«Использование театрализованной игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Использование театрализованной игры в развитие речи
детей младшего дошкольного возраста»
.Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи , педагогической деятельности , технологических приёмов.
Цель моего доклада, обучение участников применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста .
Задачи :
1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .
2. Познакомить с видами театра .
3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми .:..
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь так как театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. (В.А. Сухомлинский).
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. увлеченные театральной игрой дети становятся более раскрепощенными, легкими, пропадает комплекс «Я не умею».
Основатель Московского кукольного театра С.В. Обрасцов однажды сказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театральная деятельность.
При работе с детьми, я поставила перед собой цель : развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности .
Для реализации цели я определила ряд задач :
1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру речи , интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой , ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации : поза, жесты, мимика, голос, движения. Развивать уверенность в себе.
3. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр : раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках, желание перевоплощаться в разные образы.
4.Выразительность (поза, движения, жест, мимика).
5.Самостоятельность в игре с игрушками, театральными куклами.
Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы : 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности , что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В театрализованной деятельности использую такие формы организации
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
- Театрализованное занятие
Самостоятельная театрально-художественная деятельность
- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
Приемы развития речи :
1. Чтение художественной литературы.
2. Чистоговорки и скороговорки
3. Инсценировка диалога.
Свою работу я начинаю с изучение научно – методической литературы, опыта коллег. В младшей возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Поэтому свою работу построила поэтапно:
1.подготовка персонажей.
2.провела диагностику (из наблюдений, бесед).
3.творческое применение театрализованной игры в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах.
И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра , которые использую в своей работе с детьми.
Виды театров:
вырезной театр
театр би-ба-бо -фланелеграф
теневой театр
Пальчиковый театр
театр мягкой игрушки
театр в книжке Конусный театр
Маски-шапочки
В заключении хочу сказать, что с помощью театрализованной игры, дети научаться сопереживать, будут понимать речь взрослого, с удовольствием участвовать в инсценировках. Хочется закончить свое выступление словами известного всем нам писателя Джани Родари: «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то что думает, а не то что надо. Не поучать и не обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку.
3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!
Используемая литература:
1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...

«Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»
Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная ра...

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»
Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....

