Занятие по развитию читательской грамотности «На поиски снегурочки»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию читательской грамотности
«На поиски снегурочки»
Приветствие
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
- Чтение письма.
- Ребята, сегодня утром, когда готовилась к занятиям, нашла на столе письмо. Хотите узнать от кого? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам бабушка с дедушкой из сказки. Потеряли мы внучку свою, всё никак найти не можем. Помогите нам узнать куда она пропала?»
–Ребята можем мы помочь дедушке и бабушки?
А как?
Отправиться на поиски внучки в сказку.
-Ребята ,а попасть нам в сказку помогут снежинки . Но снежинки эти не простые, а волшебные. Если мы отгадаем загадки, которые на них написаны, то попадём в сказку.
Отгадывание загадок.
- Послушайте загадки. Все отгадки спрятались в сказке, которую мы сегодня вспомним.
1. Наступили холода, 2. Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
3. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Так значит, как звали внучку бабы и деда («Снегурочка»)
-Ребята давайте посмотрим тут еще что то есть в конверте.
Иллюстрации к сказке.
-Ребята это подсказка от дедушки и бабушки.
Выкладываются иллюстрации к сказке «Снегурочка»
-Ребята предлагаю рассмотреть иллюстрации разложить нужно в правильной последовательности по содержанию текста сказки. (картинки выкладываются на магнитную доску)
Вопросы к тесту с параллельным рассматриванием иллюстраций:
1.Ребята как называется сказка? как звали внучку?
2.Ребята, с какого времени года начинается сказка?
3.Почему вы так думаете?
4.Кто главный герой сказки?
5.А как появилась Снегурочка?
6.Почему ее назвали Снегурочка?
7.Какой была Снегурочка зимой?
8.Почему Снегурочка загрустила, когда весеннее солнышко стало пригревать?
9.Ребята послушайтеотрывок из сказки:
«Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.»
-Как вы думаете, почему Снегурочка заплакала по граду, да так горько, словно сестра по родному брату?
-Что общего между снегом и градом?
-Что с ней произошло? Во что превратилась?
-Ребята зима - это время зимних игр,в какие игры играли дети в сказке?Я ПРЕДЛАГАЮ вам поиграть в игру,которая называется «холодные слова». Холодные слова ,это те слова которые относятся к зимнему времени года. (играем) Ребята, а какие еще холодные слова были в сказке?(сугроб, снег, Снегурочка, град, холодок, шапка, снежный ком)
(корзину накидать снежки – «Холодные слова»)
(работа в группах)
-Ребята, а вы знали, что многие слова похожи, связанны между собой. Послушайте внимательно, что общего вы слышите в словах Снегурочка и снег? А теперь посмотрите на доску, перед вами картинки,вам необходимо назвать и отобрать картинки,которые связанны со словом снег. Со словами снежколеп, снегокат, снегопад – ведется словарная работа! (лепит снежки – снежколеп и т.д.) убираем картинки дед мороз, елка,сосулька.
Взаимопроверка
Речевая игра на определение линии развития Ребята давайте разделимся на 2 группы и подойдем к столам. Перед вами картинки. Но картинки перепутались. Вам необходимо показать с помощь картинок чем была снегурочка и чем стала.
«Чем был, чем стал?» (ТРИЗ) снег – Снегурочка –вода– облачко
Что происходит со снегом, когда он тает?
Давайте вспомним, о чем нас просили дед и баба - помочь узнать куда она пропала их внучка?»
Нашли мы внучку Снегурочку ?
Как мы можем об этом сообщить бабе и деду? (варианты ответов).Как?
Я предлагаю цепочку превращения Снегурочки выслать письмом.
Как вы думаете, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она снова появиться на земле?
Воспитатель. Вам нравится, как заканчивается сказка?
Дети. Нет, сказка заканчивается грустно.
Воспитатель. Давайте придумаем свое окончание сказки.
(Дети предлагают свои варианты концовки сказки)
Рефлексия:
Кому помогали?
Как помогли?
Кому расскажем?
Ребята дедушка с бабушкой приготовили для вас подарок за то что вы откликнулись на просьбу это раскраска Снегурочка…Последняя страничка пустая, это для того чтобы вы нарисовали вместе с родителями счастливый конец сказки.
Речевая игра «Что было бы, если…» (ТРИЗ)
Придумай, что было бы, если бы Снегурочка не пошла гулять?
Придумай, что было бы, если бы у деда с бабой был холодильник?
Каким бы был конец сказки, если бы весна не наступила?
Ну что ж мы с вами узнали как зовут внучку деда и бабы ,узнали куда она пропала, теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Кулачок Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).
Рефлексия: Кому помогали?
Как помогли?
Кому расскажем?
Воспитатель. Пока вы раскрашивали Снегурочке одежду, я занесла нашу воду которую, мы выставляли на мороз. Посмотрите, что с ней произошло?
Дети. Она замерзла, превратилась в лед.
Воспитатель. Расскажите, какие превращения происходили с нашим снежком.
Дети. Снежок в тепле превратился в воду, он растаял. На морозе вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель. А что, произошло со Снегурочкой в конце сказки?
Дети. Она растаяла, превратилась в облачко, потому что прыгнула через костер.
Воспитатель. Вам нравится, как заканчивается сказка?
Дети. Нет, сказка заканчивается грустно.
Воспитатель. Давайте придумаем свое окончание сказки.
(Дети предлагают свои варианты концовки сказки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень добрые и умные. Сегодня вы хорошо занимались. Давайте похлопаем друг другу.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8 «СОЛНЫШКО» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Самоанализ НОД
по развитию читательской грамотности
«В поисках Снегурочки»средняя группа
Быкова Н.В.,
Воспитатель IКК
Уважаемые коллеги, вашему вниманию была представлено занятие по развитию читательской грамотности в средней группе по теме «В поисках снегурочки»
Занятие проводила с детьми средней группы,присутствовало 10 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
На занятии по развитию читательской грамотностибыла поставлена следующая
Цель: Развитие предпосылки читательской грамотности, через прочитанную раннее сказку.
Задачи:
1. Формировать интерес к чтению.
2. Развивать способность осмысленно воспринимать художественное произведение.
3. Развивать умение фиксировать свои впечатления через иллюстрирование.
4. Учить детей понимать и подбирать родственные (связанные слова ) слова.
5. Побуждать к речевому творчеству на основе читательского опыта.
6.Воспитыать желание прийти на помощь, эмоционально откликаться на чью-либо просьбу.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: Прочтение р.н.с.»Снегурочка» Накануне в уголке книги на видное место поместила иллюстрированное издание сказки. Дети рассматривали рисунки, догадывались, о ком эта сказка. Эксперементальная деятельность со снегом. Работа с родителями домашнее задание -эксперемент со снегом,с помощью чего может растаять снег.
Образовательная деятельность состоит из трех этапов. Все этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены одной сюжетной линии. Для хорошего настроения и включения в образовательную деятельность с детьми был проведён психологический настрой.
Для обеспечения интереса детей к теме и эмоционального отклика на нее я использовала Мотивирующий момент–проблемную ситуацию
– Письмо от деда и бабы с просьбой помочь узнать куда пропала их внучка, и как ее зовут. После чего дети сформулировали детскую цель
Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Основная часть образовательной деятельности представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В ходе образовательной деятельности детям загадывала загадки. Проводила беседу с параллельным рассматриванием иллюстраций, задавала вопросы по ранее прочитанному тексту сказки. Для развития мыслительной деятельности детей и подведению финала сказки, провела речевую игру на определение линии развития (метод триз) снег – Снегурочка -вода– облачко,. Провела работа над пониманием родственных слов -связанных между собой: снег, Снегурочка, снеговик, снежок, снегопад, снегокат. В процессе деятельности была использована физминутка для снятия статичного напряжения «Холодные слова» Деятельность на занятие характеризуется как совместная, индивидуальная.
На занятии были применены следующие механизмы формирования предпосылок читательской грамотности
беседа с параллельным рассматриванием иллюстраций.
Работа над пониманием родственных слов
Речевые игры ТРИЗ при работе с текстом.
Экспериментальная деятельность
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных, добивалась полных ответов. В конце занятия провела рефлексию .
«Кто просил о помощи?»Как мы помогли. Во что она превратилась?
Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам Сан Пина
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

Сообщение к педсовету "Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности"
laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»С.Михалков...

Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к з...

«Методы и приемы для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Презентация "Развитие читательской грамотности у детей с нарушением речи"
Подборка материалов из опыта работы учителя-логопеда для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста с нарушением речи...

Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"
Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"...

Конспект НОД по развитию читательской грамотности на тему: «Произведения Н. Носова».
Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова....









