Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»
материал по развитию речи (средняя группа)

Васильева Екатерина Владимировна

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Ивановская СОШ»

(дошкольный уровень)

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»

Подготовила: воспитатель группы

общеразвивающей направленности

для детей 4 –5 лет Васильева Е.В.

Оренбургский район 2025 г.

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие навыков связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые методики»

«Игра, особенно в кругу сверстников, является ценной школой для развития детского мышления и залогом гармоничного и всестороннего формирования личности ребенка.»

Цель: 

Повысить осведомленность педагогов о методах применения дидактических игр и игровых приемов для совершенствования связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучить участников мастер – класса эффективным способам интеграции дидактических игр и игровых приемов в работу с дошкольниками.

Представить участникам новые дидактические игры, предназначенные для детей дошкольного возраста.

Закрепить у педагогов навыки практического применения полученных знаний.

Ожидаемые результаты для педагогов:

Освоение нестандартных подходов к использованию дидактических игр в педагогической практике.

Развитие способности педагога учитывать и развивать индивидуальные особенности детей в процессе дидактических игр.

Расширение знаний о традиционных и инновационных дидактических играх и игровых приемах.

Необходимое оборудование: Мультимедийный проектор.

Презентационный материал: «Развитие связной речи у дошкольников 4–5 лет через дидактические игры и игровые приемы».

План проведения мастер-класса

Уважаемые коллеги! Проблемы с речь-нередкое явление среди детей дошкольного возраста, обусловленное множеством причин.

Если своевременно не корректировать нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематических процессов, у дошкольников могут возникнуть трудности в общении, а при поступлении в школу и в учебной деятельности.

Дидактические игры обладают значительными преимуществами перед другими видами деятельности, поскольку они активно способствуют развитию детей. В игровой форме познание мира становится более увлекательным и легким, а полученные знания-более прочными и применимыми в жизни.

Все дидактические игры можно условно разделить на три основные категории: игры с предметами (включая игрушки и природные материалы), настольно-печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами: 

В этих играх используются реальные предметы и игрушки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия. Ценность таких игр заключается в том, что они знакомят детей со свойствами предметов и их характеристиками: цветом, размером, формой, качеством.

 В ходе игры решаются задачи на сравнение, классификацию и установление последовательности действий. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, творческого мышления и воображения. К этой категории относятся сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.

Настольно-печатные игры: Эти игры представляют собой увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по своим видам, таким как игры с парными картинками, лото, домино. Различны и игровые задачи, решаемые в процессе их использования. Настольно-печатные игры служат наглядными пособиями, способствующими развитию зрительной памяти и концентрации внимания.

Словесные игры являются мощным инструментом в педагогическом процессе, поскольку они задействуют как вербальные, так и поведенческие аспекты обучения. Через них дети учатся расширять свои представления о мире, применяя имеющиеся знания в новых контекстах. Эти игры способствуют развитию самостоятельного мышления, умения анализировать, описывать, сравнивать и классифицировать объекты по их характеристикам.

Для систематизации и эффективного применения в работе с детьми, словесные игры принято разделять на четыре основные группы. Первая группа направлена на формирование умения выделять ключевые признаки предметов. Вторая-на развитие навыков сравнения и логических выводов. Третья-на обобщение и классификацию. Четвертая же группа посвящена развитию фонематического слуха, внимания и памяти.

Помимо этого, словесные игры играют важную роль в совершенствовании слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков и формировании связной речи. Представленные дидактические игры для дошкольников могут быть интегрированы в совместную деятельность с детьми, как в коллективе, так и индивидуально.

Ключевыми принципами их использования являются кратковременность, чтобы поддерживать высокую умственную активность, и многофункциональность, что позволяет достигать нескольких педагогических целей одновременно, делая процесс обучения более динамичным и интересным. Первыми в нашем рассмотрении будут краткие упражнения, направленные на развитие дыхания.

«Фруктовый ветерок»

Цель: 

Тренировка глубокого вдоха и правильного выдоха, повторение названий фруктов.

Что понадобится: 

Ворота из фанеры, украшенные изображениями фруктов, и легкие пушистые шарики.

Как играть: Дети дуют на пушистые шарики так, чтобы они пролетели сквозь ворота.

«Ароматный цветок»

Цель: Развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление знаний о цветах.

Что понадобится: 

Бумажные цветы или букеты (можно использовать картинки), стебельки из пластиковых полосок (10-12 см).

Как играть: 

Ребятам предлагается выбрать понравившийся цветок или букет, назвать его, а затем «понюхать» и подуть на него. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох носом и медленно выдохнуть на цветок, чтобы он покачнулся. Можно контролировать правильность дыхания, положив руку на живот: «Животик надувается-животик сдувается».

«Музыкальные звуки»

Цель: 

Упражнение в плавном, длительном и коротком выдохе, развитие слуха и мышц губ.

Что понадобится: 

Дудочки, свистульки, игрушки, издающие звуки.

Как играть: 

Несколько детей получают «звучащие игрушки». Взрослый объясняет: «Эти игрушки умеют играть. Если я проведу рукой по вашей спине сверху вниз, вы дуете долго. Если я только коснусь вас, дуйте коротко. Слушайте внимательно!» Дети издают звуки разной длительности, ориентируясь на прикосновения взрослого.

«Разгоняем тучку»

Цель: 

Тренировка плавного, длительного и направленного выдоха.

Что понадобится: 

Картонная тучка с прикрепленными полосками тонкой бумаги или кальки, имитирующими дождь.

Как играть: 

Взрослый говорит: «Осень пришла, тучки плывут, дождик идет. Давайте прогоним тучки, чтобы солнышко снова засияло!»

 Дети дуют на бумажные полоски, стараясь делать это плавно и долго, не надувая щек.

«На полянку, на лужок тихо падает снежок»

«Смотрите, как нежно и медленно кружатся в воздухе легкие снежинки, опускаясь на землю. Давайте поможем им полететь еще дальше и потанцевать в воздухе, как будто они летят с полянки на лужок!»

Цель: 

Развитие плавного, продолжительного и направленного выдоха.

Оборудование: 

Картонные снежинки или пушистые «снежные комочки» из синтепона, подвешенные на ниточках.

Описание игры:

Воспитатель раздает детям снежинки и говорит:

«Зима пришла, и снег пошел! Посмотрите, как красиво летят снежинки. Давайте и мы подуем на наши снежинки, чтобы они закружились и полетели! Попробуйте подуть так, чтобы ваша снежинка продержалась в воздухе дольше всех!» Дети стараются плавно и долго выдыхать на свои снежинки, не надувая щек, а воспитатель наблюдает за их техникой.

«Сдуй снежинку с ладошки»

«Представьте, что на вашей ладошке сидит маленькая снежинка. Попробуйте осторожно подуть на нее так, чтобы она улетела как можно дальше!»

Цель: 

Развитие плавного, продолжительного и направленного выдоха.

Оборудование: Маленькие бумажные снежинки или небольшие ватные комочки.

Описание игры:

Ребенок аккуратно выдыхает на снежинку, лежащую на ладошке, стараясь, чтобы она улетела. Игру можно превратить в соревнование: «Кто сможет отправить свою снежинку дальше всех?»

«Мыльные пузыри»

Давайте попробуем выдуть волшебные мыльные шарики! Посмотрите, какие они красивые, переливающиеся всеми цветами радуги, и как здорово они летают! Попробуйте сделать так, чтобы ваши пузыри были большими и летели как можно дольше!»

Цель: 

Отработка выдоха разной силы и продолжительности, укрепление мышц губ.

Оборудование: 

Небольшая емкость с мыльным раствором (или шампунем, разведенным водой) и коктейльная трубочка для выдувания пузырей.

Описание игры:

Воспитатель сначала демонстрирует, как выдувать мыльные пузыри разного размера. Затем дети присоединяются к игре. Взрослый обращает внимание детей на красоту пузырей, их переливы и полет.

Важное замечание: следите, чтобы дети не втягивали мыльный раствор в трубочку. Для облегчения выдувания и получения более крупных пузырей можно расщепить кончик трубочки на несколько частей и немного отогнуть их в стороны.

Дополнительный элемент: можно устроить соревнование: «У кого пузырь получится больше? Чей пузырь дольше продержится в воздухе?»

Развитие речи начинается с фундаментальных когнитивных навыков: памяти, внимания и мышления. Без развитого слухового внимания невозможно сформировать фонематический слух, который, в свою очередь, необходим для правильного грамматического строя. Если ребенок не различает звуки и окончания слов, он будет допускать ошибки в согласовании слов и словоизменении.

Таким образом, все аспекты речи взаимосвязаны: развитие одного компонента стимулирует развитие других.

Учитывая ограниченное время, я не буду подробно останавливаться на каждой игре. Мы часто используем игры, направленные на развитие обобщения и установление связей между предметами, такие как: «Кому, что нужно?», «Нужно-нельзя», «Съедобное-несъедобное», «Что где растет?», «Четвертый лишний».

Для развития мелкой моторики рук мы используем разнообразные материалы: шнуровки, застежки, плетенки, мозаики, а также мелкие предметы, такие как пуговицы, крупы, горох, фасоль, счетные палочки, обводки и штриховки.

Например, в игре-шнуровке «Что растет в саду и в огороде?» дети учатся соотносить изображения растений с местом их произрастания, объединять их по общему признаку и соединять петли шнурком. Эта игра одновременно развивает мелкую моторику и закрепляет знания о растениях.

На индивидуальных занятиях мы используем игровые методы для закрепления лексики по темам. Например, дети с удовольствием проходят лабиринты. Популярная игра «Чудесный мешочек» привлекает детей своей непредсказуемостью. Мы адаптируем ее для развития не только осязания, но и грамматики. Также «Чудесный мешочек» используется для артикуляционной гимнастики, когда дети достают фигурки, соответствующие упражнениям.

Для развития мелкой моторики мы предлагаем различные игры и упражнения. Дети работают с пробками и решетками. Для укрепления кистей рук используем резиновые кольца, сопровождая упражнения стихами. Прищепки-универсальный инструмент: с их помощью дети захватывают мелкие предметы, участвуют в драматизациях. Прищепки превращаются в животных и птиц, развивая моторику, речь и воображение. Кроме того, прищепки используются для самомассажа пальцев, когда дети, держа прищепку, проговаривают стишок, массируя кончики пальцев.

Настольные игры, такие как домино, лото и пазлы, пользуются большой популярностью у детей нашей группы. Они играют в них как индивидуально, так и в группах. Эти игры способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают интерес к речи и создают комфортную атмосферу. В процессе игры дети запоминают много новых слов и выражений.

Для гармоничного развития детей необходимо уделять особое внимание развитию общей и мелкой моторики. Важно объединять движения с речью, ведь это взаимосвязанные процессы: движения пальцев рук напрямую влияют на развитие речи.

Развивая моторику, необходимо стремиться к точности и четкости движений, сочетая их с речью. Это способствует улучшению темпа и ритма речи, координации движений, концентрации внимания, мышления и памяти. Развитие двигательных навыков играет ключевую роль в формировании нервно-психических процессов и стимулирует развитие речи у детей.

Дидактические игры с мячом-это эффективный способ развития грамматики в игровой форме, где речь сочетается с движениями. Такие игры проходят весело и естественно, что способствует более успешному усвоению материала. Игры с мячом не только улучшают моторику рук, укрепляя мышцы пальцев и кистей, но и способствуют более быстрому развитию новых навыков.

Мы предлагаем следующие игры с мячом: «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, четко овощи называй», «Назови ласково», «Съедобное-несъедобное», «Скажи наоборот», «Закончи фразу».

Дидактические игры-это отличный инструмент для обучения и развития, который можно использовать для усвоения любого учебного материала. В процессе игры дети расширяют и закрепляют свой словарный запас, учатся связно говорить, узнают новое об окружающем мире и развивают творческое мышление.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам небольшую интеллектуальную разминку. Задания адаптированы для взрослой аудитории и рассчитаны на использование вашего богатого словарного запаса:

-Что можно найти в центре Земли? (буква "М")

-Инструмент для варки супа, обычно используемый на кухне (кастрюля).

-Бумажный источник наслаждения для слуха, зрения и, прежде всего, для интеллекта (книга).

-Электронные и бумажные для оплаты покупок и услуг (деньги).

-Предмет, подаренный колдуном в сказке, ставший причиной гибели и царства, и его правителя (петушок).

-Основной продукт питания, без которого не обходился ни один обед на Руси, всему голова (хлеб).

-Что может быть одновременно острым и мягким? (перец)

- Певец-натуральный блондин, обладавший мощным голосом, способным гасить свечи (Николай Басков).

-Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

-Сколько месяцев в году содержат 26 дней (все месяцы).

-Что произойдет с зеленым платком, если он окажется в Красном море (намокнет).

-Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)

-Что делают все люди на планете одновременно? (взрослеют).

-Что может течь, но не является водой? (время).

Предлагаю вам сыграть в следующую игру, разделившись на две группы. Представьте, что сегодня ваша смена-вторая. Опишите свой день до текущего момента:

Первая команда: Используйте только существительные.

Вторая команда: Используйте только глаголы.

Коллеги, как вам понравились игры? Согласитесь, было непросто?

Задания вроде бы простые, но многие испытывали затруднения. На это влияет множество факторов: время, общее мнение, неуверенность в себе.

То же самое происходит и с детьми. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не спешите с выводами.

На этом, пожалуй, закончим на сегодня. Я рассказала вам об играх, направленных на развитие всех аспектов речи. Надеюсь, что некоторые из представленных сегодня игр и пособий окажутся полезными в вашей работе. Спасибо всем за участие и понимание!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы

Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....

«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы».

мастер-класс к методическому объединению                                          ...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...

Рекомендации для педагогов «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

Работа по развитию речи и устранению ее недочетов требует большого мастерства педагога, терпения и креативного подхода к каждой игре. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности...

«Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приёмы».

«Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приёмы». Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №68» Суворова Т.А Слайд 1Введение Дошкольный возраст - это период активного усв...