План по самообразованию "Сказка как средство развития речи детей раннего возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Лапина Татьяна Викторовна

Само слово СКАЗКА – это художественное произведение, в основном волшебного, прозаического, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Изучение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка  в раннем дошкольном возрасте. Так как речь не дается человеку от рождения, то естественно должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить  немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  окружающим  миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

План

по самообразованию

2022/2023 учебный год

Тема:     «Сказка, как средство развития              речи детей раннего возраста»

Воспитатель: Березуцкая Татьяна Викторовна

МАДОУ «Детский сад 196»

Г. Барнаул

Само слово СКАЗКА – это художественное произведение, в основном волшебного, прозаического, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Изучение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка  в раннем дошкольном возрасте. Так как речь не дается человеку от рождения, то естественно должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить  немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  окружающим  миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Проблема: в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как  взрослых, так и детей  к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении в ребенком.

Актуальность:

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»

Ирина Токмакова

Овладение родным языком является одним из важнейших  приобретений ребенка в раннем возрасте. Именно приобретений, так как речь  не дается человеку от рождения.  Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий , чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении  (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие  монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Цель: Развитие связной речи детей  раннего возраста посредством русской народной сказки. Определить роль  сказки  в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)

- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

- Систематизировать  опыт работы по теме.

- Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

- Выявить возможность использования русских народных  сказок  на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на  основе использования русских народных сказок.

План работы по самообразованию

Месяц

Форма работы

Воспитатель

С родителями

С детьми

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста». Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему « Народные сказки» для детей дошкольного возраста. Постановка целей и задач по данной теме.

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой  М.2019
  2. Ильин И « Духовный мир сказки»
  3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  4. Э.И Иванова «Расскажи мне сказку» литературные сказки для детей. Просвещение 2001
  5. «Занятия по развитию речи» В.В Гербова.
  6. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.1991
  7. Бородич А.М Методика развития речи детей М.2004

Октябрь

Изучение темы: «Роль сказок  в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с русскими народными сказками»

Изучение нормативно-правовой, научной  и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Создание картотеки народных сказок

Консультация «Роль сказки в развитии речи детей»

Повышение педагогической компетенции, консультация «Расскажи мне сказку, мама!»

Чтение сказок «Курочка ряба», разучивание и проговаривание потешек. Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

ноябрь

Изучение методической литературы по теме самообразования. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Составление картотеки пальчиковых и подвижных игр

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей. Составление буклета со списком рекомендуемых сказок.

Чтение сказки «Колобок», «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Разучивание и повторение пальчиковых и подвижных игр

декабрь

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста»

Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей. Читаем дома»

Дидактическая игра «Угадай сказку», «Расскажи сказку».

Рисование «Сказка красками»

Январь

Апробация форм работы с родителями. Повышение уровня педагогической  компетенции

Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку»

Пересказ сказки «Курочка Ряба, «Колобок».

 Рисунки и аппликация по сказкам «Колобок» «Курочка Ряба»

Беседы по сказке «Три поросенка»

Февраль

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Создание бумажного театра.

Консультация « Личная библиотека ребенка».

Буклет «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Чтение сказки «Теремок», Три медведя»

Пальчиковый театр «Колобок». Прослушивание аудиосказок

Март

Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка. Подбор литературы для родителей

Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Игры в театральном уголке (настольный, пальчиковый и тп).

Дидактическая игра «Найди ошибку в сказке»

Апрель

Изучение рынка современных игрушек, и возможности использования их в театрализации сказок.

Консультация «Современные игрушки, плюсы и минусы в развитии детей»

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Инсценировка русских народных сказок. Участие в театральной недели.

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Май

Самоанализ по реализации плана. Презентация опыта работы по теме

Развлечение «В гостях у сказки»

Используемая литература:

  1. Хрестоматия для детей 1-3 лет
  2. Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия»
  3. Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки»
  4. Ильин И. «Духовный мир сказок»
  5. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  6. Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Прсвещение 2001
  7. «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова (младшая группа). М 2016.
  8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М1991
  9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М 2004
  10. Ланчеева-Репьева «иное царство русских сказок»
  11. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году

АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...