Программа дополнительного образования "Звуковая мозаика" (первый год обучения)
материал по развитию речи (старшая группа)
Программа по развитию фонематического слуха у детей с ОНР 5-6 и 6-7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Ермаково
«Принято»: на заседании
педагогического совета
Программа дополнительного образования
по развитию фонематического слуха
у детей с ОНР.
«Звуковая мозаика»
Составила: воспитатель
Палочкина Елена Витальевна
Рыбинск 2024г.
Пояснительная записка.
В сентябре 2024 года в нашем детском саду начала работу логопедическая группа для детей с ОНР. В начале учебного года учителем-логопедом была проведена диагностика речевого развития детей, которая показала, что на первый план выступают нарушения звукопроизношения, а также фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные результаты побудили меня к организации кружковой работы по данной теме. Опираясь на «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой я составила дополнительную программу по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия «Звуковая мозаика».
Актуальность
Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.
Принципы работы:
- индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- наглядности (разнообразие игрового материала, пособий, использование ИКТ);
- системности и последовательности;
- доступности (подача материала в игровой форме)
Цель работы:
Формирование фонетико – фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями как основного звена языковой системы в целом
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
- формировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов;
- на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.
Развивающие:
- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
Воспитательные:
- Воспитывать уверенность в своих силах, умение слушать друг друга, прививать навыки вежливого общения с взрослым и сверстниками.
Давно известно, что роль фонематического слуха для развития всей
речевой функции бесспорна.
Не случайно у детей с несформированным фонетико – фонематическим
восприятием возникают затруднения в овладении грамотой (чтением и
письмом).
Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память
вырабатывается в результате постепенного речевого развития. На самом
раннем его этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный
звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико – интонационной
структурой. Затем формируется способность различать фонемы, входящие в
состав слова, с одновременным интенсивным овладением активным
словарем. В результате постепенно формируются тонкие
дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным
признакам. В результате плохо развитого фонематического слуха дети
неправильно воспринимают услышанную речь. Они путают слова близкие по
звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи. В дальнейшем
у таких детей возникают сложности в овладении чтением и письмом, в
произношении звуков родного языка.
Формирование фонематического восприятия у детей происходит поэтапно:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков звукового анализа.
С учетом всего вышесказанного, работа по формированию предпосылок
фонематических представлений у детей должна вестись по
следующим направлениям:
∙развитие способностей локального восприятия неречевых и речевых
звуков;
∙развитие способностей ориентировочно – поисковой реакции на звук;
∙формирование широкого диапазона звуковых сигналов,
интонационных характеристик речи с их фиксацией в памяти ребенка;
∙развитие функций анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом,
предложением.
Ожидаемые результаты:
Готовность детей в дальнейшем к успешному овладению грамотой.
Организационные условия реализации программы.
Возраст детей: 6-7 лет, дети с ОНР.
Периодичность: 1 раз в неделю по 30 минут
Форма организации кружка: группа детей из 12 человек.
Методические условия реализации программы.
Занятия проводятся с детьми во второй половине дня, в отдельном помещении, оборудованном всем необходимым: партами, стульями, интерактивной доской, проектором, мольбертом, колонкой. Для проведения занятий имеются дидактические игры, пособия, игрушки, демонстрационный материал, наборное полотно, ширма и др.
Календарно – тематический план кружка
1 год обучения
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь |
| Обследование речи |
|
| Обследование речи |
1 | «Неречевые звуки и их разнообразие» | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. Воспитывать умение слушать друг друга. Учить различать темп и повторять простой ритм. Звуки природы |
2 | «От звука к слову» | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Познакомить с органами артикуляции. Познакомить с понятиями «звук» и «слово», учить их различать. Сказка о веселом язычке. |
3 | Звук [А] | Знакомство со звуком [А], артикуляция звука. Символ звука. Учить определять на слух звук [А] в словах. |
4 | Звук [У] | Знакомство со звуком [У]. Артикуляция звука. Символ звука. Учить определять на слух звук [У] в слогах, словах. Знакомство с понятием «слог» Учить сливать звуки в слог. |
Октябрь 5 | Звуки [А] и [У] | Учить различать звуки на слух, узнавать звуки в слогах и словах Упражнять в правильной артикуляции звуков. Учить сливать звуки в слог. |
6 | Звуки [О] | Знакомство со звуком [О]. Артикуляция звука. Символ звука. Учить определять на слух звук [О] изолированно, в слогах, словах. Учить подбирать cлова со звуком [О]. |
7 | Звук [И] | Звук [И ]. Артикуляция звука. Символ звука. Определение наличия звука: изолированно, в прямых и обратных слогах. Чтение слогов. Упражнять в правильной артикуляции. |
8 | Закрепление пройденного | Закрепление пройденных звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах и словах. Подбирать слова с нужным звуком. Закреплять знание символов . |
Ноябрь 9 | «Сделай покупки» | Закреплять знание символов. Подбор предметов, в названии которых есть нужный звук. Дифференциация звуков в словах. |
10 | «В гостях у птички - синички» | Знакомство с понятиями «звук в начале». Определить место звука [А] в названиях фруктов: апельсин, груша, слива, абрикос, арбуз, хурма. Д/и «Собираем урожай» |
11 | «В гостях у птички - синички» | Продолжать формировать умение определять место звука в слове. Определить место звука [У] в названиях животных: Утка, улитка, курица, кенгуру, какаду, барсук. Игра «Топни - хлопни» |
12 | Звук [Ы] | Звук [Ы]. Характеристика звука. Символ звука. Определение звука [ы] изолированно, в слогах, в словах (дом, сыр, дым, сок и.д.) Работа с пособием «Птичка - синичка» Продолжать формировать умение определять место звука в слове. Игра «Один - много» |
Декабрь 13 | «Покупаем подарки к Новому году» | Дифференциация звуков «и» «ы». Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Бульдог» Учить подбирать картинки с нужным звуком. |
14 | «Гласные звуки» | Знакомство с понятием «гласные звуки». Развитие артикуляционного аппарата: Упражнение «Накорми птенчика», «Повтори звуковой ряд» Учить на слух определять и узнавать звуки в слогах, словах. Д/и «Кубик катай, звук называй». Закрепить знание символов гласных звуков. |
15 | «Гласные звуки. Повторение» | Закрепление гласных звуков. Звуковые линейки. Открой столько кружочков, сколько звуков я произнесла. Нарисуй бусы из символов гласных звуков гласных, определив 1 звук в слове |
16 | «Согласные звуки. Звук [С], [Сь]» | Развитие речевого слуха, внимания и речевого дыхания. Знакомство с понятием твердый и мягкий звук. Определение места звука в слове. ( Дурова №1) Упр. «Подуем на бабочку», «Какой звук в слове». Игра «Насос» |
Январь 17 | «Звуки [З] и [Зь]» | Развитие речевого внимания, фонематического слуха. Учить различать на слух твердые и мягкие звуки, обозначать цветом. (Дурова №3) |
18 | «Дифференциация звуков С и З» | Развитие речевого аппарата, фонематического восприятия и слуха. Артикуляционная гимнастика «Остуди блинчик», «Трубочка», «Заборчик». Закреплять умение различать звуки на слух, («Третий лишний»). Сливание звуков в слоги. |
19 | «Звук [К]» | Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. (Дурова №2) Игра «Чудесный мешочек» |
Февраль 20 | «Повторение. Звуки [К] и [Кь]» | Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. Учить различать твердые и мягкие звуки. (Дурова №4) |
21 | Звуки [Г] и [Гь] «Подарки голубю и снегирю» | Учить подбирать слова с нужным звуком, определять твердость и мягкость. Дифференциация звуков «г» - «гь» Подари картинки снегирю или голубю |
22 | «Звуки [Р] и [Рь] » | Развитие речевого дыхания, речевого внимания, речевого аппарата. (Дурова №6) Определять на слух звук в слогах, в словах. Сливание звуков в слог. (закрытый: ор, ос, ам , ар.) |
23 | «Звуки [М] и [Мь]» | Развитие речевого слуха и дыхания. (Дурова №7) Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие звуки. Игра «Погрузи кубики в грузовики» (различение твердости и мягкости) |
Март 24 | Закрепление пройденных звуков. | Развитие речевого аппарата и фонематического слуха. Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный звук. (Дурова стр. 51) Речевая игра «Заводные игрушки» |
25 | Звук [П] и [Пь] | Развитие речевого дыхания и фонематического слуха. Дифференциация «п» - «пь» в слогах, в словах. Закрепить знание символов букв. |
26 | Звуковой анализ слов | Развитие речевого аппарата, фонематического слуха и внимания. Закреплять умение определять место звука в слове, твердость и мягкость, различать гласные и согласные звуки, обозначать звуки фишками на схеме. (Лук, Лис) |
27 | «Звук [Т]» | Звук «т». Путешествие звука на бал. Определение наличия звука «т» в слогах, словах. |
28 | «Звуки [Т] и [Ть]» | Дифференциация звуков «т» - «ть», определение места звука «т» в начале и в конце. Игра «Разложи игрушки по полкам» Д/и «Собери слово из звуков» |
Апрель 29 | «Звуки [В] и [Вь]» | Звук «в». Определение наличия звука в слогах, словах. Дифференциация «в» - «вь». Игра «Что в руках у Вики и у Вовы?». Собери слово из звуков. Игра «Заводные игрушки» |
30 | «Звуки [Д] и [Дь]» | Развитие фонематического внимания и слуха, чувства ритма. Упражнять в различении на слух твердых и мягких звуков. Игра «Назови звуки по порядку», «Четвертый лишний» Игра «Эхо» |
31 | «Звуки [Д] и [Дь]» | Дифференциация звуков «д» - «дь». Закончи слова подходящим по смыслу словом со звуком «д», определи место звука в слове |
32 | «Дифференциация звуков [Т] и [Д]» | Дифференциация звуков «т» - «д». Развитие фонематического внимания и слуха. Упражнять в подборе слов со звуками Т и Д. Игра «Замени звук» Упражнение «Лишний слог» Игра «Сломанный телефон» |
Май 33 | Звуки [Ф] и [Фь] | Звук «ф», дифференциация звуков «ф» - «фь» (нарисуй орешки в конфетках». Определение места звука «ф» в словах. Развитие речевого дыхания. (Разложи картинки по цилиндрам фокусников). |
34 | Звуки [Х] и [Хь] | Развитие артикуляционного аппарата.Звук «х» Определение места звука «х» (разложи картинки со звуком «х» на грядки). Дифференциация звуков «х» - «хь» (дорисуй лепесток подсолнуху). Игра с мячом «Детский смех» (мальчики – ха, ха; девочки – хи, хи). |
35 | Повторение пройденного. | Закрепление знаний о пройденных гласных и согласных звуках. Игра «Собери бусы» (определение первого звука в слове) Подвижная игра «Заводные игрушки» (выделение первого слога в слове) Игра «Топни- хлопни» (дифференциация парных звуков) Игра «Чудо - дерево» |
36 | Викторина «Звуковая мозаика» | Закрепление пройденного материала. Повышение интереса детей к овладению грамотой. |
Литература
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2003.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2013г.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2010г.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 2008г.
- Гризик Т.И., Тимощюк Л.Е.Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2013г
- Дурова Н. В., Развитие фонематического слуха у детей 3- 7 лет: 260 игр и упражнений. – М.: Просвещение.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2007г.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2009г.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 20014г.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2013г.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. - СПб., 2010.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. —СПб. 2010.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи. - СПб., 2010.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
- Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
- Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет
Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет
Программа "Ритмическая мозаика" - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...

Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...



