Конспект НОД по развитию речи "Дидактические игры со словами".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Углева Наталья Владимировна

Конспект НОД по развитию речи " Дидактические игры со словами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Новосыдинский детский сад филиал муниципального бюджетного

образовательного учреждения «Новосыдинская СОШ»

Составила: Углева Н.В.

Конспект НОД по речевому развитию «Дидактические игры со словами»

Цель: Учить детей правильно характеризовать пространственное отношения, подбирать рифмующие слова.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами.

Игра 1.«Если бы.»

ЦельРазвивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы,как:

«Если бы я был волшебником, то.»

«Если бы я стал невидимым.»

«Если весна не наступит никогда.»

Игра 2 «Закончи сам»

ЦельРазвивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игра 3 «Пословицы, поговорки»

ЦельРазвивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ход игры:

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Аккуратность человека красит.

- Маленькое дело лучше всякого безделья.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Игра 4 «Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры:

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

- Верно ли это?

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё- два козла:

Сивка да Бурка!»

«Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито».

«Два весёлых карапуза,

На печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки

Ели брюкву от души».

Воспитатель: Ребята, какое у нас было занятие? Что мы делали на занятии? В какие игры играли? Кто будет играть дома с родителями?

Лексические упражнения по развитию речи (старшая группа)

Цель: Проверить насколько богат лексический словарь детей

Дети сидят на стульях полукругом напротив воспитателя.

Упражнение 1 «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Оборудование : Сенсорная коробочка

Взрослый достает из коробки предметы, называет их, ребенок называет признаки, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?

Дети справились с заданием, воспитатель просит детей посмотреть под их стульями есть ли посторонние предметы. Два человека увидели под своими стульями солнце и платье. С помощью этого упражнения дети будут учиться подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

«Укрась слово»

Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся слово и за определённое время нужно набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Получает дощечку та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

С помощь. Этого предложения дети смогут выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

По группе разложены игрушки: кукла под ней карточка с цифрой 1, зайчик (цифра 2, кошка (цифра 3).

Взрослый предлагает детям найти игрушку, которая обозначена цифрой 1. Нашли. Рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы).

Затем нашли зайчика. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши,одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Увидели кошку. Она гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы даются дощечки для прокладывания дорожки.

Физминутка: Танец с куклами.

Дети уселись на стульях перед воспитателем, с помощью следкющего задания дети вспомнят как подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Упражнение «Кто что умеет делать»

Картинки с домашними животными разложены по группе так, что не видно лицевую сторону.

Ребенок выбирает картинку, подходит, открывает и рассказывает о ней по примеру: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается дощечка для тропинки.

«Где что можно делать». Картинки времена года.

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Работа с книгой со сказками

Цель: называть качества, признаки и действия сказочных героев, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю«Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Перед детьми стоят игрушки «Дикие и животные жарких стран». И по очереди дети

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Кто из животных как голос подает.

Я эту игру обыграла с помощь игрового упражнения «Чего не стало».

Не забывать, что за каждый ответ ребенок получает дощечку и прокладывает дорожку к коробочке, которую нужно будет открыть по окончанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по развитию речи "Игры со словом и рифмой".

Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит,  введёт тебя в мир красоты.                                  ...

Конспект занятия в средней группе "Игра в слова", с учётом ФГОС ДО

Занятие направлено на развитие речи детей средней группы. Дети учатся менять грамматическую форму слова. Посредством игровой деятельности, воспитанники выполняют упражнения артикуляционного характера,...

Конспект занятия по развитию речи сказкотерапия «Волшебные слова»

Цель: совершенствовать умение пересказывать текст, актевизировать в речи образные выражения и фразеологизмы, побуждать к выразительной передаче в мимике и двжении эмоционального состояния, довнес...

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Мама - слово дорогое»

Цель: совершенствовать речь как средство общения, формировать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери.Задачи:Образовательные:·...

Развитие речи. Игра "Составь слово" тема "Одежда"

Игра предназначена для детей с нарушением слуха среднего возраста. Игра направлена на обучение звуко-буквенному анализу знакомых слов....

Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"

Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"...