Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Традиции предков – детям в наследство»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тарасенкова Юлия Владимировна

Цель: Приобщение детей и их семей к культурным истокам через знакомство с народными промыслами, фольклором, пословицами и играми, формирование интереса к традициям русского народа в процессе совместной творческой и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

«Традиции предков – детям в наследство»

Цель: Приобщение детей и их семей к культурным истокам через знакомство с народными промыслами, фольклором, пословицами и играми, формирование интереса к традициям русского народа в процессе совместной творческой и игровой деятельности.

Задачи: 

1. Познакомить детей с элементами народного декоративно-прикладного искусства, в частности с Городецкой росписью.

2. Расширить знания детей о русском устном народном творчестве (потешки, пословицы, прибаутки).

3. Вовлечь детей в подвижные и словесные народные игры, способствующие развитию координации, речи и коллективного взаимодействия.

4. Формировать уважительное и бережное отношение к культурному наследию своей страны.

5. Развивать творческую активность и эмоциональную отзывчивость у детей.

6. Укрепить связь между детским садом и семьёй через совместное участие в проекте: демонстрация видеоматериалов с потешками и пословицами, снятых родителями вместе с детьми.

7. Поддерживать инициативу родителей в сохранении и передаче народных традиций в семейной среде.

Ход развлечения:

Дети под русскую народную мелодию заходят в зал.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, как я сегодня одета. Как вы думаете, что это за одежда? (Дети отвечают — русский народный костюм) Правильно! Это русский народный костюм.

 Ребята, а вы верите в чудеса? Посмотрите, что у меня есть… (показывает) Волшебный сундучок. Этот сундучок не простой — он умеет переносить нас в прошлое, туда, где жили мастера, создававшие настоящие чудеса своими руками. Очень давно, когда не было фабрик и заводов, всё нужное люди они не покупали, а делали их сами: расписывали посуду, вырезали игрушки, ткали ковры и лепили из глины. Эти занятия назывались народные промыслы. — Хотите туда попасть? Тогда закроем глазки и скажем вместе: «Сундучок волшебный, тайны открывай, в мир промыслов нас отправляй!»

(Дети повторяют, звучит волшебная музыка, воспитатель открывает сундучок. Внутри — предметы с городецкой росписью

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, посмотрите! Что это? (достаёт один предмет) Кажется, мы с вами попали в удивительное место — в мастерскую народного художника! Давайте заглянем в сундучок поглубже и узнаем, с какого промысла начнётся наше путешествие...

А сегодня мы познакомимся с одним из самых ярких и радостных промыслов — с Городецкой росписью! Её придумали мастера из города Городец на берегу Волги. Чем особенная Городецкая роспись?

• Это яркие, весёлые рисунки на деревянных дощечках, посуде, шкатулках.

 • Мастера расписывают свои изделия кисточкой вручную, без шаблонов!

• Главные герои рисунков — цветы, птицы (особенно петухи и жар-птицы), кони, люди.

• Цвета — насыщенные и радостные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

 Что часто рисуют в Городецкой росписи?

 • Красивых петушков с пышными хвостами

• Стройных лошадей с узорами на спинах

• Цветы и розетки — круги с лепестками

 • Людей — девушек в сарафанах, мужчин в шляпах

 Городецкая роспись — это не просто украшение. Каждая картинка как сказка — она рассказывает о жизни, радости, труде и празднике. Мастера стараются передать красоту и доброту через свои рисунки. В этой росписи живут весёлые петушки, красивые лошадки, цветы и сказочные узоры, которые мастера рисуют от души — прямо кисточкой, без карандаша!

Вот какие мастера жили на Руси! Но, ребята, ведь не только руками, а ещё и словом русский народ творил! Слово у наших предков было как песня —доброе, меткое, мудрое, весёлое. Кажется, кто-то идёт к нам в гости.

Звучит весёлая народная мелодия. Входит Загадушка с корзинкой, платочком

Загадушка: Я — Загадушка. Вот уже много лет и охраняю одно очень важное сокровище... Хотите узнать, какое? (Дети отвечают). Это сокровище — русский фольклор! Но прежде чем мы продолжим, скажите-ка мне: А вы знаете, что такое фольклор? Кто может мне объяснить? (Дети высказываются. Загадушка поддерживает ответы, помогает, направляет.) Загадушка (подводит итог) Правильно! Фольклор — это всё то, что народ сочинял и передавал из уст в уста: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, былины и даже частушки! А теперь давайте заглянем в сундучок ещё раз... Там спрятано кое-что очень весёлое и доброе!

Воспитатель подходит к сундучку, «ищет» что-то внутри

ВОСПИТАТЕЛЬ:  (удивлённо и с улыбкой): Смотрите, что я нашла! (достаёт игрушку — например, мягкого зайку, куклу или погремушку) А вы знаете, с кем раньше играли такие игрушки? С самыми маленькими! С малышами! И знаете, как с ними разговаривали, веселили их и учили словам? Нам сейчас Загадушка расскажет.

Загадушка: С помощью потешек! Коротких, ритмичных, добрых стишков, которые легко запоминаются. Потешки были первыми стишками в жизни ребёнка. Ими мамы и бабушки развлекали малышей, укачивали их, учили играть. А давайте теперь и мы с вами повеселимся! Я скажу потешку — а вы повторите движения! (Можно включить игровую потешку с движениями: «Сорока-ворона», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам» и т.п.)

  Потешки — это не просто стишки. Это частичка заботы, любви и ласки, которую мама передаёт своему малышу. И хотя придумали их очень давно, потешки не забыты и сейчас — мамы поют их детям и сегодня. И даже вы вместе с мамами пели потешки — и мы это сейчас увидим! (видео потешек с взрослыми и детьми)

Загадушка: Наш волшебный сундучок приготовил нам ещё один сюрприз? (Открывает сундучок или мешочек, делает паузу, достаёт предмет — например, ложку.) Хм… ЛОЖКА?! Интересно, зачем она здесь? Ведь это не игрушка. Может быть, это подсказка? С ней связана какая-то мудрая народная фраза… (Немного театральной паузы, а потом — произносит пословицу.) Ну конечно, же. "Хороша ложка к обеду." — Ага! Это не просто ложка — это ключ к пословице! А вы знаете, что такое пословица? Пословица — это мудрая народная фраза. Её придумали люди очень давно, и в одной короткой строчке — целая правда о жизни. Пословицы — это как маленькие советы от народа, которые помогают понять, что хорошо, а что плохо, как себя вести, о чём подумать. Знаете, что  эта пословица означает? (Выслушать версии.) Эта пословица учит нас, что всё должно быть вовремя. Ложка хороша тогда, когда ты голоден и пришёл обедать. А если опоздать — и ложка уже не нужна. Вот, послушайте: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Что это значит? (Обсуждение с детьми) Правильно — если хочешь что-то получить, нужно трудиться! А вот ещё: Дело мастера боится. Значит — если человек умеет работать хорошо, у него всё получится! Пословицы короткие, но в них — мудрость многих поколений. И хотя придумали их в старину, они до сих пор живут, потому что учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми.

Загадушка: Ребята, а вы любите играть? А в какие игры? А вы знаете, как весело играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими? У них не было компьютеров и телефонов, зато были подвижные, озорные народные игры. Хотите узнать одну из самых любимых игр в прошлые времена? Давайте заглянем в наш сундучок. (Открывает сундучок, делает паузу, достаёт ленточку, синюю ткань, камешек с капелькой или любой символ воды.) Смотрите… Что это? Голубая ленточка? Или кусочек воды?.. Нет, это намёк! На что-то весёлое, быстрое, блестящее… Похоже на ручеёк, правда. Представьте себе весенний ручеёк — весёлый, звонкий, бегущий между кустиками и цветами. Он не стоит на месте, он всё время движется, переливается, журчит и играет. А ещё ручеёк всегда встречает новых друзей, сливается с другими капельками и становится всё больше и веселее! — Вот и мы сейчас превратимся в весёлый ручеёк! Эта игра помогает нам подружиться, повеселиться, научиться быть внимательными и добрыми друг к другу.

Загадушка: Очень мне понравилось у вас в гостях. Но мне пора отправляться в гости к другим ребятам — ведь ещё так много детей, которые хотят услышать потешки и подумать над пословицами.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Загадушка, ты к нам обязательно возвращайся, ведь теперь ты знаешь, что здесь живут умные, добрые и любознательные дети. До свидания, Загадушка! Спасибо за твои чудеса! А мы будем тебя ждать! И, может быть, сами сочиним свои загадки, чтобы удивить тебя в следующий раз!

Загадушка уходит под русскую народную музыку

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, теперь вы знаете, что до наших дней сохранились не только  пословицы и потешки, но и многие народные промыслы и традиции. Всё это — часть нашей истории, культуры и души народа. Давайте будем ценить и беречь эти сокровища! Спасибо вам за то, что сегодня вместе со мной отправились в это волшебное путешествие! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»

Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраст «Прогулка в зимний лес» https://youtu.be/rbsivMvXF30...