Методическая копилка по теории и методике развития речи у детей
картотека по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ВО ГПК «Россошанский филиал»
Методическая копилка
по теории и методике развития речи у детей
студентки 3 «В» группы Решетняковой Нелли
Россошь 2025
Методика воспитания звуковой культуры речи
2.1 Чистоговорки
На звук «Б»
БЕ-БЕ-БЕ-Я играю на трубе.
БУ - БУ – БУ - Купи мне трубу!
БИ-БИ-БИ - На трубе потруби.
БИ-БИ-БИ - Очень громко не труби.
БА-БА-БА - На поляне есть изба.
БЕ-БЕ-БЕ - Кто живёт в избе.
Бы-БЫ-БЫ - В лесу растут грибы
БЫ-БЫ-БЫ - Мы пошли по грибы.
На звук «В»
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.
На звук «Г»
Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?
На звук «Д»
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
На звук «Ж»
Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
На звук «З»
Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!
На звук «К»
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.
На звук «Л»
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!
На звук «М»
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
На звук «Н»
Горюет норка у горы –
Не добраться до норы.
На горе у норки норка –
Не доступна норке норка.
На звук «П»
– П, П, П! – пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…
На звук «Р»
У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.
На звук «С»
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
На звук «Т»
Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать.
На звук «Ф»
Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.
На звук «Х»
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
На звук «Ц»
Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.
На звук «Ч»
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
На звук «Ш»
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
На звук «Щ»
Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.
2.2 Скороговорки для подготовительной группы
На звук «Б»
Боря Ире дал ириску, Ира Боре — барбариску.
На звук «В»
Воробья врачи спасли, в вертолёт его внесли. Вертолёт вертел винтами, волновал траву с цветами.
На звук «Г»
Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
На звук «Д»
Дятел выдолбил дупло, дятлу в том дупле тепло.
На звук «Ж»
Жужжит над жимолостью жук.
На звук «З»
Лиза везла на возу козла и козу.
На звук «К»
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
На звук «Л»
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
На звук «М»
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
На звук «Н»
На речной мели мы на налима набрели
На звук «П
Пекарь пёк калачи в печи.
На звук «Р»
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
На звук «С»
У маленькой Сани перевернулись сани.
На звук «Т»
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя.
На звук «Ф»
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
На звук «Х»
Муха-горюха села на ухо.
На звук «Ц»
Бегают две курицы по зелёной улице.
На звук «Ч»
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
На звук «Ш»
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
На звук «Щ»
Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.
Игра инсценировка
Шёл по широкой, солнечной тропинке маленький ёжик по имени Шустрик. Его иголки блестели, как тысячи маленьких звёздочек. Шустрик шёл в школу, в шикарную лесную школу, где учили всех лесных жителей. Он шёл и шуршал листиками, случайно задевая их своим пушистым хвостиком.
Вдруг, Шустрик услышал шёпот. Он остановился и посмотрел вокруг. Из-за куста выглядывала маленькая мышка Шишка. Она шмыгала носом и шептала что-то себе под нос.
— Что случилось, Шишка? — спросил Шустрик.
— У меня беда! — пискнула мышка. — Я шью шапку для зимы, но у меня закончились нитки! А без шапки мне будет очень холодно!
Шустрик, конечно же, решил помочь. Он знал, где живёт старая сова, у которой всегда есть разные швейные принадлежности. Сова — настоящая шишка в деле шитья! Она шила шторы для своих птенцов, шикарные шали для белочек и даже шила шляпки для грибов!
Шустрик быстро добежал до дупла совы. Сова, увидев его, сонно спросила: "Что шепчет ветер в твоих ушках, Шустрик?"
Шустрик рассказал о беде Шишки. Сова, недолго думая, отдала ему несколько моточков шелковых ниток. "Шёлковые нитки — самые лучшие!" — проскрипела она.
Шустрик, довольный, помчался обратно к Шишке. Он помог ей дошить шапку, и Шишка была счастлива. А Шустрик, довольный своей помощью, продолжил путь в школу, шурша по дороге осенними листьями. Он знал, что и сегодня будет замечательный день!
Игра подвижная хороводная
"Веселые зверята"
Дети встают в круг, держась за руки. В центре круга -
"ведущий" (взрослый или ребенок).
Ведущий называет животное, а дети, двигаясь по кругу, имитируют звуки этого животного. Например,
"Зайчики" - дети прыгают и говорят
"Прыг-скок, прыг-скок!", "Лисички"
- дети крадутся и тихонько говорят
"Тсс-сс!", "Мишки" - дети шагают и рычат "P-p-p!".
«Угадай, чей голосок»
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг
Повернемся разом вдруг,
А как, скажем: (говорит первый ребенок)
«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
«Узнай по голосу».
Ход игры: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словоми:
«Ваня - Ваня, ты в лесу
Мы зовем тебя «Ау»
Ваня глазки закрывай
Кто назвал тебя, узнай».
Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глазо. Один из детей зовет его по имени.
«Сиди, Япа»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши.
Чок, чок, пятачок.
Вставай Яша – дурачок!
Где твоя невеста, и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании
Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в
«На лесной полянке»
Дети стоят в кругу, с ними вместе стоят дети, изображающие «зайца», «медвежонка», «лягушат». «Заяц» выскакивает на середину круга. Дети идут по кругу и поют:
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит
Припев:
Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та!
В припеве: дети останавливаются, имитируют игру на барабане. Затем «заяц» возвращается в круг.
Выходит «медвежонок». Дети идут по кругу и поют:
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок
Припев:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ!
«Медвежонок» танцует, переваливаясь с ноги на ногу. Дети повторяют эти движения. «Медвежонок» возвращается в круг. Выскакивают «лягушата», дети поют:
Лягушата делают зарядку
Пляшут, пляшут весело вприсядку!
Припев:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква!
Дети пляшут вместе с «лягушатами» в присядку. «Лягушата» возвращаются в круг. Дети идут по кругу и поют:
Стало пусто сразу на полянке.
Звонко, звонко дождик барабанит:
Припев:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Останавливаются и хлопают в ладоши, изображая стук дождя.едину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.
Игра на звукоподражание
"Путешествие на поезде"
Звуки: Звуки поезда ("чух-чух"), звуки природы, звуки животных, которые можно встретить во время поездки (например, кваканье лягушек, пение птиц, блеяние овец).
Действие: Дети изображают пассажиров поезда. Взрослый
"ведет" поезд, издавая звуки поезда и описывая пейзаж за окном. Дети должны "откликаться" соответствующими звуками.
Например, проезжая мимо озера, дети могут квакать как лягушки, а проезжая мимо леса - петь как птички.
"Звуковая ферма"
Ход игры: Ребёнок выбирает животное и изображает его звук. Взрослый может задавать уточняющие вопросы: "А как кричит маленькая корова?", "А как мычит грустная корова?". Можно расширить игру, добавляя звуки другой фермерской техники (трактор, комбайн и т.д.).
«Звуковая прогулка"
Ход игры: Дети изображают звуки, которые они слышали во время прогулки: шуршание листьев (*ш-ш-ш*), пение птиц (*чирик-чирик*, *ку-ку*), шум ветра (*y-y-y*), жужжание пчелы (*ж-ж-ж*), стук капелек дождя (*кап-кап*), плеск воды (*буль-буль*).
"Весёлый зоопарк"
Выбери животное: Каждый ребёнок выбирает себе животное (можно использовать карточки для выбора).
Звуковая прогулка: Дети, изображая выбранных животных, свободно перемещаются по группе, издавая соответствующие звуки.
«Знаешь ли ты эти слова?»
Ход игры. Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произносит недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.
Девочка еще ма(ла).
Белка спряталась в ду(пло).
По небу плывут об(лака).
У Лены болит ко(лено)
Корова дает мо(локо)
Мила ела яб(локо)
Лида видела в театре ба(лет).
Вася хотел летать на само(лете).
Мы сидим на сту(ле) за сто (лом),
Мойтесь чисто мы (лом).
Утром будит нас бу(дильник).
Дидактические игры
«В кругу с мячом»
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
"Звуковая ферма"
Материалы: Игрушечные животные фермы (корова, свинья, овца, куры, гусь и т.Д.).
Ход игры: Ребёнок выбирает животное и изображает его звук. Взрослый может задавать уточняющие вопросы: "А как кричит маленькая корова?", "А как мычит грустная корова?". Можно расширить игру, добавляя звуки другой фермерской техники (трактор, комбайн и т.д.).
"Что лишнее?"
Ход игры: Детям показывают ряд картинок. Они должны определить, какая картинка лишняя и объяснить почему (например, "Лишний мяч, потому что он начинается на звук
"М", а остальные слова начинаются на звук "К").
"Звуки вокруг нас"
Ход игры: Обсудите с детьми, какие звуки они слышат вокруг (тиканье часов, шум машин, пение птиц, шелест листьев). Попробуйте вместе имитировать эти звуки. Можно выйти на прогулку и послушать звуки природы. После прогулки попросите детей вспомнить и воспроизвести услышанные звуки.
"Звуковая цепочка"
Ход игры: Первый игрок произносит слог или звук. Следующий игрок повторяет услышанный звук и добавляет свой. Третий игрок повторяет два предыдущих звука и добавляет свой и так далее. Игра продолжается, пока цепочка не станет слишком длинной и сложной для запоминания.
"Шумящие коробочки"
Ход игры: Покажите ребенку, как звучит каждая коробочка. Затем перемешайте коробочки и попросите ребенка найти коробочку с определенным звуком. Можно также дать ребенку две коробочки и попросить сравнить их звучание: одинаковые они или разные.
"Угадай, кто кричит?"
Ход игры: Покажите ребенку картинку животного и произнесите звук, который оно издает («мяу», «гав», «му», «ку-ка-ре-ку»). Попросите ребенка повторить звук. Затем показывайте картинки разных животных, издавая соответствующие звуки, и пусть ребенок повторяет. После того, как ребенок освоит несколько звуков, можно усложнить игру: издавайте звук, не показывая картинку, а ребенок должен угадать, какое животное так кричит.
"Звуковая дорожка"
Ход игры: Разложите перед ребенком несколько карточек. Проговорите последовательность звуков, соответствующих карточкам. Попросите ребенка повторить последовательность звуков. Можно усложнить игру, увеличивая количество карточек и сложность звуковых комбинаций.
"Эхо"
Ход игры: Произнесите звук, слог, слово или короткую фразу. Ребенок должен повторить за вами, как эхо. Меняйте интонацию, темп и громкость.
"Ритмические звуки"
Ход игры: Простучите простой ритм на инструменте. Попросите ребенка повторить ритм. Можно усложнить задачу, меняя ритмический рисунок. Можно сочетать ритм с движением.
Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи
Старшая группа
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующих возрастных этапах. В старшей группе речевой материал по всем разделам постепенно усложняется.
На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков. У детей старшего дошкольного возраста мышцы артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстрее переключаться с одного движения на другое, чем, например, у младших дошкольников. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р'], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже допускают орфоэпические ошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь.
В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов, голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с ними знакомили). Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности.
В общении с детьми и взрослыми старшие дошкольники, как правило, пользуются умеренной громкостью голоса, они уже способны изменять громкость своего высказывания с учетом удаленности от слушателя, а также содержания высказывания. В процессе речевого общения дети могут произвольно ускорять или замедлять скорость своего высказывания в зависимости от содержания текста. Однако в момент эмоционального подъема, находясь под впечатлением вновь просмотренного мультфильма, прочитанного стихотворения и т. д., они еще не всегда контролируют громкость и скорость своей речи и говорят обычно несколько громче и быстрее.
Используя образец выразительного чтения художественных произведений, который им дает воспитатель, дети способны воспроизводить стихи и сказки в нужной интонации, правильно употребляя вопросительные и повествовательные предложения.
В этом возрасте более продолжительным становится свободный выдох (от 4 до 6 секунд). На одном выдохе дети могут произнести гласные звуки [а], [у], [и] в течение 48 секунд.
К старшему дошкольному возрасту еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое — звуков [ш], [ж] и т. д. Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].
Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например, свистящими и шипящими (слова сушка, шоссе произносят как шушка, шошше). Фразу «Шла Саша по шоссе» могут воспроизвести и как «Шла Шаша по шошше», и как «Сла Саса по соссе», хотя в словах, где встречается только один из этих звуков, ошибки допускают редко. Часто дети недостаточно четко различают некоторые группы звуков на слух, неправильно вычленяя из нескольких слов, фраз слова с заданными звуками, допуская ошибки в подборе слов на заданный звук.
Дети дошкольного возраста одинаково различают на слух не все звуки. Например, они, как правило, не смешивают звуки [к] и [р], [ш] и [л], то есть звуки акустически и артикуляционно контрастные. И в то же время они часто смешивают твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки внутри группы: [с] и [з], [с] и [ц], [ш] и [щ'], [ч'] и [щ']; свистящие и шипящие: [с] и [ш], [з] и [ж] (например, при выполнении задания на подбор слов со звуком [с] дети называют и такие: заяц, цветок).
Ясность, внятность речи во многом зависят и от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, речь, как правило. менее отчетлива (они не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, а иногда и «проглатывают» даже слова).
Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у отдельных детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата и т. д. С такими детьми организуются дополнительные занятия, которые в зависимости от сложности и характера дефекта проводятся воспитателем или логопедом.
В старшей группе могут быть предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания по развитию произносительной стороны речи включаются в содержание речевых занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при обучении детей описанию игрушек, содержания картин. Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость четко и ясно произносить звуки, слова, фразы. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность воспитателю более рационально организовать занятие, сделать его при меньшей затрате времени более насыщенным.
Итак, задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы продолжать укреплять их артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.
Загадки
Для среднего дошкольного возраста
О животных
1. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осёл)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
3. Он совсем не кровожадный, потому что травоядный,
На носу два рога, на ногах копыта – от врагов защита. (Носорог)
4. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
6. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех. (Волк)
7. Его дом под землёй —
Потолки низки,
И висит над головой
Репа и редиска.
Кто без света живёт?
Догадались? Это — ... (Крот)
8. И сметану, и кефир,
Молоко, и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая ... (Корова)
9. По саванне скачут лошадки,
В полосатых рубашках гладких. (Зебры)
10. Прячет голову от страха
В твердый панцирь… (Черепаха)
11. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)
12. Ты рукой меня не тронь!
Грива есть, но я не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки. (Лев)
13. Эта большая птица –
Мороза совсем не боится
Хоть с крыльями, а не летает,
В холодную воду смело ныряет (Пингвин)
О птицах
1. Больше всех кричит,
а меньше всех делает. (Петух)
2. Красные лапки, длинная шея,
щиплет за пятки,
беги без оглядки. (Гусь)
3. Как зовут почтальона,
которому адреса не пишут
и на словах не говорят,
а он всё-таки
письмо доставит. (Голубь)
4. Тапочка серенькая,
жилеточка нетканая,
кафтан рябенький,
а ходит босиком. (Ворона)
5. Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?… (Воробей)
6. Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)
О цветах
1. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
2. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
3. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
4. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
5. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
6. У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
7. Есть прекрасные цветочки
И ужасные шипы,
Рада буду очень-очень, Если их подаришь ты! (Роза)
О овощах
1. В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
2. В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)
3. Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют. (Укроп)
4. Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют. (Свёкла)
6. Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют. (Кабачок)
7. Любят зайцы похрустеть,
В салат можно потереть,
Цвет оранжевый и яркий,
Каждый год растет на грядке. (Морковь)
О фруктах
1. На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их…(Сливы)
2. Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…( Абрикос)
3. Вкусны-оближешь пальчики,
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
4. Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас)
5. Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти
И от нас укрылись в листьях. (Виноград)
6. Вот румяный толстячок,
Бархатистый сюртучок,
В пузе косточка резная.
Как зовут его? Я знаю! (Персик)
О профессиях
1. Ножницы в руках, расчёска —
Вот и новая причёска.
Чёлку быстро подстрижёт,
Кудри пышные завьёт.
Это мастер красоты.
Кто такой, ответишь ты? (Парикмахер)
2. За растениями следит,
Чтобы был хорош их вид.
Поливает, удобряет,
От вредителей спасает.
Садит яблони, крыжовник.
Догадались, кто? (Садовник)
3. Строит он высокий дом,
Много окон будет в нём,
В них заглянут свысока
Солнце, птички, облака.
Столько радостных людей
Там поселятся скорей.
Дети, их родители
Благодарят … (Строителя)
4. Его назвать мы можем «ас»,
Ведь он показывает класс:
Летит послушно самолёт,
Кто за штурвалом в нём? (Пилот)
5. Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
6. Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я веселый… (Машинист)
7. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
8. Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одёжка. (Швея)
9. Щуки, окуни, судак –
Нам улов принес… (Рыбак)
10. По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята?
(Ответ: Почтальон)
11. Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
12. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
13. На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
14. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,... (воспитатель)
15. Никто не свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Милиционер-регулировщик.)
16. С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
Об игрушках
1. В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем... (Погремушка)
2. Я не жалюсь, не кусаюсь,
Детьми в небо запускаюсь. (Воздушный змей)
3. На столбике – цветные сушки.
Все вместе – детская игрушка. (Пирамидка)
4. Эта кукла не устанет,
Ляжет, встанет,
Ляжет, встанет. (Неваляшка)
5. По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в… (Мяч)
6. Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
7. С виду инструмент простой.
Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей.
На кастрюльку он похожий. (Барабан)
8. Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. (Пазлы)
9. Мы вчера с сестренкой Валей
Собирали из деталей
Трактор, пушку, пароход,
Мотоцикл и самолет. (Конструктор)
10. Машут вслед листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колес
Мчит по рельсам… (Паровоз)
11. Я строю всё, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу
Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем. (Кубики)
12. Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её вы заведите
Колёсики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится. (Заводная машинка)
13. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю... (Игрушки)
О предметах домашнего быта
1. Льется дождик я зеваю
Нет дождя, я поливаю.
Нос мой словно решето.
Отгадали кто я? Кто? (Лейка)
2. Скоро ест, мелко жует,
Сама не глотает
И другим не дает. (Пила)
3. В раздевалке я служу,
На весу пальто держу. (Вешалка)
4. На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
5. Висит груша -
Нельзя скушать. (Лампочка)
6. Шумит, гремит, вертится,
Ничего не боится,
Считает наш век,
А не человек. (Часы)
7. Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами. (Ковер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Методическая копилка по теории и методике развития речи у детей
В данном файле представлена методическая копилка с (загадками, пословицами, дидактическими играми, чистоговорками, скороговорками, методическими рекомендациями) на разные возрастные группы...
