Возможности применения ИКТ технологий в работе с детьси младшего дощэшкрльного возраста и их родителями
статья по развитию речи (средняя группа)

Ломакина Татьяна Валерьевна ЯНАО Тюменская обл Надымский район п. Приозёрный
В статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с младшими дошкольниками и их родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности применения ИКТ технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями

Аннотация: В статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с младшими дошкольниками и их родителями. Подчеркивается важность применения ИКТ с учетом возрастных особенностей детей и принципов здоровьесбережения. Описываются примеры использования аудиоматериалов для развития воображения и познавательного интереса у детей, а также онлайн-платформ для взаимодействия с родителями и вовлечения их в образовательный процесс.

Ключевые слова: ИКТ, дошкольное образование, младший дошкольный возраст, аудиоматериалы, взаимодействие с родителями, развивающая среда, образовательный процесс.

В современном мире информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни, и дошкольное образование не является исключением. Несмотря на существующие ограничения, связанные с возрастом детей и требованиями санитарных норм, возможности использования ИКТ в работе с младшими дошкольниками и их родителями остаются значительными и перспективными. Важно отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, принципов здоровьесбережения и педагогической целесообразности.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра – это искра, зажигающая огонь любознательности и познания" [1, с. 56]. В контексте использования ИКТ это высказывание приобретает особую актуальность. Вместо прямого использования интерактивных досок и компьютерных игр, которые рекомендованы для детей старше пяти лет, в работе с младшими дошкольниками акцент делается на применение аудиоматериалов, позволяющих стимулировать воображение, развивать слуховое восприятие и формировать интерес к познанию окружающего мира.

Примерами таких аудиоматериалов могут служить аудиосказки, песенки, звуки природы и голоса животных. Использование аудиоформата позволяет не только обогатить образовательную среду, но и создать более спокойную и благоприятную атмосферу для детей, избегая чрезмерной стимуляции, свойственной визуальным средствам.

Кроме того, ИКТ могут быть эффективно использованы для взаимодействия с родителями. Создание онлайн-платформ, рассылок с советами и рекомендациями по воспитанию и развитию детей, организация онлайн-консультаций со специалистами – все это позволяет расширить границы образовательного пространства и вовлечь родителей в активное участие в жизни детского сада.

Мы в нашем детском саду активно используем аудиозаписи сказок, песенок и познавательных рассказов, адаптированных для детей младшего возраста. В частности, мы применяем аудиоматериалы не только для организации спокойного времени, но и для создания проблемных ситуаций, стимулирующих развитие мышления и речи. Например, мы записываем "звонок" от сказочного героя, которому нужна помощь. Этот звонок, прослушиваемый через колонку, становится отправной точкой для увлекательного занятия, в ходе которого дети, отвечая на вопросы и выполняя задания, помогают герою справиться с трудностями. В игре "Помоги зайчику" дети искали морковки, спрятанные в группе, ориентируясь на звуковые подсказки. В игре "Спаси колобка" ребята отгадывали загадки о животных, чтобы те не смогли съесть колобка. Использование звуковых эффектов, таких как шум дождя, пение птиц или звуки животных, помогает создать атмосферу погружения и сделать образовательный процесс более эмоциональным и запоминающимся. Кроме того, мы используем аудиозаписи для разучивания стихов и песен, что способствует развитию памяти и артикуляции.

Психолог Л.С. Выготский отмечал важность использования наглядности в обучении детей, подчеркивая, что "мышление ребенка развивается от конкретного к абстрактному" [2, с. 123]. Хотя прямое использование визуальных ИКТ для младших дошкольников ограничено, мы находим способы обогатить развивающую среду.

Не менее важным аспектом является использование ИКТ для взаимодействия с родителями. Создание группы в мессенджере позволяет оперативно обмениваться информацией о жизни детского сада, предстоящих мероприятиях и достижениях детей. Мы регулярно публикуем фотографии и видеозаписи с занятий, чтобы родители могли видеть, чем занимаются их дети, и чувствовать себя вовлеченными в образовательный процесс. Кроме того, мы используем онлайн-платформы для проведения родительских собраний и консультаций, что позволяет родителям, не имеющим возможности посещать детский сад лично, оставаться в курсе событий и получать ответы на интересующие их вопросы.

Педагог Ш.А. Амонашвили писал, что "ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь" [3, с. 98]. Использование ИКТ в работе с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями призвано не просто передать информацию, а пробудить интерес к познанию, развить творческие способности и укрепить связь между семьей и детским садом. Важно помнить, что ИКТ – это лишь инструмент, который должен использоваться осознанно и грамотно, с учетом возрастных особенностей детей и педагогических целей.

В нашем детском саду мы стараемся использовать ИКТ не только для организации образовательного процесса, но и для создания комфортной и поддерживающей среды для детей и их родителей. Мы регулярно проводим опросы и анкетирования родителей, чтобы узнать их мнение об использовании ИКТ в детском саду и получить предложения по улучшению нашей работы. Мы открыты для новых идей и готовы экспериментировать, чтобы сделать образовательный процесс более интересным и эффективным. Мы убеждены, что использование ИКТ может стать мощным инструментом в руках педагога, позволяющим раскрыть потенциал каждого ребенка и укрепить связь между семьей и детским садом.

Список литературы

  1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1973. - 288 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.
  3. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Просвещение, 1983. - 208 с.

Проверка на плагиат: https://text.ru/antiplagiat/6801d6ad18b51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Игровые технологии, которые использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

«Применение здоровьесберегающих технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....