Познавательно-речевой проект для детей старшей логопедической группы "Хлеб всему голова "
проект по развитию речи (старшая группа)
Познавательно-речевой проект для детей с ТНР, длительностью 1 месяц,целью проекта является формирование представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
Познавательно-речевой проект
для детей старшей логопедической группы
«Хлеб-всему голова»
Подготовила и провела учитель-логопед:
Ботякова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург
2025 г.
Паспорт проекта
Название проекта: «Хлеб-всему голова»
Вид проекта: познавательно-речевой
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №10 , учитель-логопед, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Хлеб на столе -это неизменный символ благополучия. Хлеб всегда был важным атрибутом дома. Один из самых удивительных запахов на земле - это запах свежеиспеченного хлеба. Хлеб - один из основных продуктов питания. Каждый из нас с детства знаком с несколькими десятками его сортов: черный, белый и серый, круглый и формовой, булочка, рогалик и бублик, батон студенческий, маковый и горчичный, кулич и лаваш... При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный труд.
Цель: формирование представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Задачи проекта:
1). Дать детям знания традициях земледелия, об особом отношении русских людей к хлебу.
2). Продолжать знакомить с профессиями людей, которые выращивают хлеб
3). Активизировать словарь по теме.
4). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в косвенных падежах, подбор прилагательных, однокоренных слов, образование уменьшительно-ласкательного значения существительных),.
5). Способствовать знакомству детей с УНТ(загадки, пословицы, поговорки , заклички о хлебе)
6). Развивать познавательный интерес внимание, память, связную речь.
7). Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
Методы работы: наблюдения, беседы, продуктивные виды деятельности, рассматривание картин,предметов.
Ожидаемые результаты:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать более быстрому и успешному развитию речи детей.
2. Увеличение пассивного и активного словаря по теме «Хлеб-всему голова»
3. Получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Работа с родителями:
Папка-передвижка: «От зёрнышка до булочки».
Консультация: «Знакомим детей с пословицами, загадками, поговорками о хлебе »
Экскурсия выходного дня в этнографический музей «Плачет хлебушек, когда ест его лентяй»
Предварительная работа:
1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков,
3) Подбор литературного материала: пословицы, загадки, поговорки, пальчиковая гимнастика рассказы, сказки, притчи, стихи.
ПЛАН ПРОЕКТА
Реализацию проекта осуществляла в три этапа.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Перспективное планирование проекта.
-Подбор пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок о хлебе
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление информационного уголка для родителей, подготовка к экскурсии в музей
II этап – основной (практический).
- Реализация проекта в соответствии с планом.
III этап – заключительный.
Анализ проведённой работы
Второй этап – основной. Реализация проекта
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | результат | |
Детей | родителей | |||
Беседа «Что означает выражение: Хлеб -всему голова» | 16.09.2024 | Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты, развивают связную речь | Папка-передвижка для родителей | Дети начали относится к хлебу бережнее, поняли ,как важен хлеб в нашей жизни. |
Интерактивная экскурсия детей и родителей «Плачет хлебушек, когда ест его лентяй» | 28.09.2024 | Дети расширяли свои знания о значении хлеба в жизни человека, познакомились с процессом выращивания хлеба, попробовали сами молоть муку, работать мутовкой и цепом. | Родители тоже были слушателями и участниками экскурсии. | Получили представления о том, как хлеб пришёл на наш стол, увидели весь процесс выращивания хлеба из зерна, познакомились со злаковыми культурами. |
Пальчиковая гимнастика («Хлеб», «Дождик», «Хлеб», «Пирог», «Месим тесто», «Отличные пшеничные»,» «Хлебные изделия», «Гости») | На протяжении всего проекта | Учились соотносить действия со словами,учили новые пальчиковые игры про хлеб,развивали мелкую моторику . | Закрепление полученных знаний дома. Папка-передвижка для родителей с данными пальчиковыми играми. | Выучили пальчиковые игры наизусть, применяют их в качестве физкультминуток вместе с воспитателями. |
Дидактические игры «Назови профессии», «Сколько слогов в словах», «Назови ласково», «Образуй признак», «Один -много», «Родственные слова» | На протяжении всего проекта в индивидуальной и групповой работе. | Дети знакомятся с новыми играми, совершенствуют грамматический строй речи. | Закрепление полученных знаний дома-рекомендации для родителей на дом. | Выучили профессии людей, которые имеют отношение к выращиванию хлеба,научились определять количество слогов,образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова к слову «хлеб», образовывать прилагательные, множественное число существительных. |
Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о хлебе. | На протяжении всего проекта | Дети учились отгадывать загадки и проговаривать пословицы и поговорки про хлеб, объясняя их значение. | Подбор загадок, пословиц и поговорок про хлеб. | Дети научились отгадывать загадки, узнали много пословиц и поговорок про хлеб,научились рассуждать ,объясняя их значение. |
НОД по речевому развитию «Хлеб-всему голова» (работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел») | 11.10.2024 | Дети учились составлять рассказ по серии сюжетных картинок, расширяли свои знания про хлеб. | Родителям было предложено дома с детьми составить рассказ по схеме «Откуда хлеб пришёл» | Дети продолжали учиться составлять рассказы по сюжетным картинкам, опираясь на схему. |
Итоговое мероприятие: НОД по познавательному развитию «Выпечка хлеба» | 16.10.2024 «День хлеба» | Дети вместе с воспитателем выпекали настоящий хлеб в хлебопечке. Логопедом проведена речевая работа: из каких продуктов будем печь хлеб, какой получился хлеб(назвать прилагательные) | Предложить родителям дома с детьми что-нибудь испечь мучное (н-р:хлеб, пироги, печенье, блины) Проговаривать вместе состав продуктов. | Закрепили и систематизировали знания о хлебе, на практике сами попробовали испечь хлеб. Уточнили и активизировали словарь по теме «Хлеб» Продолжали работу над развитием связной речи. Развивали обонятельные ощущения, воспитывали бережное отношение к хлебу. |
Третий этап - заключительный
Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
Оформление проекта и фотоотчет.
Результаты реализации проекта
В процессе реализации проекта дети старшей группы нашли ответы на многие вопросы по теме «Хлеб-всему голова», расширили словарный запас, научились делать выводы и умозаключения, получили дополнительные возможности для развития связной речи и коммуникативных навыков. Дети узнали о важности труда хлеборобов и множества других смежных профессий, о процессе приготовления хлеба, познакомились с культурным наследием человечества, связанным с темой хлеба.
Приложения к проекту
Конспект занятия по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы «Хлеб – всему голова»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- расширять у детей знания о значении хлеба в жизни человека;
-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-донести до сознания детей что хлеб – это итог большой работы многих людей;
коррекционно-развивающие:
-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
-активизировать в речи слова-действия, связанные с производством хлеба;
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
-развивать внимание, связную речь;
коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Логопед: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек.С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают мяч называя определения (хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, ржаний, пшеничный, витаминный, воздушный и т.д.)
Игра «Хлеб какой»
- Из пшеницы хлеб (какой) – пшеничный.
- Из кукурузы хлеб (какой) – кукурузный.
- Из ржи хлеб (какой) – ржаной.
- Из овса хлеб (какой) – овсяный.
- Из гречки хлеб (какой) – гречишный.
Логопед: Дети, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? (Хлеб)
Логопед: Правильно, хлеб – всему голова! (показывает муляж хлеба). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди в старину? (К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.)
Логопед: Как называли хлеб, который пекли к празднику? (Каравай) (показывает каравай).
Логопед: Из чего пекут хлеб? А что еще пекут из муки? (Блины, пироги, пряники, печенье, булочки и т.д.) А как одним словом можно все это назвать? (Хлебобулочные изделия)
Физкультминутка «В землю зернышко упало».
В землю зернышко упало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2раза).
Логопед: Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полный мешочек хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек. Назови ласково».
(Дети выходят, берут из мешочка муляж, называют ласково, кладут на поднос).
Булка – булочка;
Батон – батончик;
Пряник – пряничек;
Пирог – пирожок;
Хлеб – хлебушек;
Сушка – сушечка;
Баранка – бараночка;
Сухарь – сухарик;
Лепешка – лепешечка;
Пышка – пышечка.
Логопед: Давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. (постепенно развешивает на доске картины, а дети рассказывают)
-Весной в поле выходят трактора с плугом. Тракторист пашет поле. Тракторист с помощью сеялки сеет зерно в землю. В конце лета пшеница созревает. Комбайн убирает в поле урожай. Комбайном управляет комбайнер. Зерно на машинах везут на элеватор. С элеватора зерно везут на мельницу или на хлебокомбинат. На мельнице из зерна делают муку. Муку везут в пекарню. Пекарь печет хлеб и хлебобулочные изделия. Хлеб из пекари везут в хлебный магазин. Продавец продает хлеб и булочки людям.
Логопед: Ребята, вы молодцы, получился рассказ, о том, как выращивают хлеб.
Итог.
- О чем мы говорили на занятия?
- Чем занимались сегодня?
Пальчиковая гимнастика
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
« Дождик»
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«Пирог»
Падал снег на порог.
( 2 раза медленно опускают ладони
на стол.) Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек, (Прижимают ладонь к ладони
«лепят» пирог.) Ручейком пирог утек.
(«Бегут» пальчиками по столу).Пирожки себе пеки Не из снега – из муки.
(Прижимают ладонь к ладони
«лепят» пирог.
«Хлебные изделия»
Бублик (Большой и указательный пальцы
образуют круг.) Баранку,(Большой и средний пальцы
образуют круг.)Батон (Большой и безымянный пальцы образуют круг)И буханку
(Большой и мизинец образуют круг.) Пекарь из теста испёк спозаранку.
(Имитация лепки хлеба)
«Отличные пшеничные»
(Шведская песенка)
Мы печем пшеничные пироги отличные.
(«пекут пироги») кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,пес лохматый со двора.
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже.
(делают манящие движения руками) Тесто замесили мы,(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,воробью достанутся.(«посыпают крошки»)
«Месим тесто»
(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)
- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Дидактические игры по теме «Хлеб-всему голова»
1. Дидактическая игра «Назови профессии». Благодаря людям каких профессий у нас на столе появляется хлеб?
Тракторист (что делает?) пашет землю.
Комбайнер (что делает?) убирает зерно.
Водитель (что делает?) везет зерно на мельницу.
Мукомол (что делает?) перемалывает зерно, делает муку.
Пекарь (что делает?) месит из муки тесто, печет хлеб.
Продавец (что делает?) продает хлеб в булочной.
2. Дидактическая игра «Сколько слогов слове?».
Назвать количество слогов (прохлопать) в названиях хлебобулочных изделий (хлеб, батон, булочка, калач, ватрушка, лаваш, рогалик, бублик, сайка)
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Колос - …, хлеб - …, буханка - …, зерно - …, поле - …, булка - …
4. Дидактическая игра «Образуй признак» (от предметов).
Хлеб –хлебный, пшеница - …, рожь - …, овёс - …,
5. Дидактическая игра «Один – много».
Один батон – много батонов, один колос – много …, одно зерно – много …, одна булка – много …, один комбайн – много…, одна крошка – много ….
6. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову ХЛЕБ»:
Как мы называем хлеб ласково? (хлебушек)
Как называется емкость, где хранится хлеб? (хлебница)
Машинка для нарезки хлеба — это… (хлеборезка)
Как называют человека, который выращивает хлеб? (хлебороб)
Предприятие для производства хлеба — это…(хлебозавод)
Квас из хлеба какой? … (хлебный)
7. Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных.
- Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный…
- Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный…
- Хлеб на ощупь (какой?) – свежий, мягкий, пышный, твёрдый… А как нужно относиться к хлебу? (Ответ ребёнка).
8. Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря по теме «Хлеб». Взрослый рассказывает о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а ребёнок попробует угадать, о чём идет речь.
- Засушённый кусок хлеба – (Сухарь).
- Пшеничный хлебец в виде кольца – (Баранка).
- Толстая баранка – (Бублик).
- Маленькая, тонкая, очень сухая баранка – (Сушка).
- Белый хлеб продолговатой формы - (Батон).
- Хлебец из пшеничной муки – (Булка).
- Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку – (Крендель).
- Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом – (Кекс).
- Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигуры, покрытое глазурью - (Пряник).
- Лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом – (Ватрушка)
Пословицы о хлебе
- Хлеб да вода – богатырская еда.
- Хлеб батюшка, водица матушка.
- Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.
- Хлеб — всему голова.
- Не в пору и обед, коли хлеба нет.
- Хлеб черствый – обед честный.
- Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
- Хорошо трудиться — хлеб уродится.
- Худ обед, коли хлеба нет.
- Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
- Пот на спине – так и хлеб на столе.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Не трудиться — хлеба не добиться.
- Горька работа, да хлеб сладок.
Загадки о хлебе
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста "Здоровье - всему голова, всего дороже"
Свой дар - здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет младшим дошкольникам, своевременно и гармонично развиваться и сох...

Проект с детьми старшего возраста "Хлеб всему- голова" краткосрочный,экологический,нравственно-патриотический
хлеб это символ благополучия. многие дети не знают о труде людей выращивающих хлеб, и относятся к нему неуважительно играют, бросают,крошат....

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»
Рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния; утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки п...

Проект для детей подготовительной группы "Хлеб - всему голова"
Проект для подготовительгой группы "Хлеб-всему голова" Актуальность: Издавна у словян существовал обычай: люди,преломившие хлеб,становятся друзьями на всю жизнь.Хлеб -посол мира и дружбы меж...

сценарий праздника для детей старшей группы "Хлеб - всему голова"
сценарий праздника "Хлеб - всему голова" для старших дошкольников....
Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»
Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»Авторы: педагог-психолог Королёва К.С.Учитель-логопед Ильина И.А.Слайд 1Организационный моментП...
Краткосрочный проект для детей старшего возраста «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Краткосрочный проект для детей старшего возраста «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»...
