Конспект по РР в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максименкова Виктория Андреевна

Ознакомление детей с процессом выращивания хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_v_starshey_gruppe.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Максименкова Виктория Андреевна.

Дата проведения: 15.10.25.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Тема недели: "Без труда хлеб не родится никогда".

Тема занятия: "Хлеб - всему голова".

Возрастная группа: 5 - 6 лет.

Вид занятия: РР (развитие речи).

Цель занятия: ознакомление детей с процессом выращивания хлеба посредством беседы, мнемотаблицы, составления описательного рассказа, дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить детей с тем, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закреплять знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания; расширять знания детей о процессах выращивания хлеба, о профессиях людей, выращивающих хлеб; упражнять в умении произносить слова сложной слоговой структуры (комбайнер, тракторист, хлебопек); дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; расширять и закреплять знания детей о многообразии хлеба и изделий из муки.

Развивающие: развивать связную речь и монологическую, обогащать словарный запас детей; развивать интерес к процессу выращивания хлеба;  развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей; развивать творческие способности и логическое мышление; развивать мелкую моторику рук и координацию движений пальцев рук; развивать познавательный интерес; развивать речь детей в употреблении уменьшительно - ласкательных форм слова.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; воспитывать любознательность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать самостоятельность, воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Дополнительные задачи:

Продуктивные задачи: техническая: закреплять умения сопоставлять детали.

Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Испеки хлеб".

Игровая задача: соотнести необходимые продукты, которые понадобятся для изготовления хлеба.

Словарная работа: хлеб, комбайн, сеялка, хлебобулочные изделия.

Планируемый результат занятия: дети познакомились с процессом выращивания хлеба посредством беседы, мнемотаблицы, составления описательного рассказа, дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.

Подготовительная работа: беседы: «Как на наш стол хлеб пришёл», «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и сейчас», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб»; рассматривание иллюстраций «Выращивание хлеба»; чтение художественной литературы: сказки «Лёгкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», «Сказка о пшеничном зёрнышке», М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Материалы и оборудование: дидактический материал: картинки хлеба, игрушка зайчика, мешочек с зерном, картинки о выращивании хлеба, портрет Михалкова, картинки на тему "Как выращивают хлеб и как он попадает в магазин", магнитная доска, стихотворение С. Михалкова "Булка", мнемотаблица, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: предметные картинки к игре "Путаница", предметные картинки к игре "Что сделано из муки".

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания детей; Формирование интереса к теме занятия;

Создание эмоционального настроя. 

Развитие речи детей, умение образовывать уменьшительно - ласкательную форму слова. Способствовать развитию связной речи, воспитывать познавательный интерес.

Приветствие:

Встанем дружно все в кружок,

Получился хоровод,

Мы друг другу улыбнемся,

Подмигнем и засмеемся!

- Здравствуйте, ребята. Как у вас вкусно пахнет, у вас недавно завтрак был? А что у вас сегодня было на завтрак? А вчера что вы кушали? Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно  на нашем столе и утром, и в обед, и вечером?

Отгадайте загадку:

Вот он — Тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол —
Он пожаловал — пришёл.
В нём — Здоровье, наша сила,
В нём — Чудесное тепло.
Сколько рук Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб).

- Конечно, это хлеб. Каждый день у нас в детском саду и дома на столе хлеб и хлебобулочные изделия.

Речевая игра "Назови ласково"

(Дети образовывают уменьшительно - ласкательную форму слова)

Колос - колосок, зерно - зёрнышко, хлеб - хлебушек, блин - блинчик, булка - булочка, баранка - бараночка, печенье - печеньице, сушка - сушечка, пирог - пирожок.

Приветствие.

Словесный метод (беседа).

Наглядный метод (картинка хлеба).

Игровой метод.

Становятся в круг.

Приветствуют друг друга.

Участвуют в беседе.

Отгадывают загадку.

Образовывают слова в уменьшительно - ласкательной форме.

Подготовка к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Учиться искать пути решения проблемы.

Сюрпризный момент (проблемная ситуация)

 Появляется зайчик с мешочком ( в нём зерно) и картинками о выращивании хлеба.

Зайка: ребята, о чём вы беседуете? (о хлебе). Вот как. Я вам тоже расскажу, кое - что интересное, но прежде всего ответьте, знаете ли вы откуда берётся хлеб? А как он попал в магазин? Кто знает?

Словесный метод (беседа о проблеме).

Наглядный метод (персонаж зайчик, мешочек с зерном).

Наглядный метод (картинки о выращивании хлеба).

Внимательно слушают проблемную ситуацию.

Рассматривают мешочек с зерном и картинки о выращивании хлеба.

Мотивация детей на дальнейшую совместную деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

Создать правильную организацию восприятия, понимания для воспроизведения

Инициировать детей на коммуникацию. Продолжать формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям.

- Хотите, я вам про хлеб расскажу? Только сначала отдохнём.

Чистоговорки (Я проговариваю вместе с детьми. Один раз читаю, второй раз повторяю  с детьми)

Оле - оле- оле - хлеб найдёшь ты в поле.

Леб - леб - леб - хрустящий вкусный хлеб.

Ука - ука - ука - белая мука.

Ница - ница - ница - на полях пшеница.

Ож - ож - ож - в поле зреет рожь.

Ок - ок -ок - спелый колосок.

Есто - есто - есто - замесили тесто.

Тон - тон - тон - нарезной батон.

Ицу - ицу - ицу- сеем мы пшеницу.

Ку - ку -ку - мелем мы муку.

Зайчик: я только что прибежал с поля, где сеют зерно (показывает зёрна) специальными машинами - сеялками (иллюстрация). Из зерна вырастают колоски (показываю колоски), то есть из одного зёрнышка вырастает много зёрнышек. Зёрна соберут комбайнами (иллюстрация, отвезут на мельницу, где перемелют в муку (показываю муку).

Практический метод.

Наглядный етод (иллюстрации).

Читают чистоговорки.

Рассматривают иллюстрации.

Изучение темы, организация восприятия, расширение словарного запаса.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Практическое выполнение.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, познакомить детей с тем, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Развитие познавательного интереса, расширение и закрепление знаний детей о многообразии хлеба и изделий из муки.

А теперь мы с вами узнаем, как же выращивают хлеб и при помощи чего.

Беседа "Как выращивают хлеб и как он попадает в магазин"

(Выставляю поэтапно картинки, а дети рассказывают. Дети рассказывают, затем я проговариваю и рассказываю правильно и так по каждой картине и задаю вопросы)

По картине, где замешивают тесто, игра:

"Замесим тесто"

Ой, ладушки - ладушки.

Мы печём оладушки (хлопки ладонями).

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

(присели)

Тесто убежало

Начинай сначала.

(лёгкий бег на месте).

Чтение стихотворения: С. Михалкова

"Булка". (портрет Михалкова).

(Знакомлю детей с биографией автора, читаю стихотворение выразительно, беседуем по стихотворению, словарная работа непонятных слов, читаю ещё раз для глубокого понимания смысла прочитанного).

Интерактивная игра "Испеки хлеб"

(На экране дети подбирают необходимые продукты для приготовления хлеба).(Техника безопасности и гимнастика для глаз)

Ребята, зайчик хочет проверить вас, на сколько хорошо вы теперь знаете о хлебе. Он подготовил для вас задания. Я вас поделю на подгруппы (поделила при помощи картинок).Перед началом работы подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

  • «Хлебные изделия»

Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг).
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг).
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг).
И буханку (большой и мизинец образуют круг).
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
(Имитация лепки хлеба).

(Техника безопасности)

Элемент продуктивной деятельности

Деление на подгруппы при помощи предметных картинок

1 подгруппа: Д/и "Путаница". Ребята, вам необходимо подобрать правильно картинку хлебобулочных изделий.

2 подгруппа: Д/и "Что сделано из муки". Ребята, ваша задача отметить картинками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

(Включаю музыку для детского творчества).(После работы проговорили с детьми, что они выбрали).

Давайте вспомним (по мнемотаблице) как выращивают хлеб.

Словесные методы (беседа, рассказ).

Наглядный метод (иллюстрации).

Наглядный метод (показ движений).

Словесный метод (чтение стихотворения).

Словесный метод (беседа).

Игровой метод.

Наглядный метод (показ движений)

Наглядный метод (показ движений).

Практический метод (дидактическая игра).

Словесный метод (рассказ).

Наглядный метод (мнемотаблица).

Участвуют в беседе, рассказывают по картинам. Играют в игру. Выполняют движения за педагогом.

Рассматривают портрет и слушают биографию. Слушают стихотворение и беседуют по нему.

Играют в игру.

Выполняют движения за педагогом.

Выполняют движения за педагогом.

Делятся на две подгруппы:

1 подгруппа: Д/и "Путаница". 

2 подгруппа: Д/и "Что сделано из муки".

Рассказывают по мнемотаблице, как выращивают хлеб.

Практическое выполнение.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, познакомить детей с тем, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Развивать познавательный интерес, расширить и закрепить знания детей о многообразии хлеба и изделий из муки.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Игровая форма "Свободный микрофон"

Дети по очереди берут в руки микрофон и оценивают свою работу на занятии.

Занятие окончено! До свидания!

Словесный метод (беседа).

Участвуют в беседе, оценке работы, подведении итогов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Студентка : Максименкова В.А. ___________        

Методист: Борщёва В.М. ___________                                                                                  

Воспитатель: Трепышко Е.А. ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...