Нейрогимнастика
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В современных условиях, воспитателю (тьютору) необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. При этом у дошкольников улучшается память, внимание, логическое мышление, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность и умственная деятельность в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях, воспитателю (тьютору) необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. При этом у дошкольников улучшается память, внимание, логическое мышление, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность и умственная деятельность в целом.
Нейрогимнастика – комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, целью которого служит оздоровление и гармонизация всего организма, развитие способностей ребенка или коррекция нарушений.
Самый благоприятный период- это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Нейропсихологические упражнения направлены на :
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д
Основная цель применения нейрогимнастики-это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
В коррекционно - развивающей работе воспитатель использует нейроигровые методы при автоматизации звуков в речи на разных этапах. Это эффективно помогает закрепить правильную артикуляцию звука, его произношение в слогах и словах.
Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
В своей работе я использую нейрогимнастику, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
- упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
Дыхательная гимнастика. Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга;
-упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Это - игры «Звуковые дорожки» (автоматизация изолированного произношения звука, «Колечки» (автоматизация звука в слогах), «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках) двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л) .Игры на выкладывание одновременно двумя руками. Выкладывание узоров из камней, пуговиц. Выкладывание букв при дифференциации звуков.
-упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки). Игры и упражнения «Лягушка» (автоматизация, дифференциация звуков), «Перчатка», «Веселые пальчики», «Покажи и назови» помогают в игровой форме автоматизировать поставленные звуки во всех этапах автоматизации.
Регулярное выполнение на занятиях нейрогимнастических упражнений заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эфективность коррекционной работы.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем, развития моторики.
Представленные мною нейроупражнения благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Комплекс нейрогимнастики "Дельфины"
Авторами данного комплекса являются А.В. Семенович, Т.Н. Ланина....

Консультация для педагогов ДОУ" Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста"
упражнения нейрогимнастические для коррекции психических процессов,прстранственных представлений....

"Волшебная полянка" нейрогимнастика - физкультминутка
Данное электронное приложение создано в программе Power Point.Презентация состоит из 10 слайдов. Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья старших дошкольников. Профилактика мышечно...

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...
Нейрогимнастика
Нейрогимнастика-это зарядка для мозга...

