Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Дрожжина Наталья Анатольевна

 Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл books2.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 466 комбинированного вида Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Дрожжина Наталья Анатольевна Новосибирск 2022

Слайд 2

«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла . Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры. К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению .

Слайд 3

По моему мнению, низкий интерес детей к книгам — большая трагедия. И в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности . Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры. В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно ). Поэтому, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Слайд 4

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством. Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством. Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению . Ребенок должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в слова; «узнавать» фонемы, идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

Слайд 5

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям. Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать. Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя. Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Я хочу остановиться на некоторых.

Слайд 6

В первую очередь, это слушание прочитанного взрослым. Ведь лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора, осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное . На интерес к чтению у ребенка и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым. Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка. Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — вызвать эмоциональный отклик, дать импульс мыслям, воображению, творческому мышлению.

Слайд 7

Не менее важна и эмоциональная поддержка взрослым детского влечения к чтению или ознакомления с книгой. Просматривая вместе со взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать», подражая взрослому. Малыш может самостоятельно взять книгу, и, водя пальчиком по тексту, -«читать» любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка, стимулировал его интерес. Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группе оборудована детская библиотека, книги в которой подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рассматривать и читать книги. Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома.

Слайд 8

Кроме этого наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, проводятся экскурсии и развивающие программы совместно с сотрудниками библиотеки. В начале этого учебного года мы с ребятами посетили экскурсию «Знакомство с библиотекой». Могу сказать, что эта экскурсия впечатлила ребят, они с интересом рассматривали понравившиеся книги, у многих появилось желание стать абонентами детской библиотеки .

Слайд 11

Еще одним действенным методом по воспитанию любви к книге является создание книжек-малышек. Эта деятельность не оставляет равнодушной старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам. С большим желанием дети не только знакомят со своей книгой, но и рассматривают книги других ребят. Можно с уверенностью сказать, что книжки-малышки – это действенный стимул для не читающего ребенка учиться читать, а для читающих ребят – практиковаться в чтении. Огромная роль в этой деятельности принадлежит родителям. Такие книжки-малышки пополняют нашу групповую детскую библиотеку. А ребята становятся не только читателями, но и авторами, иллюстраторами, издателями. Что, безусловно, способствует развитию интереса к книге, желанию научиться читать.

Слайд 12

.

Слайд 15

Так же, хочу рассказать о технологии скрайбинг , способствующей развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста. Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности. В детстве все немного « скрайберы ». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Не даром, рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте. Через простые рисунки, сопровождающие текст можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Слайд 16

Особенность скрайбинга , по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда рисование простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одной из современных педагогических технологий, доступных педагогу дошкольного образования. Эта технология помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию умения структурировть материал, соверешенствовать технику пересказа, облегчить процесс заучивания наизусть. Стоит отметить доступность скрайбинга , ведь использовать эту технологию может каждый педагог, не прибегая к серьезным материальным, трудовым и организационным затратам.

Слайд 18

Разновидности скрайбинга . Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: 1. Рисованный. Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. 2. Аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

Слайд 19

Рисованный скрайбинг На примере заучивания наизусть стихотворений «Огород» и «Дикие животные»

Слайд 20

Аппликативный скрайбинг Составление рассказа о полезном питании

Слайд 21

Магнитный скрайбинг Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух»

Слайд 22

Можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких психических процессов как память, внимание, образное мышление . Следствием решения указанных задач становится повышение читательской грамотности ребенка, поэтические, художественные, естественно-научные тексты становятся более доступны ребенку. Не вызывают у него страха и отторжения. Так как любой текст при помощи взрослого и рисунков скрайбинга можно наглядно структурировать, «разложить по полочкам» и запомнить.

Слайд 23

Итогом работы, обобщением нашего опыта по обучению детей чтению, развитию читательской грамотности и любви к книге. Стало создание дополнительной программы интеллектуально-познавательной направленности «Давайте почитаем». Программа реализуется в старшей и подготовительной к школе группах. Целью данной программы является поэтапное обучение чтению, воспитание читательского интереса у дошкольников, развитие речи детей. Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.

Слайд 24

Этап обучения чтению вызывает у детей, как правило, большие трудности. Детей дошкольного возраста характеризует эмоциональность, впечатлительность. У них повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие занятий. Для них характерно неустойчивое внимание. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не развилась, можно получить такие проблемы, как гиперактивность , чрезмерная возбудимость и т. д. Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять обучаться. Узнавать, называть буквы и из этих букв составлять слова должно быть для малыша занимательной игрой. Все обучение необходимо проводить в занимательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций. Еще существует мнение, что ребенку, который умеет читать, в школе будет скучно. Поверьте – не будет! Те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова» давно прошли. Сейчас во многих школах в первом классе уже начинают изучать английский язык, во втором – римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. В современной школе интерес к учебе быстрее потеряет тот ребенок, кому тяжело учиться и у кого ничего не получается.

Слайд 25

Начинать учить ребенка читать никогда не рано, но главное – это во всем нужно соблюдать меру, для того, чтобы не отбить любовь своего ребенка к чтению на начальном этапе. Поэтому коллективом нашего детского сада было принято решение создать программу по обучению детей чтению. Так была создана программа интеллектуально - познавательной направленности «Давайте почитаем», которая разработана на основе программы Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать», допущенной Министерством образования и науки РФ, методики обучения детей 5-6 лет правильному чтению Н.С. Жуковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эскимо); методическими пособиями «Логопедическая азбука» Е.В. Новиковой, «Занимательное обучение чтению» Т.Е. Ковригиной, Р.Е. Шеремет ., В процессе ее реализации на занятиях используются: артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек; достаточно времени уделяется звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух у ребенка; для отдыха и снятия напряжения проводятся небольшие физкультминутки.

Слайд 26

Система занятий включает в себя работу по четырем основным направлениям: - Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична. При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга. Протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребенок должен осмыслить, понять заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки» распределены в определенной последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Слайд 27

Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер . Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребенка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

Слайд 28

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют будущему первокласснику легче вписаться в процесс обучения, комфортнее чувствовать себя на новой ступени образования. Цели и задачи Программы Цель : Обучение чтению слогов и слов из 2-3 слогов. Задачи : формировать навык звукобуквенного обозначения; формировать навык слогослияния ; формировать языковой анализ и синтез слов; повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию; формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов; развивать графомоторные навыки.

Слайд 29

Планируемые результаты сформируется процесс чтения (умение читать слоги и слова в 2 -3 слога) состоящий из определённых операций: опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенный анализ); слияние нескольких букв в слог ( слогослияние ); дети обучатся графическому обозначению слогов, звуков и слов, границ предложения; сформируется умение детей дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы; дети обучатся обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой «ь»; дети обучатся различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст; будут развиты умения производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений, составлять графическую схему предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников...

Статья "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ «ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость ...

ОД по познавательному развитию (развитие финансовой грамотности) детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с финансовыми термина...

Игры по развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

   Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует фина...

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...

Консультация - буклет: "Развитие читательской компетенции детей страршего дошкольного возраста"

Развитие читательской компетенции детей старшего дошкольного возраста....