Влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Ломакина Татьяна Валерьевна ЯНАО Тюменская обл Надымский район п. Приозёрный
В статье рассматривается влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматривается влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Обосновывается, что сказка является не только развлекательным элементом, но и мощным инструментом формирования личности и обогащения речевого запаса. Анализируются примеры сказок и методы работы с ними, способствующие развитию речи, такие как обсуждение, инсценировка, ролевые игры и творческие мастерские. Подчеркивается важность использования наглядности и учета возрастных особенностей детей при выборе сказок.

Ключевые слова: сказка, развитие речи, младший дошкольный возраст, словарный запас, образовательный процесс, методы и приемы, наглядность, речевая деятельность, инсценировка, обсуждение.

Сказка – это не просто развлекательная история, а мощный инструмент, формирующий личность ребенка и обогащающий его речевой запас. В младшем дошкольном возрасте, когда речь только начинает активно развиваться, сказка становится незаменимым помощником в освоении новых слов, построении фраз и понимании сложных грамматических конструкций. Как отмечал Л.С. Выготский, "в сказке ребенок находит не только увлекательный сюжет, но и своеобразную модель мира, в которой добро всегда побеждает зло" [1, с. 112]. Действительно, благодаря сказке, малыш учится различать хорошее и плохое, сопереживать героям и делать собственные выводы.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте – это сложный процесс, включающий в себя не только расширение словарного запаса, но и формирование умения правильно произносить звуки, строить предложения и связно излагать свои мысли. Сказка, в свою очередь, предлагает ребенку богатый языковой материал, который он усваивает в процессе слушания и пересказывания. Яркие образы, красочные описания и запоминающиеся диалоги помогают ребенку не только понимать смысл текста, но и запоминать новые слова и выражения.

Использование сказок в образовательном процессе позволяет педагогам решать множество задач, связанных с развитием речи детей. Например, при чтении сказки "Два жадных медвежонка" венгерской народной сказки в обработке А. Краснова и В. Важдаева, можно обратить внимание на то, как жадность приводит к негативным последствиям, а также на то, как герои сказки используют свою речь для достижения своих целей. Обсуждение характеров медвежат, их мотивов и поступков стимулирует детей к высказыванию собственного мнения и формированию связной речи. Мы в нашем детском саду, например, часто используем кукольный театр для инсценировки этой сказки, что делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Дети с удовольствием участвуют в постановке, озвучивая персонажей и импровизируя на ходу.

Сказка "Упрямые козы" узбекской народной сказки в обработке Ш. Сагдуллы прекрасно иллюстрирует конфликт интересов и необходимость умения договариваться. Анализируя поведение коз, дети учатся понимать причины ссор и искать компромиссные решения. В процессе обсуждения сказки, мы предлагаем детям придумать альтернативные концовки, где козы смогли бы избежать столкновения. Это способствует развитию творческого мышления и умения находить нестандартные решения. Во время работы над сказкой мы заметили, что дети, активно участвующие в обсуждении, демонстрируют более высокий уровень развития речи и умение аргументировать свою точку зрения.

Сказка "У солнышка в гостях" в переводе со словацкого С. Могилевской и Л. Зориной знакомит детей с понятиями времени и пространства, а также с различными природными явлениями. Описание путешествия девочки к солнышку стимулирует детское воображение и способствует расширению словарного запаса. В нашей практике, после прочтения этой сказки, мы организуем творческую мастерскую, где дети рисуют солнышко и его друзей, а также сочиняют собственные истории о путешествиях. Во время работы в мастерской мы наблюдаем, как дети используют новые слова и выражения, услышанные в сказке, в своих рассказах и рисунках.

Сказка "Храбрец-молодец" в переводе с болгарского Л. Грибовой учит детей смелости и находчивости. Главный герой, несмотря на свой маленький рост, проявляет храбрость и побеждает злого волка. Мы часто используем эту сказку для проведения ролевых игр, где дети примеряют на себя роль храбреца и учатся преодолевать свои страхи. В процессе игры дети учатся выражать свои эмоции и чувства, а также взаимодействовать друг с другом.

Сказка "Пых" белорусской народной сказки в обработке Н. Мялика знакомит детей с понятием дружбы и взаимопомощи. Главный герой, маленький ежик, находит друзей, которые помогают ему справиться с трудностями. В нашей группе, после прочтения этой сказки, мы проводим беседу о том, что такое дружба и как важно помогать друг другу. Дети рассказывают о своих друзьях и о том, как они помогают им в трудных ситуациях.

Сказка "Лесной мишка и проказница мышка" латышской народной сказки в обработке Ю. Ванага, в переводе Л. Воронковой, показывает детям, как важно быть честным и ответственным. Мышка, несмотря на свою проказливость, признает свою вину и просит прощения у мишки. После прочтения этой сказки, мы предлагаем детям обсудить, что такое честность и как важно признавать свои ошибки. Дети приводят примеры из своей жизни, когда им приходилось признавать свою вину и просить прощения.

Помимо простого чтения сказок, важно использовать различные методы и приемы, направленные на активизацию речевой деятельности детей. Это могут быть вопросы по содержанию сказки, пересказ отдельных эпизодов, составление характеристик героев, придумывание новых концовок и инсценировки. Как подчеркивал К.Д. Ушинский, "детская природа требует наглядности" [2, с. 256], поэтому использование иллюстраций, кукол и других наглядных пособий делает процесс обучения более эффективным и интересным.

Важно помнить, что сказка должна быть не только интересной, но и доступной для понимания ребенка. Не стоит использовать сложные слова и выражения, которые могут затруднить восприятие текста. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей при выборе сказок. Для младшего дошкольного возраста лучше выбирать короткие и простые сказки с понятным сюжетом и небольшим количеством персонажей.

В заключение, сказка является мощным инструментом развития речи детей младшего дошкольного возраста. Благодаря сказке, ребенок не только расширяет свой словарный запас и учится строить предложения, но и формирует свою личность, учится различать добро и зло, сопереживать героям и делать собственные выводы. Использование сказок в образовательном процессе позволяет педагогам решать множество задач, связанных с развитием речи детей, и способствует их всестороннему развитию. По словам В.А. Сухомлинского, "сказка – это свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи" [3, с. 98], и этот огонек необходимо поддерживать и развивать, чтобы ребенок вырос гармоничной и образованной личностью.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  2. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. – М.: Детская литература, 1994. – 288 с.
  3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
  4. Два жадных медвежонка: Венгерская народная сказка / Обработка А. Краснова и В. Важдаева. - Москва: Детская литература, 2018. – 16 с.
  5. Упрямые козы: Узбекская народная сказка / Обработка Ш. Сагдуллы. - Ташкент: Юлдузча, 1990. – 12 с.
  6. У солнышка в гостях: Словацкая народная сказка / Перевод со словацкого С. Могилевской и Л. Зориной. - Москва: Детская литература, 2017. – 16 с.
  7. Храбрец-молодец: Болгарская народная сказка / Перевод с болгарского Л. Грибовой. - Москва: Малыш, 1989. – 10 с.
  8. Пых: Белорусская народная сказка / Обработка Н. Мялика. - Минск: Юнацтва, 1985. – 12 с.
  9. Лесной мишка и проказница мышка: Латышская народная сказка / Обработка Ю. Ванага; Перевод Л. Воронковой. - Рига: Лиесма, 1988. – 16 с.

Проверка на плагиат: https://text.ru/antiplagiat/6801dad08eab5 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

В этой консультации рассказываю о пользе сказок, потешек, считалок, дразнилок. и других форм фольклора для развития речи детей...

Консультация для воспитателей и родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Огромное влияние на грамотность, яркость, эмоциональность и выразительность которой оказывает русское народное творчес...

«Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечес...

«Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Статья для родителей . О влиянии фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на...

Влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние сказок на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Обосновывается, что сказка является не только развлекательным элементом, но и мощным инструментом формиров...