План по самообразованию "Сказка как средство развития речи детей раннего возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Само слово СКАЗКА – это художественное произведение, в основном волшебного, прозаического, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Изучение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в раннем дошкольном возрасте. Так как речь не дается человеку от рождения, то естественно должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
2022/2023 учебный год
Тема: «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Березуцкая Татьяна Викторовна
МАДОУ «Детский сад 196»
Г. Барнаул
Само слово СКАЗКА – это художественное произведение, в основном волшебного, прозаического, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Изучение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в раннем дошкольном возрасте. Так как речь не дается человеку от рождения, то естественно должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Проблема: в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении в ребенком.
Актуальность:
«У кого в детстве не было сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»
Ирина Токмакова
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в раннем возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий , чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цель: Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русской народной сказки. Определить роль сказки в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на основе использования русских народных сказок.
План работы по самообразованию
Месяц | Форма работы | ||
Воспитатель | С родителями | С детьми | |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста». Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему « Народные сказки» для детей дошкольного возраста. Постановка целей и задач по данной теме.
| ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с русскими народными сказками» Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Создание картотеки народных сказок | Консультация «Роль сказки в развитии речи детей» Повышение педагогической компетенции, консультация «Расскажи мне сказку, мама!» | Чтение сказок «Курочка ряба», разучивание и проговаривание потешек. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» |
ноябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. Применение цитат из сказок в режимных моментах. Составление картотеки пальчиковых и подвижных игр | Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей. Составление буклета со списком рекомендуемых сказок. | Чтение сказки «Колобок», «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Разучивание и повторение пальчиковых и подвижных игр |
декабрь | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста» | Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей. Читаем дома» | Дидактическая игра «Угадай сказку», «Расскажи сказку». Рисование «Сказка красками» |
Январь | Апробация форм работы с родителями. Повышение уровня педагогической компетенции | Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку» | Пересказ сказки «Курочка Ряба, «Колобок». Рисунки и аппликация по сказкам «Колобок» «Курочка Ряба» Беседы по сказке «Три поросенка» |
Февраль | Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Создание бумажного театра. | Консультация « Личная библиотека ребенка». Буклет «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста» | Чтение сказки «Теремок», Три медведя» Пальчиковый театр «Колобок». Прослушивание аудиосказок |
Март | Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка. Подбор литературы для родителей | Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» | Игры в театральном уголке (настольный, пальчиковый и тп). Дидактическая игра «Найди ошибку в сказке» |
Апрель | Изучение рынка современных игрушек, и возможности использования их в театрализации сказок. | Консультация «Современные игрушки, плюсы и минусы в развитии детей» Выставка книг «Моя любимая сказка» | Инсценировка русских народных сказок. Участие в театральной недели. Дидактическая игра «Узнай сказку» |
Май | Самоанализ по реализации плана. Презентация опыта работы по теме | Развлечение «В гостях у сказки» | |
Используемая литература:
- Хрестоматия для детей 1-3 лет
- Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия»
- Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки»
- Ильин И. «Духовный мир сказок»
- Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
- Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Прсвещение 2001
- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова (младшая группа). М 2016.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М1991
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М 2004
- Ланчеева-Репьева «иное царство русских сказок»
- Ресурсы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...
План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...
