Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»
материал по развитию речи (средняя группа)
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская СОШ»
(дошкольный уровень)
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»
Подготовила: воспитатель группы
общеразвивающей направленности
для детей 4 –5 лет Васильева Е.В.
Оренбургский район 2025 г.
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»
«Игра, особенно в кругу сверстников, является ценной школой для развития детского мышления и залогом гармоничного и всестороннего формирования личности ребенка.»
Цель:
Повысить осведомленность педагогов о методах применения дидактических игр и игровых приемов для совершенствования связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучить участников мастер – класса эффективным способам интеграции дидактических игр и игровых приемов в работу с дошкольниками.
Представить участникам новые дидактические игры, предназначенные для детей дошкольного возраста.
Закрепить у педагогов навыки практического применения полученных знаний.
Ожидаемые результаты для педагогов:
Освоение нестандартных подходов к использованию дидактических игр в педагогической практике.
Развитие способности педагога учитывать и развивать индивидуальные особенности детей в процессе дидактических игр.
Расширение знаний о традиционных и инновационных дидактических играх и игровых приемах.
Необходимое оборудование: Мультимедийный проектор.
Презентационный материал: «Развитие связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые приемы».
План проведения мастер-класса
Уважаемые коллеги! Проблемы с речь-нередкое явление среди детей дошкольного возраста, обусловленное множеством причин.
Если своевременно не корректировать нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов, у дошкольников могут возникнуть трудности в общении, а при поступлении в школу и в учебной деятельности.
Дидактические игры обладают значительными преимуществами перед другими видами деятельности, поскольку они активно способствуют развитию детей. В игровой форме познание мира становится более увлекательным и легким, а полученные знания-более прочными и применимыми в жизни.
Все дидактические игры можно условно разделить на три основные категории: игры с предметами (включая игрушки и природные материалы), настольно-печатные игры и словесные игры.
Игры с предметами:
В этих играх используются реальные предметы и игрушки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия. Ценность таких игр заключается в том, что они знакомят детей со свойствами предметов и их характеристиками: цветом, размером, формой, качеством.
В ходе игры решаются задачи на сравнение, классификацию и установление последовательности действий. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, творческого мышления и воображения. К этой категории относятся сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.
Настольно-печатные игры: Эти игры представляют собой увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по своим видам, таким как игры с парными картинками, лото, домино. Различны и игровые задачи, решаемые в процессе их использования. Настольно-печатные игры служат наглядными пособиями, способствующими развитию зрительной памяти и концентрации внимания.
Словесные игры являются мощным инструментом в педагогическом процессе, поскольку они задействуют как вербальные, так и поведенческие аспекты обучения. Через них дети учатся расширять свои представления о мире, применяя имеющиеся знания в новых контекстах. Эти игры способствуют развитию самостоятельного мышления, умения анализировать, описывать, сравнивать и классифицировать объекты по их характеристикам.
Для систематизации и эффективного применения в работе с детьми, словесные игры принято разделять на четыре основные группы. Первая группа направлена на формирование умения выделять ключевые признаки предметов. Вторая-на развитие навыков сравнения и логических выводов. Третья-на обобщение и классификацию. Четвертая же группа посвящена развитию фонематического слуха, внимания и памяти.
Помимо этого, словесные игры играют важную роль в совершенствовании слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков и формировании связной речи. Представленные дидактические игры для дошкольников могут быть интегрированы в совместную деятельность с детьми, как в коллективе, так и индивидуально.
Ключевыми принципами их использования являются кратковременность, чтобы поддерживать высокую умственную активность, и многофункциональность, что позволяет достигать нескольких педагогических целей одновременно, делая процесс обучения более динамичным и интересным. Первыми в нашем рассмотрении будут краткие упражнения, направленные на развитие дыхания.
«Фруктовый ветерок»
Цель:
Тренировка глубокого вдоха и правильного выдоха, повторение названий фруктов.
Что понадобится:
Ворота из фанеры, украшенные изображениями фруктов, и легкие пушистые шарики.
Как играть: Дети дуют на пушистые шарики так, чтобы они пролетели сквозь ворота.
«Ароматный цветок»
Цель: Развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление знаний о цветах.
Что понадобится:
Бумажные цветы или букеты (можно использовать картинки), стебельки из пластиковых полосок (10-12 см).
Как играть:
Ребятам предлагается выбрать понравившийся цветок или букет, назвать его, а затем «понюхать» и подуть на него. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох носом и медленно выдохнуть на цветок, чтобы он покачнулся. Можно контролировать правильность дыхания, положив руку на живот: «Животик надувается-животик сдувается».
«Музыкальные звуки»
Цель:
Упражнение в плавном, длительном и коротком выдохе, развитие слуха и мышц губ.
Что понадобится:
Дудочки, свистульки, игрушки, издающие звуки.
Как играть:
Несколько детей получают «звучащие игрушки». Взрослый объясняет: «Эти игрушки умеют играть. Если я проведу рукой по вашей спине сверху вниз, вы дуете долго. Если я только коснусь вас, дуйте коротко. Слушайте внимательно!» Дети издают звуки разной длительности, ориентируясь на прикосновения взрослого.
«Разгоняем тучку»
Цель:
Тренировка плавного, длительного и направленного выдоха.
Что понадобится:
Картонная тучка с прикрепленными полосками тонкой бумаги или кальки, имитирующими дождь.
Как играть:
Взрослый говорит: «Осень пришла, тучки плывут, дождик идет. Давайте прогоним тучки, чтобы солнышко снова засияло!»
Дети дуют на бумажные полоски, стараясь делать это плавно и долго, не надувая щек.
«На полянку, на лужок тихо падает снежок»
«Смотрите, как нежно и медленно кружатся в воздухе легкие снежинки, опускаясь на землю. Давайте поможем им полететь еще дальше и потанцевать в воздухе, как будто они летят с полянки на лужок!»
Цель:
Развитие плавного, продолжительного и направленного выдоха.
Оборудование:
Картонные снежинки или пушистые «снежные комочки» из синтепона, подвешенные на ниточках.
Описание игры:
Воспитатель раздает детям снежинки и говорит:
«Зима пришла, и снег пошел! Посмотрите, как красиво летят снежинки. Давайте и мы подуем на наши снежинки, чтобы они закружились и полетели! Попробуйте подуть так, чтобы ваша снежинка продержалась в воздухе дольше всех!» Дети стараются плавно и долго выдыхать на свои снежинки, не надувая щек, а воспитатель наблюдает за их техникой.
«Сдуй снежинку с ладошки»
«Представьте, что на вашей ладошке сидит маленькая снежинка. Попробуйте осторожно подуть на нее так, чтобы она улетела как можно дальше!»
Цель:
Развитие плавного, продолжительного и направленного выдоха.
Оборудование: Маленькие бумажные снежинки или небольшие ватные комочки.
Описание игры:
Ребенок аккуратно выдыхает на снежинку, лежащую на ладошке, стараясь, чтобы она улетела. Игру можно превратить в соревнование: «Кто сможет отправить свою снежинку дальше всех?»
«Мыльные пузыри»
Давайте попробуем выдуть волшебные мыльные шарики! Посмотрите, какие они красивые, переливающиеся всеми цветами радуги, и как здорово они летают! Попробуйте сделать так, чтобы ваши пузыри были большими и летели как можно дольше!»
Цель:
Отработка выдоха разной силы и продолжительности, укрепление мышц губ.
Оборудование:
Небольшая емкость с мыльным раствором (или шампунем, разведенным водой) и коктейльная трубочка для выдувания пузырей.
Описание игры:
Воспитатель сначала демонстрирует, как выдувать мыльные пузыри разного размера. Затем дети присоединяются к игре. Взрослый обращает внимание детей на красоту пузырей, их переливы и полет.
Важное замечание: следите, чтобы дети не втягивали мыльный раствор в трубочку. Для облегчения выдувания и получения более крупных пузырей можно расщепить кончик трубочки на несколько частей и немного отогнуть их в стороны.
Дополнительный элемент: можно устроить соревнование: «У кого пузырь получится больше? Чей пузырь дольше продержится в воздухе?»
Развитие речи начинается с фундаментальных когнитивных навыков: памяти, внимания и мышления. Без развитого слухового внимания невозможно сформировать фонематический слух, который, в свою очередь, необходим для правильного грамматического строя. Если ребенок не различает звуки и окончания слов, он будет допускать ошибки в согласовании слов и словоизменении.
Таким образом, все аспекты речи взаимосвязаны: развитие одного компонента стимулирует развитие других.
Учитывая ограниченное время, я не буду подробно останавливаться на каждой игре. Мы часто используем игры, направленные на развитие обобщения и установление связей между предметами, такие как: «Кому, что нужно?», «Нужно-нельзя», «Съедобное-несъедобное», «Что где растет?», «Четвертый лишний».
Для развития мелкой моторики рук мы используем разнообразные материалы: шнуровки, застежки, плетенки, мозаики, а также мелкие предметы, такие как пуговицы, крупы, горох, фасоль, счетные палочки, обводки и штриховки.
Например, в игре-шнуровке «Что растет в саду и в огороде?» дети учатся соотносить изображения растений с местом их произрастания, объединять их по общему признаку и соединять петли шнурком. Эта игра одновременно развивает мелкую моторику и закрепляет знания о растениях.
На индивидуальных занятиях мы используем игровые методы для закрепления лексики по темам. Например, дети с удовольствием проходят лабиринты. Популярная игра «Чудесный мешочек» привлекает детей своей непредсказуемостью. Мы адаптируем ее для развития не только осязания, но и грамматики. Также «Чудесный мешочек» используется для артикуляционной гимнастики, когда дети достают фигурки, соответствующие упражнениям.
Для развития мелкой моторики мы предлагаем различные игры и упражнения. Дети работают с пробками и решетками. Для укрепления кистей рук используем резиновые кольца, сопровождая упражнения стихами. Прищепки-универсальный инструмент: с их помощью дети захватывают мелкие предметы, участвуют в драматизациях. Прищепки превращаются в животных и птиц, развивая моторику, речь и воображение. Кроме того, прищепки используются для самомассажа пальцев, когда дети, держа прищепку, проговаривают стишок, массируя кончики пальцев.
Настольные игры, такие как домино, лото и пазлы, пользуются большой популярностью у детей нашей группы. Они играют в них как индивидуально, так и в группах. Эти игры способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают интерес к речи и создают комфортную атмосферу. В процессе игры дети запоминают много новых слов и выражений.
Для гармоничного развития детей необходимо уделять особое внимание развитию общей и мелкой моторики. Важно объединять движения с речью, ведь это взаимосвязанные процессы: движения пальцев рук напрямую влияют на развитие речи.
Развивая моторику, необходимо стремиться к точности и четкости движений, сочетая их с речью. Это способствует улучшению темпа и ритма речи, координации движений, концентрации внимания, мышления и памяти. Развитие двигательных навыков играет ключевую роль в формировании нервно-психических процессов и стимулирует развитие речи у детей.
Дидактические игры с мячом-это эффективный способ развития грамматики в игровой форме, где речь сочетается с движениями. Такие игры проходят весело и естественно, что способствует более успешному усвоению материала. Игры с мячом не только улучшают моторику рук, укрепляя мышцы пальцев и кистей, но и способствуют более быстрому развитию новых навыков.
Мы предлагаем следующие игры с мячом: «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, четко овощи называй», «Назови ласково», «Съедобное-несъедобное», «Скажи наоборот», «Закончи фразу».
Дидактические игры-это отличный инструмент для обучения и развития, который можно использовать для усвоения любого учебного материала. В процессе игры дети расширяют и закрепляют свой словарный запас, учатся связно говорить, узнают новое об окружающем мире и развивают творческое мышление.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам небольшую интеллектуальную разминку. Задания адаптированы для взрослой аудитории и рассчитаны на использование вашего богатого словарного запаса:
-Что можно найти в центре Земли? (буква "М")
-Инструмент для варки супа, обычно используемый на кухне (кастрюля).
-Бумажный источник наслаждения для слуха, зрения и, прежде всего, для интеллекта (книга).
-Электронные и бумажные для оплаты покупок и услуг (деньги).
-Предмет, подаренный колдуном в сказке, ставший причиной гибели и царства, и его правителя (петушок).
-Основной продукт питания, без которого не обходился ни один обед на Руси, всему голова (хлеб).
-Что может быть одновременно острым и мягким? (перец)
- Певец-натуральный блондин, обладавший мощным голосом, способным гасить свечи (Николай Басков).
-Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
-Сколько месяцев в году содержат 26 дней (все месяцы).
-Что произойдет с зеленым платком, если он окажется в Красном море (намокнет).
-Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)
-Что делают все люди на планете одновременно? (взрослеют).
-Что может течь, но не является водой? (время).
Предлагаю вам сыграть в следующую игру, разделившись на две группы. Представьте, что сегодня ваша смена-вторая. Опишите свой день до текущего момента:
Первая команда: Используйте только существительные.
Вторая команда: Используйте только глаголы.
Коллеги, как вам понравились игры? Согласитесь, было непросто?
Задания вроде бы простые, но многие испытывали затруднения. На это влияет множество факторов: время, общее мнение, неуверенность в себе.
То же самое происходит и с детьми. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не спешите с выводами.
На этом, пожалуй, закончим на сегодня. Я рассказала вам об играх, направленных на развитие всех аспектов речи. Надеюсь, что некоторые из представленных сегодня игр и пособий окажутся полезными в вашей работе. Спасибо всем за участие и понимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы
Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....

Программа по самообразованию воспитателя на 2018-2019гг. Тема: "Развитие мелкой моторики у дошкольников в различных областях образовательной деятельности посредством инновационных и развивающих технологий, через дидактические игры и игровые моменты"
Программа самообразования воспитателя....

«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы».
мастер-класс к методическому объединению ...

«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
Мастер-класс к методическому объединению....

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...

Рекомендации для педагогов «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
Работа по развитию речи и устранению ее недочетов требует большого мастерства педагога, терпения и креативного подхода к каждой игре. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности...
«Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приёмы».
«Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приёмы». Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №68» Суворова Т.А Слайд 1Введение Дошкольный возраст - это период активного усв...
