Конспект открытого занятия по развитию читательской грамотности «Путешествие в страну сказок Корнея Чуковского»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Цель: Закрепить и дополнить представления детей о писателе К.И. Чуковском

и его творчестве.

 

Задачи:

Обучающие:

• Обогатить знания детей о биографии К. И. Чуковского;

• Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К.Чуковского;

• Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы, формирование связной речи;

• Показать мудрость и красоту сказок.

 

Развивающие:

• Развивать культуру речевого общения;

• Развивать читательскую грамотность по произведениям К.Чуковского;

• Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;

 

Воспитывающие:

• Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения;

 • Поддерживать у детей положительные эмоции от встречи с любимыми героями, интерес к художественной литературе, к сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию читательской грамотности

«Путешествие в страну сказок Корнея Чуковского»

Цель: Закрепить и дополнить представления детей о писателе К.И. Чуковском

и его творчестве.

 

Задачи:

Обучающие:

• Обогатить знания детей о биографии К. И. Чуковского;

• Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К.Чуковского;

• Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы, формирование связной речи;

• Показать мудрость и красоту сказок.

Развивающие:

• Развивать культуру речевого общения;

• Развивать читательскую грамотность по произведениям К.Чуковского;

• Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;

Воспитывающие:

• Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения;

 • Поддерживать у детей положительные эмоции от встречи с любимыми героями, интерес к художественной литературе, к сказкам.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево».

2. Рассматривание иллюстраций, выставка книг и рисунков.

3. Изготовление заготовок книжек-малышек.

Материал:

 Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; ноутбук, презентация, письмо, волшебный сундучок, ромашка с лепестками ,  конверты с разрезанными картинками (пазлы), заготовки книжки-малышки, иголки с ниткой (для ручного труда), конфеты.

- мешочек с предметами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, шоколадка, перчатки, монета, мочалка)

         

Ход занятия:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесем.

Воспитатель: «Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего дня».

-Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки).

Сюрпризный момент

     Ребята, сегодня утром я увидела письмо, оно лежало на полке, где находилась выставка книг - сказки К. Чуковского. Я вам его сейчас прочитаю:

   «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки, играете! Я немного ночью пошалил в вашей группе.  Спрятал все книжки - сказки  К. И. Чуковского. Найти их очень непросто, но если вы будете внимательны и выполните все задания, то обязательно отыщете все сказки и получите подарок!

Чтобы не заблудиться в путешествии, я вам оставил в корзинке, волшебный клубок.  Он вам укажет путь к заданиям!

Желаю Вам удачи!»

Воспитатель: Ребята, ну что, вы хотите отыскать книги и получить подарки, которые приготовил для вас домовёнок Кузя?

Ну тогда пора тихонько нам в кружок скорей вставать,

В мир волшебных приключений путешествие начать...

  (Дети со словами по кругу передают волшебный клубок)

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг!

Лишь, коснешься ты земли, в сказочную страну путь нам укажи!

(Воспитатель и дети, покатили клубок.)

(слайд 1)   показ Презентации

 1.«Рассказ о К. И. Чуковском» -  Корней Иванович Чуковский (31 марта 1882г. -  28 октября 1969г). Родился  в Петербурге, став писателем жил в посёлке Переделкино, недалеко от Москвы. Придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра и других.

 Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

   ( слайд 2) -   К.И.Чуковский был веселым и жизнерадостным человеком, его знали все дети нашей страны. Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

        Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои

книги.

 (слайд 3 -9)

 1 -е задание.

 Поиграем с вами в игру «Сказка начинается, а как она называется?»

( Дети отгадывают  название - сказок)

1. Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться…

                                               (Доктор Айболит)

2.Одеяло убежало,

Улетела простыня…

                                               (Мойдодыр)

3. А потом позвонил крокодил,

И со слезами просил…

                                               (Телефон)

4. Скачет сито по полям,

А корыто по лугам…

                                               (Федорино горе)

5. Муха по полю пошла,

Муха денюжку нашла…

                                              (Муха –цокатуха)

6. Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно…

                                              (Краденое солнце)

7. Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять..

                                             (Бармалей)

Воспитатель: Посмотрите, как много сказок написал Корней Чуковский! Вы справились с заданием, нашли 1-ю книжку К.Чуковского!

Свои сказки Корней Иванович писал стихами, поэтому они хорошо запоминаются. Они весёлые, озорные, смешные, поучительные.

 

 - А сейчас тихонько встаем,  и за клубочком с волшебными словами дальше идем!

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг…

2. Задание:  Дидактическая игра «Сказочный цветок».

Воспитатель: Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка! Давайте её прочитаем:

«Перед вами поляна цветов, но цветы непростые, а сказочные. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».

 (Каждый ребенок по очереди берет цветок, отрывает лепесток и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).

• На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»?

• Доктор...  (Айболит)

• Какое грозное слово произнес Мойдодыр, когда ударил в медный таз?

• Акула...(Каракула)

• Разбойник, злодей, ужасный... (Бармалей)

• Что купила Муха-цокатуха на базаре?

• В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

• Муха...(Цокотуха)

• Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?

• Бабушка...(Федора)

• Имена детишек Крокодила… (Тотоша и Кокоша).

• Почему болели животы у цапель в сказке «Телефон»?

• В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

  -  Молодцы ребята и с этим заданием. вы справились! Вот и 2-ю книжку нашли!

Воспитатель:

 Ребята, клубок дальше не катится, он устал!

 Немного отдохнем!

(Дети становятся в круг)

Физминутка (отрывок из сказки «Федорино –горе»)

 Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла, вдоль по улице пошла.

Топоры, то топоры так и сыплются с горы.

Испугался коза, растопырила глаза:

- Что такое? Почему?

Ничего я не пойму. Ничего, ничего я не пойму!?

Из окошка вывалился стол, и пошел, пошел, пошел, пошел…

А на нем, а на нем, как на лошади верхом, самоварище сидит

И товарищам кричит: - Уходите, бегите, спасайтеся!

И в железную трубу: -Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!

А за ними вдоль забора, скачет бабушка Федора:

- Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!

Воспитатель: Ну что, отдохнули! Нам нужно дальше отправляться в путь!

  (Дети со словами по кругу передают волшебный клубок)

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг!

Лишь, коснешься ты земли, дальше путь нам укажи!

(Воспитатель и дети, покатили клубок.)

3. Задание: игра «Чудесный мешочек»

Смотрите ребята какой –то мешочек лежит!?

- А что в нем?

(ребята садятся в круг на коврик)

- У меня в мешочке находятся разные вещи. Их кто-то  потерял!  Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок или несколько слов близко к тексту из произведения, в котором о ней говорится:

Предмет из мешочка доставай и сказку называй!

(дети по очереди достают из мешочка вещи и называют названия сказки).

1) телефон - У меня зазвонил телефон... ( «Телефон»)

2) воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде ... («Тараканище»)

3) мыло – Вот и мыло подскочило... ( «Мойдодыр»)

4) блюдце - А за ними блюдца... ( «Федорино горе»)

5) шоколадка – И всем по порядку дает шоколадки… («Айболит»)

6) перчатки – а потом позвонили зайчатки, нельзя ли прислать перчатки? («Телефон)

7) монета – муха по полю пошла, муха денежку нашла… («Муха Цокотуха»)

8) мочалка «Мойдодыр»

  -  Молодцы ребята и с этим заданием. вы справились! Вот и 3-ю книжку нашли!

 Воспитатель: Нам нужно отправляться в путь.

  (Дети со словами по кругу передают волшебный клубок)

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг!

Лишь, коснешься ты земли, в загадки путь нам укажи!

Воспитатель и дети, покатили клубок

- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

4. Задание: «Отгадай загадку» - собери пазл.

   Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский, а отгадки на них прячутся в конверте.

(В конверте лежат картинки – отгадки- пазлы). Откройте конверты и посмотрите. Картинки были большие и в конверт не помещались, поэтому пришлось их разрезать, а они нам нужны целые. Соберите, пожалуйста их на столе.

Когда картинки будут собраны, воспитатель читает загадки, дети отгадывают.

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!      Отгадка: (пароход)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю!       Отгадка: (губы и зубы)

Была телега у меня

Да только не было коня,

И вдруг она жаржала,

Заржала – побежала.

Глядите, побежала телега без коня!        Отгадка: (грузовик)

Два коня у меня,

Два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда

Словно каменная!          Отгадка: (коньки)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня.        Отгадка: (крапива)

Воспитатель: Пазлы все собрали, и загадки отгадали! А вот все наши книжки и нашлись!

 Пора нам  обратно из сказочной страны возвращаться!

Волшебный клубок в руки берем…

  (Дети со словами по кругу передают волшебный клубок)

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг!

Лишь, коснешься ты земли, путь в детский сад нам укажи!

Итог занятия: Рефлексия.

Ну что ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вы были большие молодцы!

- Напомните мне, пожалуйста, произведения какого писателя мы с вами сегодня вспоминали?

 -  Все сказки Чуковского очень поучительны.  Они все нас чему-то учат!

(Можно показать детям,  слайды из презентации, или  книги К. Чуковского, которые дети нашли).

 -  Скажите ребята, чему нас учит сказка «Муха-цокатуха», «Тараканище»? (быть смелым, не бросать друзей в беде).

-  А чему нас учит сказка «ДокторАйболит»? (быть добрым, любить животных, заботиться о них).

-  А сказка «Мойдодыр» и «Федорино горе»? (быть аккуратным, следить за своим внешним видом).

- Сказка «Бармалей» (надо быть послушным и слушать взрослых).

 Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали и нашли книжки, вот домовенок Кузя, то обрадуется!

                                    Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-

                                    Воспитывал взрослых и детей.

                                    Будут и внуки наши, и дети.

                                    Сказки читать весёлые эти.

-Сундучок мы открываем,

-И подарки получаем!

Спасибо домовёнку за подарки и  наши книжки!        

Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам сшить «книжки-малышки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну сказок Корнея Ивановича Чуковского

Слайд 2

Родился 31 марта 1882 г. Петербурге Великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Стихов и загадок. Очень любил детей.

Слайд 3

Корней Иванович Чуковский—один из самых любимых детских писателей. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки « Мойдодыр » и « Тараканище », а в 1929 году он пишет сказку про доктора Айболита. В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти»

Слайд 4

АЙБОЛИТ

Слайд 5

МОЙДОДЫР

Слайд 6

ТЕЛЕФОН

Слайд 7

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Слайд 8

МУХА-ЦОКОТУХА

Слайд 9

КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ

Слайд 10

БАРМАЛЕЙ

Слайд 11

Доктор Айболит Доктор Айболит отправляется в Африку, чтобы лечить заболевших зверей. В пути ему помогают волки, кит и орлы. В результате самоотверженной 10-дневной работы Айболит успешно вылечивает всех больных, причём в качестве лекарственных средств фигурируют, в частности, шоколад и гоголь-моголь. Эта сказка воспитывает в маленьких читателях доброту и сострадание, учит не бояться докторов .

Слайд 12

Федорино горе Эта сказка про бабушку Федору, которая была очень неряшливая, и поэтому от неё убежала вся посуда. Но потом бабушка исправилась, навела в доме порядок и посуда вновь вернулась к ней. Эта сказка учит тому, что очень стыдно быть грязнулей и неряхой .

Слайд 13

Мойдодыр Здесь повествуется о истории, где внезапно от мальчика начинают убегать его вещи. Тут появляется умывальник Мойдодыр и поясняет малышу, что всё из-за его неряшливости. Мойдодыр помогает мальчику, он приказывает и щеткам, и мочалкам, и мылу умыть ребенка. И тут мальчик понимает, что стоит следить за гигиеной, каждый день приводить себя в порядок и почаще убираться в комнате .

Слайд 14

Телефон Главный персонаж сказки — рассказчик. У него есть телефон, по которому звонят разные животные. И каждый звонящий просит что-то прислать, кого-то позвать или что-то сделать. Также, когда кто-то в беде, все пытаются помочь друг другу. Это стихотворение учит тому, что нельзя оставлять друга в беде .

Слайд 15

Муха- Цохотуха Эта сказка о том, как Муха-Цокотуха купила самовар и праздновала свои именины. Паук похищает муху. Все гости боялись его, но в бой с пауком вступает комар, освобождает муху и женится на ней. Таким образом, сказка учит о том, что ни в коем случае нельзя оставлять друга в беде и нужно быть очень смелым .

Слайд 16

Бармалей Известная сказка о том, как маленькие дети Таня и Ваня убежали от мамы с папой в Африку и попались в руки ужасному злодею - Бармалею , который любит кушать маленьких детей. На помощь детям приходит добрый Айболит. Чем всё кончится, дети узнают, прочитав эту сказку, и поймут, что надо быть послушными и добрыми .

Слайд 17

Краденое солнце Эта стихотворная сказка повествует о том, как однажды из вредности крокодил проглотил солнце. Всё вокруг погрузилось во тьму. В се животные стали проливать слезы и захотели одолеть злодея, позвав храброго Медведя. Она учит быть смелым, не поддаваться бессмысленным и надуманным страхам, сражаться с ними и здраво оценивать окружающий мир .

Слайд 18

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»...

Презентация к досугу "Путешествие в страну сказок Корнея Чуковского

Мультимедийная презентация по сказкам Корнея Чуковского...

Конспект открытого занятия по развитию речи " Путешествие в жаркие страны"

Дети на занятие отправляются в путешествие. Но вот куда они попадут, смогут узнатькогда отгадают загадки.  С помощью карты мира ребята ребята увидят в каих жарких странах, какие животные обитают....

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Открытое занятие по развитию финансовой грамотности «Путешествие в страну Финансов»в подготовительной группе.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в волшебную страну"

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами квест технологии в средней группе "Путешествие в волшебную страну"...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Путешествие в чудесную страну сказок»

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Путешествие в чудесную страну сказок»...