницы электронной книги (восстановление сюжета) по русско-народной сказки «Лисичка со скалочкой» в процессе речевого занятия; узнали и назвали концовку русско-народной сказки «Лисичка со скалкой» во время слушания отрывка ; раскладывали картинки сюжета в правильной последовательности в процессе дидактической игре «Что за чем?»;  внимательно слушали и выполняли инструкции воспитателя, не перебивали друг друга в процессе беседы и слушанья сказки; договаривались во время дидактической игры, учитывали интересы друг друга

Подготовительная работа: Познакомиться со сказкой «Лисичка со скалочкой»  

Материалы и оборудование: книга со сказкой, смарт-доска с иллюстрациями по теме, рисунок «лисички»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание мотивации на дальнейшую деятельность

В: «Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «привет» и «добрый день».

Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся»

Художественное слово

Дети отвечают на вопрос

Дети замотивированы на дальнейшую деятельность на занятии

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Подведение

детей к

пониманию

проблемной

ситуации и

определению

путей ее

решения

В.:  - Ребята, сегодня я листала нашу книжку со сказками и там была незаполненная страница. Скажите, а разве в книгах может быть незаполненная страница?

- Нет

- Верно. Страницы должны быть все заполнены.

На экране педагог включает электронную книгу

- Что не так с этой страницей?

- Здесь не хватает двух картинок, сюжет не полный, но есть сбоку две картинки

- А вы узнали что это за сказка? Какие там герои

- Да, это русско-народная сказка «лисичка со скалочкой»

- Так мы можем дополнить двумя картинками весь сюжет сказки?

- Да

- Давайте вспомним как работать с доской. Руки должны быть сухими и стоим на расстояние вытянутой руки. Проверим руки.

-Ребята, получилось дополнить?

- Нет

- Почему же?

- Потому что Ангелина говорит сюда картинку ставить, а я знаю, что наоборот.

- Ребята, так как же нам проверить и узнать?

- Мы можем посмотреть мультик, спросить у воспитателя, зайти в интернет, удалить страницу

- А мы можем с помощью книги узнать?

- Да, мы можем дочитать сказку и заполнить до конца сюжет

Зрительная гимнастика

Словесный (вопрос-ответ)

Беседа

Проблемная ситуация (спор)

Проблемный вопрос

Дети отвечают на вопросы педагога и принимают пути решения проблемы

Дети столкнулись с проблемой ситуацией и определили пути ее решения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление детей с русской народной сказкой (фрагмент) «Лисичка со скалочкой»

- Кто написал эту сказку?

- Это русская народная сказка, её написали много людей и  она передавалась из поколения в поколение

- Верно, предлагаю вспомнить о чём мы читали на прошлых занятиях.

Шла лисичка по дорожке, нашла скалку и забрала её. Пошла в гости деревню, попросив переночевать на лавочке. Утром встала, скалку сожгла и обманула. Попросила за скалку курицу и пошла дальше. Пришла к другим в деревню, переночевала и утром съела курицу. Дали ей за это гусочку и пошла к другую деревню. Пришла в другую деревню переночевать…

Чтение фрагмента (концовки)

Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да и говорит:

— А где же моя гусочка? Давайте мне за неё девочку!

А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

— Бери, лиса, девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

— Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит!

Лиса испугалась, бросила мешок — да бежать…

Тут собака выскочила из мешка — да за ней!

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору юркнула. Сидит там и говорит:

— Ушки мои, ушки! Что вы делали?

— Мы всё слушали.

— А вы, ножки, что делали?

— Мы всё бежали.

— А вы, глазки?

— Мы всё глядели.

— А ты, хвост?

— А я всё тебе мешал бежать.

— А, ты всё мешал! Ну постой же, я тебе задам! — И высунула хвост из норы. — Ешь его, собака!

Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать!

- Ребята, вот мы и дочитали сказку. Расскажите, кто главный герой? (лисичка) Что она делала всю сказку? (обманывала) Зачем она так делала? Чем всё закончилось? Как вы оцениваете поступок собаки? А поступки лисички?

Вам понравилась эта сказка?

Мне сказка понравилась, потому что в конце победила  справедливость и собака наказала рыжую плутовку.

? Как бы вы назвали эту сказку по-другому?

Словесный (вопрос ответ, рассказы детей)

Чтение художественной литературы

Беседа

Вопрос-ответ

Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы

Дети до конца познакомились с русской народной сказкой «лисичка со скалочкой»»

2.3.

Этап практического решения проблемы

Закрепление полученных знаний об сказки для восстановления сюжета по картинкам

Динамическая пауза

Лисонька по лесу шла (ходьба на месте),

Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом),

А когда проголодалась (поглаживание живота),

За добычею помчалась (бег на месте).

Упражнение «закончи предложение»

-  Ушки мои, ушки! Что вы делали? Мы всё … (слушали)

- А вы, ножки, что делали? Мы всё.. (бежали).

- А вы, глазки? Мы всё… (глядели).

-  А ты, хвост? А я всё тебе … (мешал бежать)

Дидактическая игра «Что за чем?»

Правила ТБ у доски

- Ой, нам пришло сообщение от лисички. Прослушаем его?

«Ребятушки, я так сильно испугалась собаку, что совсем забыла куда ходила и что делала. Поможете мне вспомнить? Некоторые картинки я расставила, а в остальных запуталась..»

- Поможем лисичке?

Дидактическая задача: Сопоставить последовательность сюжета сказки

Игровая задача: Помочь Лисичке вспомнить, что она делала в сказке

Игровые действия: Разложить все картинки по своим местам, чтобы получился сюжет сказки

Игровые правила: Организационные: 1.Раскалдывать картинки в правильной последовательности 2. Работать на своей стороне экрана  Дисциплинарные: 1. Хлопнуть, когда закончишь играть 2. Дожидаться всех сверстников, пока они закончат играть

- Ну что, сказку дочитали, что мы ещё забыли сделать?

-Дополнить книжку

- Верно, теперь у нас вся книжка заполнена. Мы сможем подарить её младшей группе. Что они тоже прочитали эти сказки!

 Зрительная гимнастика с лисой

Динамическая пауза

Упражнение «Закончи предложение»

«Дидактическая игра «Что за чем?»

Объяснение правил

Игровые действия

Практическое решение проблемы

Дети поупражнялись в «закончи предложение», поиграли в дидактическую игру «что за чем?»

Закрепили полученные

знания во время упражнения, дидактической игры

3.

Заключительный этап

Подведение

итогов и анализ

деятельности

- Ребята, что мы сейчас делали? Зачем мы это делали?

- Заполняли электронную страницы книги со сказками, чтобы книжка была полная и мы смогли отправить в младшую группу

- А с помощью чего? Что мы для этого делали?

- Дочитали сказку, упражнялись, играли в дидактическую игру

- Кто нам сегодня оставлял голосовое сообщение?

- Лиса

- Закончите предложение « Сегодня я узнал(-а) о …..»

Вы большие молодцы! Как здорово у вас сегодня всё получилось! «Настроение каково? ВО!»

Словесный (вопрос-ответ)

Дети отвечали

вопросы педагога,

анализировали свою

деятельность

Дети

подвели итоги проанализировали

свою

деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непослушный Петушок: конспект занятия по развитию речи и изо детей раннего возраста

Занятие для детей раннего возраста, в ходе которого дети  знакомятся с  Петушком,  чем он питается, закрепляют произношение крика петушка, закрепляют знание синего цвета и знакомятся со...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект занятия по развитию воображения и речи детей "Путешествие на луг"

Публикация в сборнике методических разработок "Находками делюсь с коллегами" серии "Педагогичкский опыт" (выпуск 28, Педагогическое общество России Саратовское областное отделение, Саратов 2012)...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...