Конспект по РР в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максименкова Виктория Андреевна

Ознакомление с  многообразием космоса, с космическими объектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_kosmos.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Максименкова Виктория Андреевна.

Дата проведения: 09.04.25.

Образовательные области: речевое развитие.

Тема недели: "Тайны космоса".

Тема занятия: "Путешествие в космос".

Возрастная группа: 5-6 лет.

Вид занятия: РР (развитие речи).

Цель занятия: ознакомление с  многообразием космоса, с космическими объектами  посредством беседы, построения космической ракеты, составления интеллект - карты, дидактических игр, интерактивной игры с  использования ИКТ- оборудования, элементов продуктивной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить с понятием "космос" (Вселенная); Солнцем (раскалённым космическим объектом); строением солнечной системы                       (название, размеры планет, расположением их к солнцу); учиться формулировать получаемые результаты, оценивать себя, результаты своей деятельности; узнать значение новых слов (космонавт, спутник, планета); дать представление о многообразии космоса.

Развивающие: объяснить, для чего проводятся исследования космоса; развивать фантазию, творческое  воображение; активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие; поощрять знания детей о космосе: развивать творческие способности; развивать связную речь; развивать мелкую моторику рук и координацию движений пальцев рук, глазомер.

Воспитательные: воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе; воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса; воспитывать самостоятельность, усидчивость, чувство коллективизма; воспитывать честность и уважительное отношение к другим.

Дополнительные задачи:

Продуктивные задачи: технические: закреплять умение составлять композицию; закреплять умение приклеивать детали; закреплять умение складывать бумагу, сгибать пополам; закреплять умение вырезать детали по контуру. Изобразительные: закреплять умение создавать образ ракеты из бумаги, используя шаблон; совершенствовать умение изображать плакат на космическую тему.

Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Космические объекты".

Игровая задача: назвать слова с противоположным значением; образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ; составить из фрагментов картинок целую фотографию и рассказать, что изображено на ней.

Словарная работа: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита, космонавт, скафандр.

Планируемый результат занятия: дети ознакомились с многообразием космоса, с космическими объектами  посредством беседы, построения космической ракеты, составления мнемосхемы, дидактических игр, интерактивной  игры с использованием ИКТ- оборудования, элементов продуктивной деятельности.

Подготовительная работа: разработка технологической карты и оборудования, беседа по теме "Космос", рассматривание иллюстраций, загадывание загадок по теме, составление интеллект - карты  планет вокруг солнца, д/и "Скажи наоборот", "Сложные слова", "Составь предложение", создание стенгазеты "Космос".

Материалы и оборудование: дидактический материал: ИКТ - оборудование, д/и "Скажи наоборот", "Сложные слова", "Составь предложение", разрезные картинки на тему "Космос", иллюстрации к загадкам, стульчики для моделирования ракеты, иллюстрация солнца,  карточки по планетам вокруг солнца для создания интеллект - карты, магнитная доска, маршрутный лист, мяч. Раздаточный материал: ватман, салфетки, клеёнка, карандаши, клей, ножницы, смайлики: звёзды, солнце, ракета для распределения на группы, медальки, заготовки для стенгазеты.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания детей. Формирование интереса к теме занятия.

Создание эмоционального настроя. 

Приветствие:

«Дружба начинается с улыбки»

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Приветствие.

Становятся в круг.

Приветствуют друг друга.

Подготовка к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Учиться искать пути решения проблемы.

Сюрпризный момент (проблемная ситуация). Вхождение в тему занятия.

«Послание с другой планеты»

Ребята, только что  мне пришло на телефон странное голосовое сообщение. Хотите узнать от кого оно? Послушаем? Давайте узнаем. Мне кажется, это сообщение для нас с вами. (Аудиозапись).

Погружение в проблемную ситуацию.

- Ребята, хотите помочь жителям планеты? Тогда нам придётся отправиться в космическое путешествие. Путешествие будет не простое. На пути нам будут встречаться препятствия. Космические пираты приготовили для нас испытания, которые мы должны пройти, и тогда они освободят всех. Вы готовы? Посмотрите, пираты оставили для нас карту, по которой мы будем ориентироваться. Выполненные испытания будем отмечать галочками.

Словесный метод (беседа о проблеме).

Аудиозапись.

Наглядный метод (иллюстрация космических пиратов).

Словесный метод (разъяснение).

Наглядный метод (маршрутный лист).

Внимательно слушают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы.

Развитие у детей интереса и эмоционального отклика.

Мотивация детей на дальнейшую совместную деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Дать представления по теме. Создать правильную организацию восприятия, понимания для воспроизведения.

Закрепить элементарные знания детей о космосе.

Расширение словаря посредством объяснение незнакомых или непонятных слов. Ввести понятия "космонавт", "спутник", "планета"; - объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

Воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

Формировать правильное звукопроизношение.

Формировать правильную выразительность речи.

-Но, прежде чем отправиться в космическое путешествие, нужно выполнить первое задание от пиратов. Они приготовили нам загадки.

1. Океан бездонный.

Океан бескрайний,

Безвоздушный, тёмный,

И необычайный,

В нём живут Вселенные,

Звёзды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты.(Космос.)

- Как вы догадались?

2. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется...(Земля.)

- Как называются люди, живущие на планете Земля?

3. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая..... (Ракета.)

4. У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По - английски: "астронавт",

А по - русски.... (Космонавт.)

- Ребята, а каким должен быть космонавт? (бесстрашным, смелым, отважным, героическим, сильными и т.д.)

5. Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт....(Гагарин.)

- Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).

- А что вы знаете об этом празднике?

Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был? (Космонавт Ю.А. Гагарин).

6. В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (Скафандр.)

Молодцы! Первое задание мы выполнили. Теперь мы готовы к космическому путешествию? Мы с вами будем сегодня космическими спасателями. А на чём же мы полетим? (На ракете). Надо построить космический корабль. (Дети совместно с воспитателем строят ракету из стульчиков). Вы как настоящие космонавты готовы теперь лететь в космос. Давайте пройдём в ракету и проверим её. Проверим, работает ли двигатель и все ли системы исправны?

  • Проверяем запас топлива (с-с-с);
  • Проверяем люки (а-а-а-а, вверх - вниз);
  • Проверяем радио (произносим короткий звук "у" с разной интонацией);
  • Включаем двигатель (р-р-р-р);
  • Надеваем скафандр (ших-ших-ших).

Наглядный метод (иллюстрации к загадкам).

Художественное слово (загадки).

Художественное слово (загадки).

Художественное слово (загадка).

Словесный метод (беседа).

Художественное слово (загадка).

Наглядный метод (стульчики для построения ракеты).

Практический метод (моделирование ракеты).

Словесный метод (указания).

Наглядный метод (показ положения органов речи).

Отгадывают загадки.

Участвуют в беседе. Разглядывают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в беседе.

Дети моделируют ракету при помощи стульев.

Повторяют звуки за педагогом для формирования правильного звукопроизношения.

Изучение темы.

Ознакомление с материалом.

Закрепление элементарных знаний детей о космосе. Введение понятий "космонавт", "спутник", "планета"; - объяснение детям о том, для чего проводятся исследования космоса.

Воспитание у детей уважения и гордости к людям, которые занимаются освоением космоса.

Формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильной выразительности речи.

Подготовка к работе.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Практическое выполнение.

Познакомить с понятием "космос" (Вселенная); Солнцем (раскалённым космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу). Расширение словаря посредством объяснение незнакомых или непонятных слов.

Расширить представления детей о  космосе.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание. Добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе, делиться на подгруппы.

(Дети садятся в ракету). Наш космический корабль отправляется с космодрома "Детский сад". На старт. Обратный отсчёт: 5,4,3,2,1 - Поехали! Посмотрите в иллюминаторы. Как красиво! Мы находимся в невесомости. а что такое невесомость? (Отсутствие веса).  

1. Наш космический корабль приземлился на орбитальной станции №1. Пираты навели беспорядок в солнечной системе. Исчезли все планеты. Осталось только солнце. Как же нам вернуть планеты на свои орбиты? Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом - Вселенная. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда - солнце. Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (9 планет). И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (Дорожки, по которым кружатся планеты).

Давайте назовем планеты с помощью стихотворения и выстроим картинки планет по порядку на магнитной доске. В центре будет наше Солнце.

Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, девять штук.
Все  планеты по порядку
Назовет любой из нас
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер "девять" звать Плутон.

(На магнитной доске дети выстраивают Солнечную систему).

-Наш корабль отправляется дальше. Обратный отсчёт : 5,4,3,2,1 - Поехали!

Физкультминутка

Начинаем тренировку

Чтобы сильным стать и ловким (Руки сгибают в локте, показывают "мускулы")

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс, (Подняться на носки, руки вверх)

Звёзды, в гости ждите нас.

По ступенькам поднялись, (Ходьба на месте)

Дружно за руки взялись (Имитация подъёма в ракету по ступенькам)

Аккуратно надо сесть, (Дети садятся в ракету)

Чтоб приборы не задеть.

Кресло займи,  (Педагог отдаёт команды)

Пристегнуть ремни - (Имитация закрепления ремней)

Раз, два, три....летим! (Бег, руки в стороны).

2. Внимание! Наш космический корабль приземлился на космической станции №2. Какое же задание приготовили нам здесь космические пираты? Игра "Скажи наоборот" (игра с мячом).

Я вам буду называть слово и кидать мяч, а вы бросаете мне мяч обратно  и называете слово с противоположным значением (Например: взлететь - приземлиться, ярко - тускло и т.д).

- Молодцы! И с этим заданием справились. Отправляемся дальше. Обратный отсчёт: 5,4,3,2,1. Пуск!

3.Наш космический корабль приземлился на орбитальной станции №3. Игра на ИКТ - оборудовании "Космические объекты". В центр управления полётами необходимо передать информацию о космических объектах. На экране будет 2 слова, зашифрованное картинками, а вы из 2-х слов, зашифрованные картинками составьте одно (Например: Луна, ходить - луноход, звезда, летать - звездолёт и т.д.). Ещё одно задание космических пиратов выполнили.

Наш корабль отправляется дальше.

4.Внимание наш корабль приземляется на космической станции №4. (На двух столах лежат фрагменты картинок).

-Ребята, посмотрите, лежат фрагменты снимков. Как же нам из фрагментов сделать целые фотографии? Когда фото будут готовы, то ваша задача рассказать, что изображено на ней. Поделимся на космические отряды при помощи смайликов: звёзды, солнце, ракета.

Игра "Составь предложение".

(Дети собирают фотографии и составляют предложения по картинке).

- Наш корабль возвращается на планету Земля. Мы прилетели на планету Земля.

Ребята, мы преодолели все препятствия, прошли через все испытания, выполнили все задания космических пиратов. (На экране появляются жители планеты Железяка).

Ура! Пираты освободили всех жителей.

Ребята, вы узнали много интересного о космосе. А как можно рассказать вашим друзьям, которые сегодня не были в детском саду о космосе? Можно сделать стенгазету о космосе своими руками, где будут и планеты, и ракета, и кометы. Всё, что можно знать о космосе. Разделимся снова по нашим смайликам на три группы: звёздочки, солнышки и ракеты. Теперь посмотрите, что лежит на столе каждой группы и подумайте, что вы можете сделать или нарисовать на плакате. Таким способом мы сможем рассказать о космосе вашим друзьям.

Пальчиковая гимнастика "Космос"

Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальцы на обеих руках)

В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большим, образуя "бинокль".)

Что он видит впереди?

Солнце,  планеты, спутники, кометы,

(Загибают пальцы обеих рук)

Большую жёлтую Луну.

(Включаю музыку для детского творчества).

Работа по группам: 1 группа:  рисует на стенгазете звёзды, кометы, солнце; 2 группа: вырезает планеты солнечной системы и наклеивает их на стенгазету; 3 группа: наклеивает иллюминаторы и огонь и наклеивают ракету на стенгазету.

Музыкальное сопровождение (звуки взлёта и приземления ракеты, космическая музыка).

Словесный метод (пояснение).

Наглядный метод (иллюстрация солнца).

Словесный метод (рассказ).

Словесный метод (указания).

Художественное слово (стихотворение).

Наглядный метод (картинки планет).

Музыкальное сопровождение (звуки взлёта и приземления ракеты, космическая музыка).

Наглядный метод (показ движений).

Словесный метод (указания).

Наглядный метод (мяч).

Игровой метод.

Словесный метод (указание).

Игровой метод.

Наглядный метод (демонстрация экрана).

Словесный метод (указания).

Наглядный метод (разрезные картинки на тему "Космос", смайлики для деления на подгруппы).

Игровой метод.

Наглядный метод (демонстрация иллюстрации жителей планеты "Железяка").

Аудиозапись.

Словесный метод(указания).

Наглядный метод (показ движений).

Музыкальное сопровождение.

Практический метод.

Дети вместе с педагогом имитируют движение ракеты.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания по станциям.

Внимательно слушают педагога и рассматривают иллюстрацию Солнца.

Дети слушают стихотворение, повторяют его вместе с педагогом и выстраивают на магнитной доске картинки планет.

Составление интеллект - карты планет вокруг солнца.

Выполняют движения за педагогом.

Дети внимательно выслушали правила игры.

Играют в игру с мячом, называя слова с противоположным значением.

Дети внимательно выслушали правила игры.

Образовывают сложные слова при помощи слияния двух основ.

Дети поделились при помощи смайликов на космические отряды и собирают фотографии, составляя предложения по картинке.

Выполняют движения за педагогом.

Дети создают стенгазету "Космос".

Деятельность детей: 

1 группа:  рисует на стенгазете звёзды, кометы, солнце;

2 группа: вырезает планеты солнечной системы и наклеивает их на стенгазету;

3 группа: наклеивает иллюминаторы и огонь и наклеивают ракету на стенгазету.

Выполнение работы.

Ознакомление с понятием "космос" (Вселенная); Солнцем (раскалённым космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу).

Расширение представлений детей о космосе.

Активизация мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания.

Воспитание активности, инициативности, умения работать в коллективе, делиться на подгруппы.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

Рефлексия:

Мы помогли освободить жителей планеты Железяка? Куда мы с вами сегодня летали? А какие задания мы выполнили, чтобы спасти жителей? А какие задания показались вам сложными? Что нового узнали? Вы хотите ещё раз побывать в космосе? Мы обязательно ещё попутешествуем по космическому пространству.

Словесный метод (беседа).

Участвуют в беседе, оценке работы, подведении итогов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Студентка: Максименкова В.А. ___________  

Методист: Тимофеева С.Б. ___________                                      

Воспитатель: Картавская О.А. __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...