Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Чекина Оксана Евгеньевна

     Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста

     «Путешествие в зимний лес»

    Провели  и разработали учитель-логопед Чекина О.Е. и муз. руководитель Никотина А.Р. МБДОУ детский сад № 223г. Казани.

    Цель: преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.

    Задачи:

    • развитие умения детей соотносить знаковые символы с текстом стихотворения;
    • формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое (в общей, мелкой, артикуляционной моторике);
    • развитие у детей чувства ритма;
    • развитие мелодико – интонационной стороны речи;
    • развитие дыхания и голоса;
    • воспитание музыкального, фонематического слуха, развитие слухового внимания, памяти;
    • активизация номинативного словаря по теме «Зима»;
    • развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы.

    Оборудование: модели к стихотворению И. Сурикова «Зима», маски   зверей, карточки с ритмосхемами, музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, маракасы, бубны), елочки, белка, видео – аудиозапись музыки П.И. Чайковского «На тройке», предметные картинки на зимнюю тематику.

    Ход занятия

    1.Организацион-ный момент.

    2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению  Т. Сикачевой «Здравствуй» (приветствие).

    Цель: Развитие общей моторики, мимики  пантомимики, интонационной выразительности речи, развитие музыкального слуха.

    2.1  Игра: «Ласковое имя»

    Цель: работа над слоговой структурой слова, развитие чувства ритма, снятие эмоционального напряжения, работа над интонационной выразительностью речи, гармонизация осознания имени.

    3. Загадки о зиме.

    Цель: развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению, формирование умений делать выводы и умозаключения, развитие лексического и грамматического строя речи, связной речи и фонетики, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

    4. Слушание музыки.

    Цель: воспитание умения слушать и анализировать музыкальное произведение, развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы, развитие воображения.

    5. Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора»

    Цель: формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое, развитие у детей чувства ритма, воспитание музыкального слуха, развитие слухового внимания, памяти, развитие общей моторики, развитие произвольности поведения.

    6. Дыхательная гимнастика.

    Цель: развитие правильного речевого дыхания, формирование направленной воздушной струи и длительного выдоха.

    7. Массаж биологически активных зон «Снеговик».

    Цель: массаж биологически активных точек, развитие чувства ритма, умения соотносить движения со словами, умение выражать эмоции, разучивание танцевальных движений.

    8. Игра «А на улице мороз»

    Цель: развитие чувства ритма, развитие речи, умение слушать музыку, развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, умения ориентироваться в частях собственного тела и пространстве.

    9. Развитие артикуляцион-ных движений.

    Цель: развитие артикуляционных движений и мелкой моторики пальцев, развитие мимических мышц.

    10. Ритмическая игра «Следы зверей».

    Цель: развитие чувства ритма, умение слушать и повторять ритмический рисунок.

    11. Музыкальная сказка

    12. Оркестр

    Цель: научить слушать музыку и передавать ритм, эмоциональное настроение произведения, прививать любовь к музыке. Умение выражать свои мысли развитие умений ярко и лаконично передавать наиболее характерные признаки прослушанного отрывка произведения, развитие воображения, слухового восприятия.

    14. Развитие вокально – интонационной выразительности.

    Цель: развитие голосообразования. Умение издавать на выдохе звуки различные по силе, высоте и тембру. Развитие слухового восприятия.

    15. Игра «Два мороза»

    Цель: развитие внимания, умение слушать словесные сигналы и действовать по сигналу,  развитие речи, развитие общей моторики, вызвать положительные эмоции и сплотить ребят, умение подчинятся четким правилам, выработка произвольного поведения.

    16. Итог занятия:

    Дети заходят в зал под композицию «Три белых коня»

    Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем всех в этом зале.

    Я здороваюсь везде – 
    Дома и на улице,
    Даже «здравствуй» говорю 
    Я соседской курице (вместе со взрослым дети показывают «крылышки»).
    Здравствуй, солнце золотое! 
    Здравствуй, небо голубое! 
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Здравствуй, утро!
    Здравствуй, день!
    Нам здороваться не лень!
    Здрав – ствуй – те! (поют).

    Логопед: Представим себе, что вы вдруг стали маленькими, давайте будем называть друг друга ласковым именем.

    Прохлопать по слогам имена (Маша), уменьшительно-ласкательное (Машенька).

    Логопед: Сегодня мы отправимся в гости. А вот кто нас пригласил, догадайтесь.

    Отгадывание загадки:

    Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
    Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зимушка – зима),

    Слушание музыки.

    Муз. Руководитель:  О зиме можно рассказать не только словами, но и музыкой. Послушаем, как П.И.Чайковский изобразил звуками музыки удивительную картину «На тройке».
    Муз. Руководитель:  Понравилась вам музыка? Что ощущали вы?


    Логопед: Ребята, а вы зиму любите? (Да.) Возьмите картинки, которые прислала вам волшебница зима и расскажите пожалуйста за что вы ее любите? А какие зимние месяцы вы знаете? (Дети рассказывают о любимых играх, а логопед обобщает сказанное детьми). Ребята, что можно сказать о зиме, какая она? (Ответы детей с использованием прилагательных).

    Логопед: ребята, кто хочет рассказать стишки о зиме?  (Ответы желающих детей)

    Стихи детей

    Логопед:
    Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да)

    Все сейчас мы в лес пойдем,
    Много горок обойдем.
    Одолеем сто сугробов,
    А на кочках отдохнем.

    Муз. Руководитель: Объясняет правила игры. 

     Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора»

    «Марш В.Робера, «Веселый бег» М.Александрова  первая часть – ходьба по кругу, вторая часть – сигнал «гора», ходьба на носочках, руки поднимают вверх над головой, показывая, какой большой сугроб намело; сигнал «кочка» - дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Бег «змейкой» - двигаются на носочках, руки на поясе, «сугроб» - останавливаются, показывая, какой большой сугроб намело, ждут музыкального сопровождения.

    Логопед: Какие сугробы намело! Но вот беда наше дерево совсем замерзло. Надо помочь зимушке укутать деревце.

     

    Дыхательная гимнастика.

    Логопед. Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. (Дети выполняют дыхательную гимнастику со снежинками - балеринками и каждому на ладошку.

    Логопед:

    Ой, замерзла я ребята,
    С вами по лесу гулять.
                  Чтоб согреть нам руки – ноги,
    Предлагаю поиграть.

     Массаж биологически активных зон «Снеговик».

    Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую).
    Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).
    Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею).
    Нарисуем рот пошире,
    Пять – найдем морковь для носа, (кулачками растереть крылья носа).
    Угольки найдем для глаз

    Шесть – наденем шляпу косо,
    Пусть смеется он у нас
    Семь и восемь, семь и восемь –
     (ПЯТКА, НОСИК ТОП-ТОП-ТОП 2 Р)
    Мы плясать его попросим (РУКИ НА ПОЯСЕ, ПОКАЧИВАНИЕ)

    Игра «А на улице мороз»

     Развитие артикуляционных движений.

    Логопед. Смотрите – белочка. Ей так понравилась наша веселая игра, что она решила высоко забраться на дерево! (логопед и дети выражают удивление). Прислушайтесь, она щелкает орехи (логопед щелкает пальцами). Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов (дети цокают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.)

    Ритмическая игра «Следы зверей».

    Муз. руководитель. Смотрите какой красивый ритмический рисунок оставила на снегу белочка.

    Логопед:
    Ребята, кого мы можем встретить зимой в лесу? Дети со взрослыми отгадывают и отстукивают ритмические рисунки зайца, лисы, птиц.

    Муз. руководитель. Ребята, а вы любите сказки? (Да.) я начну рассказывать ее, а вы мне помогайте.

    Раз, два повернись и в зверюшек превратись.

       Жили – были в лесу веселые, резвые зверюшки. Они очень любили музыку. Соберутся бывало на лужайке, возьмут музыкальные инструменты и играют под управлением дирижера.

    Игра на детских музыкальных инструментах (оркестр) совместно с муз. руководителем

    Слушание неречевых звуков.

    Ребята, давайте прислушаемся! (музыка скрипящего снега) о чем нам может рассказать зимний лес? (Ответы детей) Правильно это к нам в гости пришли два брата, два мороза, а с ними тетушка Вьюга.

     Развитие вокально – интонационной выразительности.

    Логопед: давайте споем как тетушка Вьюга.

    Имитируем завывание вьюги (далеко – близко):

    УУУ

    УУУ

    УУУ

            Игра «Два мороза»

    Спасибо, ребята, интересная получилась сказка. Но как же нам выбраться из леса в такую непогоду, уже пора в детский сад.

    Раз, два повернись, и в ребяток превратись. 

     Итог занятия:

    Логопед. Дети, вам понравилось наше путешествие в зимний лес? (Да). А что понравилось? (Ответы детей).

    Муз. рук. Вот и закончилось наше маленькое путешествие в зимний лес. До новых встреч!

    Звучит композиция «Три белых коня»

    Дети проговаривают слова приветствия и показывают движения руками и мимикой, меняют интонацию голоса.

    Последняя строчка стихотворения пропевается детьми под аккомпанемент музыкального руководителя.

    Дети поочередно называют свое имя и прохлопывают его в ладоши по слогам. Затем все дети произносят ласковое имя и отхлопывают имя по коленкам руками.

    Дети угадывают загадки.

    Дети слушают аудиозапись П. И. Чайковского «На тройке»

    На экране изображение тройки лошадей.

    Во время прослушивания музыки за спинами детей выкладываются картинки с изображением зимы и зимних подвижных игр.

    Слушание стихов в исполнении детей.

    Музыкальное сопровождение игры: «Сугроб, кочка, гора».

    Детям раздаются снежинки которые они сдувают на макет зимнего дерева.

    Дети совместно с учителем-логопедом и муз. Руководителем выполняют движения и произносят текст «Снеговик».

    Дети играют и поют совместно с логопедом и музыкальным руководителем.

    Кукла на руку Белочка. Корзинка с картинками на которых изображены следы зверей. На обороте картинок изображение угаданных зверей.

    Логопед показывает ритмический рисунок, а  дети совместно с муз. руководителем повторяют.). При правильном выполнении ритмического рисунка появляется отгадка, чьи это были следы.

    Детям раздаются маски с изображением животных.

    Играет музыка:

    Дети играют на детских музыкальных инструментах под музыку «Я на скрипочке играю…»

    Включить звук скрипящего снега и вьюгу.

    Дети совместно с логопедом «пропевают» на выдохе звук у.

    Выбирают ведущих, одевают колпачки синего и красного цвета.

    Звучит музыка, заставка к передаче «В гостях у сказки» Дети выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраст «Прогулка в зимний лес» https://youtu.be/rbsivMvXF30...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

    В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

     Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя «Прогулка в зимний лес»

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста...

    Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед и муз.руководитель) Тема: «Лес. Лесные ягоды»

    Задачи: 1) активизировать словарь по теме «Лесные ягоды»;               2) формировать навыки словообразования....