Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Знакомство с предложением"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- Дать детям представление о последовательности слов в речи.
- Ввести термин "предложение".
- Учить составлять простые предложения.
- Учить распространять предложения, добавляя новые слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Знакомство с предложением.
Цель:
- Дать детям представление о последовательности слов в речи.
- Ввести термин "предложение".
- Учить составлять простые предложения.
- Учить распространять предложения, добавляя новые слова.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать понимание того, что речь состоит из слов, связанных между собой по смыслу.
- Познакомить с понятием "предложение" как законченной мысли, выраженной словами.
- Учить составлять простые предложения из 2-3 слов.
- Учить распространять предложения, добавляя определения, обстоятельства и дополнения.
- Развивающие:
- Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
- Развивать логическое мышление и связную речь.
- Развивать умение анализировать и синтезировать информацию.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
- Воспитывать культуру общения.
Материалы и оборудование:
- Картинки с изображением различных предметов и действий (например: кошка, собака, мяч, бежит, спит, ест).
- Предметы для демонстрации (например: игрушечный мяч, кукла).
- Схема предложения (линия, разделенная на отрезки, обозначающие слова).
- Магнитная доска или фланелеграф.
- Магниты или липучки.
Ход занятия:
1. Организационный момент :
- Приветствие.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Игра "Повтори за мной" (воспитатель произносит отдельные слова, дети повторяют).
2. Введение в тему:
- Воспитатель: "Ребята, мы с вами умеем говорить. А из чего состоит наша речь? (Ответы детей: из слов). Правильно, наша речь состоит из слов. А слова живут сами по себе или они связаны друг с другом?"
- Демонстрация картинок с изображением отдельных предметов и действий.
- Воспитатель: "Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (Дети называют). А теперь давайте попробуем соединить эти слова вместе, чтобы получилась какая-то история, чтобы мы могли что-то рассказать."
- Пример: "Кошка... спит...". Воспитатель произносит эти слова с паузами, затем соединяет их в одно предложение: "Кошка спит."
- Воспитатель: "Когда мы соединяем слова вместе, чтобы что-то рассказать, получается... (пауза) ...предложение! Давайте все вместе повторим: предложение!"
3. Знакомство с понятием "предложение":
- Воспитатель: "Предложение – это когда мы говорим что-то законченное, понятное. Например, "Солнце светит" – это предложение. А "Солнце... небо..." – это не предложение, потому что мы не знаем, что происходит с солнцем и небом."
- Демонстрация схемы предложения (линия, разделенная на отрезки).
- Воспитатель: "Посмотрите, каждое слово в предложении занимает свое место. Вот так мы можем показать предложение на схеме."
- Составление простых предложений с использованием картинок и предметов.
- Воспитатель показывает картинку с изображением мяча и говорит: "Мяч лежит." Затем выкладывает схему предложения на доске, под каждым отрезком прикрепляет соответствующую картинку.
- Дети повторяют предложение и схему.
- Аналогично составляются другие простые предложения (например: "Собака бежит", "Кукла сидит").
4. Физкультминутка:
- Проводится подвижная игра, связанная с темой занятия (например: "Скажи наоборот" - воспитатель называет слово, дети называют антоним).
5. Распространение предложений:
- Воспитатель: "Ребята, мы научились составлять простые предложения. А теперь давайте попробуем сделать их более интересными, добавим новые слова!"
- Воспитатель предлагает детям распространить уже составленные предложения.
- Например: "Мяч лежит." - "Красный мяч лежит." - "Красный мяч лежит на полу."
Воспитатель: "Посмотрите, как интересно стало! Мы добавили слова, и теперь мы знаем, какой мяч, и где он лежит."
- Используются вопросы для стимулирования детей к добавлению слов:
- "Какой мяч?" (красный, большой, новый)
- "Что делает мяч?" (лежит, катится, прыгает)
- "Где лежит мяч?" (на полу, под столом, в корзине)
- Дети по очереди предлагают свои варианты распространения предложений, воспитатель помогает, если возникают трудности.
- Используется фланелеграф или магнитную доску для визуализации процесса распространения предложения. Воспитатель добавляет картинки или карточки со словами к уже имеющейся схеме.
- Пример: "Собака бежит." - "Большая собака бежит." - "Большая собака быстро бежит." - "Большая собака быстро бежит по дорожке."
6. Закрепление материала:
- Игра "Составь предложение". Воспитатель предлагает детям картинки, а дети составляют предложения, используя их.
- Игра "Распространи предложение". Воспитатель называет простое предложение, а дети по очереди добавляют к нему новые слова.
- Загадки о предметах и действиях, ответы на которые дети должны сформулировать в виде предложения.
- Чтение коротких предложений с карточек, дети должны определить, что это предложение.
7. Итог занятия:
- Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами узнали, что наша речь состоит из слов, а когда слова складываются в законченную мысль, получается предложение. Мы научились составлять простые предложения и делать их более интересными, добавляя новые слова. Вы сегодня молодцы!"
- Похвала детей за активное участие и правильные ответы.
- Предложение детям поиграть в составление предложений дома с родителями.
Дополнительные рекомендации:
- Важно использовать наглядный материал, который будет понятен детям старшей группы.
- Необходимо создавать доброжелательную атмосферу, где дети не боятся ошибаться.
- Темп занятия должен соответствовать возможностям детей.
- Можно использовать игровые приемы, чтобы сделать занятие более увлекательным.
- Важно, чтобы дети активно участвовали в процессе, а не просто слушали воспитателя.
- Повторение пройденного материала на последующих занятиях поможет закрепить знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"
Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи на тему «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»
О.С.Ушакова...

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»
Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) на тему «Ознакомление с предложением»
Конспект занятия по в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Знакомство со словом и предложением"
Цель: познакомить детей с понятиями: слово и предложение....
