Программа дополнительного образования "Звуковая мозаика" (первый год обучения)
материал по развитию речи (старшая группа)

Палочкина Елена Витальевна

Программа по развитию фонематического слуха у детей с ОНР 5-6 и 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zvukovaya_mozaika.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад п. Ермаково

«Принято»: на заседании

педагогического совета

Программа дополнительного образования

по развитию фонематического слуха

у детей с  ОНР.

 «Звуковая мозаика»

Составила: воспитатель

Палочкина Елена Витальевна

Рыбинск 2024г.

Пояснительная записка.

В сентябре 2024 года в нашем детском саду начала работу логопедическая группа для детей с ОНР. В начале учебного года учителем-логопедом была проведена диагностика речевого развития детей, которая показала, что на первый план выступают нарушения звукопроизношения, а также фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные результаты побудили меня к организации кружковой  работы по данной теме. Опираясь на «Программу    коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой я составила  дополнительную программу по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия «Звуковая мозаика». 

Актуальность

Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.

 Принципы работы:

  • индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • наглядности (разнообразие игрового материала, пособий, использование ИКТ);
  • системности и последовательности;
  • доступности (подача материала в игровой форме)

Цель работы:

       Формирование фонетико – фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями как основного звена языковой системы в целом

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
  • формировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово  из слогов;
  • на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Развивающие:

  • развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

Воспитательные:  

  • Воспитывать уверенность в своих силах, умение слушать друг друга, прививать навыки вежливого общения с взрослым и сверстниками.

Давно известно, что роль фонематического слуха для развития всей
речевой функции бесспорна.
Не случайно у детей с несформированным фонетико – фонематическим
восприятием возникают затруднения в овладении грамотой (чтением и
письмом).
       Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память
вырабатывается в результате постепенного речевого развития. На самом
раннем его этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный
звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико – интонационной
структурой. Затем формируется способность различать фонемы, входящие в
состав слова, с одновременным интенсивным овладением активным
словарем. В результате постепенно формируются тонкие
дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным
признакам. В результате плохо развитого фонематического слуха дети
неправильно воспринимают услышанную речь. Они путают слова близкие по
звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи. В дальнейшем
у таких детей возникают сложности в овладении чтением и письмом, в
произношении звуков родного языка.


Формирование фонематического восприятия у детей происходит поэтапно:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков звукового анализа.
С учетом всего вышесказанного, работа по формированию предпосылок
фонематических представлений у детей должна вестись по
следующим направлениям:
развитие способностей локального восприятия неречевых и речевых
звуков;
развитие способностей ориентировочно – поисковой реакции на звук;
формирование широкого диапазона звуковых сигналов,
интонационных характеристик речи с их фиксацией в памяти ребенка;
развитие функций анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом,
предложением.

Ожидаемые результаты:

Готовность детей в дальнейшем к успешному овладению грамотой.

Организационные условия реализации программы.

Возраст детей: 6-7 лет, дети с ОНР.

Периодичность: 1 раз в неделю по 30 минут

Форма организации кружка: группа детей из 12 человек.

Методические условия реализации программы.

Занятия проводятся с детьми во второй половине дня, в отдельном помещении, оборудованном всем необходимым: партами, стульями, интерактивной доской, проектором, мольбертом, колонкой.  Для проведения занятий имеются дидактические игры, пособия, игрушки, демонстрационный материал, наборное полотно, ширма и др.

Календарно – тематический план кружка

1 год обучения

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

 

Обследование речи

 

 

Обследование речи

«Неречевые звуки и их разнообразие»

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Учить различать темп и повторять простой ритм.

Звуки природы

«От звука к слову»

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Познакомить с органами артикуляции.

Познакомить с понятиями «звук» и «слово», учить их различать.

Сказка о веселом язычке.

Звук [А]

Знакомство со звуком [А], артикуляция звука. Символ звука.

Учить определять на слух звук [А] в словах.

Звук [У]

Знакомство со звуком [У]. Артикуляция звука. Символ звука.

Учить определять на слух звук [У] в слогах, словах.

Знакомство с понятием «слог»

Учить сливать звуки в слог.

Октябрь

5

Звуки [А] и [У]

Учить различать звуки на слух, узнавать звуки в слогах и словах

Упражнять в правильной артикуляции звуков.

Учить сливать звуки в слог.

Звуки [О]

Знакомство со звуком [О]. Артикуляция звука. Символ звука.

Учить определять на слух звук [О] изолированно, в слогах, словах.

Учить подбирать cлова со звуком [О]. 

Звук [И]

Звук [И ]. Артикуляция звука. Символ звука. Определение наличия звука: изолированно, в прямых  и обратных слогах. Чтение  слогов.

Упражнять в правильной артикуляции.

Закрепление пройденного

 Закрепление пройденных звуков.

Дифференциация звуков изолированно, в слогах и словах.

Подбирать слова с нужным звуком.

Закреплять знание символов .

 Ноябрь

9

 «Сделай покупки»

Закреплять знание символов.

Подбор предметов, в названии которых есть нужный звук.

Дифференциация звуков в словах.

10 

«В гостях у птички - синички»

Знакомство с понятиями «звук в начале». Определить место звука [А] в названиях фруктов: апельсин, груша, слива, абрикос, арбуз, хурма.

Д/и «Собираем урожай»

 11

«В гостях у птички - синички»

Продолжать формировать умение определять место звука в слове.

Определить место звука [У] в названиях животных:

Утка, улитка, курица, кенгуру, какаду, барсук.

Игра «Топни - хлопни»

 12

Звук [Ы]

 Звук [Ы]. Характеристика звука.  Символ звука. Определение звука [ы]  изолированно, в слогах, в словах (дом, сыр, дым, сок и.д.)

Работа с пособием «Птичка - синичка»

Продолжать формировать умение определять место звука в слове.

Игра «Один - много»

Декабрь

13

«Покупаем подарки к Новому году»

Дифференциация звуков «и»  «ы». Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Бульдог»

Учить подбирать картинки с нужным звуком.

 14

«Гласные звуки»

Знакомство с понятием «гласные звуки». Развитие артикуляционного аппарата: Упражнение «Накорми птенчика», «Повтори звуковой ряд»

Учить на слух определять и узнавать звуки в слогах, словах.  Д/и «Кубик катай, звук называй».

Закрепить знание символов гласных звуков.

15 

«Гласные звуки. Повторение»

Закрепление гласных звуков. Звуковые линейки. Открой столько кружочков, сколько звуков я произнесла. Нарисуй бусы из символов гласных звуков  гласных, определив 1 звук в слове 

16 

«Согласные звуки. Звук [С], [Сь]»

Развитие речевого слуха, внимания и речевого дыхания. Знакомство с понятием твердый и мягкий звук. Определение места звука в слове.

( Дурова №1)

Упр. «Подуем на бабочку», «Какой звук в слове».

Игра «Насос»

Январь 

17

«Звуки [З] и [Зь]»

Развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Учить различать на слух твердые и мягкие звуки, обозначать цветом. (Дурова №3)

18

«Дифференциация звуков С и З»

Развитие речевого аппарата,  фонематического восприятия и слуха.

Артикуляционная гимнастика «Остуди блинчик», «Трубочка», «Заборчик».

Закреплять умение различать звуки на слух, («Третий лишний»). Сливание звуков в слоги.

 19

«Звук [К]»

Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. (Дурова №2)

Игра «Чудесный мешочек»

Февраль

 20

 «Повторение.

Звуки [К] и [Кь]»

Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. Учить различать твердые и мягкие звуки.  (Дурова №4)

21

Звуки [Г] и [Гь]

«Подарки голубю и снегирю»

Учить подбирать слова с нужным звуком, определять твердость и мягкость. Дифференциация звуков «г» - «гь» Подари  картинки снегирю или голубю

22  

«Звуки [Р] и [Рь] »

Развитие речевого дыхания, речевого внимания, речевого аппарата. (Дурова №6)

Определять на слух звук в слогах, в словах.

Сливание звуков в слог. (закрытый: ор, ос, ам , ар.)

23

«Звуки [М] и [Мь]»

Развитие речевого слуха и дыхания. (Дурова №7)

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие звуки.

Игра «Погрузи кубики в грузовики» (различение твердости и мягкости)

Март 

24

Закрепление пройденных звуков.

Развитие речевого аппарата и фонематического слуха. Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный звук.

(Дурова стр. 51)

Речевая игра «Заводные игрушки»

 

25

Звук [П] и [Пь]

Развитие речевого дыхания и фонематического слуха. Дифференциация «п» - «пь» в слогах, в словах. Закрепить знание символов букв.

 26

Звуковой анализ слов

Развитие речевого аппарата, фонематического слуха и внимания. Закреплять умение определять место звука в слове, твердость и мягкость, различать гласные и согласные звуки, обозначать звуки фишками на схеме. (Лук, Лис)

27 

«Звук [Т]»

Звук «т». Путешествие звука на бал. Определение наличия звука «т» в слогах, словах.

28

«Звуки [Т] и [Ть]»

Дифференциация звуков «т» - «ть», определение места звука «т» в начале и в конце.

Игра «Разложи игрушки по полкам»

Д/и «Собери слово из звуков»

 Апрель

29

«Звуки [В] и [Вь]»

Звук «в». Определение наличия звука в слогах, словах. Дифференциация  «в» - «вь». Игра  «Что в руках у Вики и у Вовы?».

Собери слово из звуков.

Игра «Заводные игрушки»

 30

«Звуки [Д] и [Дь]»

Развитие фонематического внимания и слуха, чувства ритма.

Упражнять в различении на слух твердых и мягких звуков.

Игра «Назови звуки по порядку», «Четвертый лишний»

Игра «Эхо»

 31

«Звуки [Д] и [Дь]»

Дифференциация звуков «д» - «дь». Закончи слова подходящим по смыслу словом со звуком «д», определи место звука в слове

32

«Дифференциация звуков [Т] и [Д]»

Дифференциация звуков «т» - «д». Развитие фонематического внимания и слуха. Упражнять в подборе слов со звуками Т и Д.

Игра «Замени звук»

Упражнение «Лишний слог»

Игра «Сломанный телефон»

Май

33

Звуки [Ф] и [Фь]

Звук «ф», дифференциация звуков «ф» - «фь» (нарисуй орешки в конфетках». Определение места звука «ф» в словах. Развитие речевого дыхания. (Разложи картинки по цилиндрам фокусников).

34

Звуки [Х] и [Хь]

Развитие артикуляционного аппарата.Звук «х» Определение места звука «х» (разложи картинки со звуком «х» на грядки). Дифференциация звуков «х» - «хь» (дорисуй лепесток подсолнуху).

Игра с мячом  «Детский смех» (мальчики – ха, ха; девочки – хи, хи).

35

Повторение пройденного.

Закрепление знаний о пройденных гласных и согласных звуках.  Игра «Собери бусы» (определение первого звука в слове)

Подвижная игра «Заводные игрушки» (выделение первого слога в слове)

Игра «Топни- хлопни» (дифференциация парных звуков)

Игра «Чудо - дерево»

36

Викторина «Звуковая мозаика»

Закрепление пройденного материала.

Повышение интереса детей к овладению грамотой.

Литература

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
  3. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  4. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
  5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 2004. – 304с.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2003.
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2013г.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2010г.
  3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 2008г.
  4. Гризик Т.И., Тимощюк Л.Е.Развитие речи детей  4-5 лет. – М.: Просвещение, 2013г
  5. Дурова Н. В., Развитие фонематического слуха у детей 3- 7 лет: 260 игр и упражнений. – М.: Просвещение.
  6. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2007г.
  7. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2009г.
  8. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 20014г.
  9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2013г.
  10. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. - СПб., 2010.
  11.  Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. —СПб. 2010.
  12. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи. - СПб., 2010.
  13. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  14. Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
  15. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  16. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  17. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
  18. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
  19. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
  20. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
  21. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет

Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет

Программа "Ритмическая мозаика"  - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...