Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Знакомство с предложением"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Самойлова Алла Борисовна

 

  • Дать детям представление о последовательности слов в речи.
  • Ввести термин "предложение".
  • Учить составлять простые предложения.
  • Учить распространять предложения, добавляя новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Знакомство с предложением.

Цель:

  • Дать детям представление о последовательности слов в речи.
  • Ввести термин "предложение".
  • Учить составлять простые предложения.
  • Учить распространять предложения, добавляя новые слова.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Формировать понимание того, что речь состоит из слов, связанных между собой по смыслу.
  • Познакомить с понятием "предложение" как законченной мысли, выраженной словами.
  • Учить составлять простые предложения из 2-3 слов.
  • Учить распространять предложения, добавляя определения, обстоятельства и дополнения.
  • Развивающие:
  • Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
  • Развивать логическое мышление и связную речь.
  • Развивать умение анализировать и синтезировать информацию.
  • Развивать творческое воображение.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к родному языку.
  • Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
  • Воспитывать культуру общения.

Материалы и оборудование:

  • Картинки с изображением различных предметов и действий (например: кошка, собака, мяч, бежит, спит, ест).
  • Предметы для демонстрации (например: игрушечный мяч, кукла).
  • Схема предложения (линия, разделенная на отрезки, обозначающие слова).
  • Магнитная доска или фланелеграф.
  • Магниты или липучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

  • Приветствие.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Игра "Повтори за мной" (воспитатель произносит отдельные слова, дети повторяют).

2. Введение в тему:

  • Воспитатель: "Ребята, мы с вами умеем говорить. А из чего состоит наша речь? (Ответы детей: из слов). Правильно, наша речь состоит из слов. А слова живут сами по себе или они связаны друг с другом?"
  • Демонстрация картинок с изображением отдельных предметов и действий.
  • Воспитатель: "Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (Дети называют). А теперь давайте попробуем соединить эти слова вместе, чтобы получилась какая-то история, чтобы мы могли что-то рассказать."
  • Пример: "Кошка... спит...". Воспитатель произносит эти слова с паузами, затем соединяет их в одно предложение: "Кошка спит."
  • Воспитатель: "Когда мы соединяем слова вместе, чтобы что-то рассказать, получается... (пауза) ...предложение! Давайте все вместе повторим: предложение!"

3. Знакомство с понятием "предложение":

  • Воспитатель: "Предложение – это когда мы говорим что-то законченное, понятное. Например, "Солнце светит" – это предложение. А "Солнце... небо..." – это не предложение, потому что мы не знаем, что происходит с солнцем и небом."
  • Демонстрация схемы предложения (линия, разделенная на отрезки).
  • Воспитатель: "Посмотрите, каждое слово в предложении занимает свое место. Вот так мы можем показать предложение на схеме."
  • Составление простых предложений с использованием картинок и предметов.
  • Воспитатель показывает картинку с изображением мяча и говорит: "Мяч лежит." Затем выкладывает схему предложения на доске, под каждым отрезком прикрепляет соответствующую картинку.
  • Дети повторяют предложение и схему.
  • Аналогично составляются другие простые предложения (например: "Собака бежит", "Кукла сидит").

4. Физкультминутка:

  • Проводится подвижная игра, связанная с темой занятия (например: "Скажи наоборот" - воспитатель называет слово, дети называют антоним).

5. Распространение предложений:

  • Воспитатель: "Ребята, мы научились составлять простые предложения. А теперь давайте попробуем сделать их более интересными, добавим новые слова!"
  • Воспитатель предлагает детям распространить уже составленные предложения.
  • Например: "Мяч лежит." - "Красный мяч лежит." - "Красный мяч лежит на полу."

Воспитатель: "Посмотрите, как интересно стало! Мы добавили слова, и теперь мы знаем, какой мяч, и где он лежит."

  • Используются вопросы для стимулирования детей к добавлению слов:
  • "Какой мяч?" (красный, большой, новый)
  • "Что делает мяч?" (лежит, катится, прыгает)
  • "Где лежит мяч?" (на полу, под столом, в корзине)
  • Дети по очереди предлагают свои варианты распространения предложений, воспитатель помогает, если возникают трудности.
  • Используется фланелеграф или магнитную доску для визуализации процесса распространения предложения. Воспитатель добавляет картинки или карточки со словами к уже имеющейся схеме.
  • Пример: "Собака бежит." - "Большая собака бежит." - "Большая собака быстро бежит." - "Большая собака быстро бежит по дорожке."

6. Закрепление материала:

  • Игра "Составь предложение". Воспитатель предлагает детям картинки, а дети составляют предложения, используя их.
  • Игра "Распространи предложение". Воспитатель называет простое предложение, а дети по очереди добавляют к нему новые слова.
  • Загадки о предметах и действиях, ответы на которые дети должны сформулировать в виде предложения.
  • Чтение коротких предложений с карточек, дети должны определить, что это предложение.

7. Итог занятия:

  • Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами узнали, что наша речь состоит из слов, а когда слова складываются в законченную мысль, получается предложение. Мы научились составлять простые предложения и делать их более интересными, добавляя новые слова. Вы сегодня молодцы!"
  • Похвала детей за активное участие и правильные ответы.
  • Предложение детям поиграть в составление предложений дома с родителями.

Дополнительные рекомендации:

  • Важно использовать наглядный материал, который будет понятен детям старшей группы.
  • Необходимо создавать доброжелательную атмосферу, где дети не боятся ошибаться.
  • Темп занятия должен соответствовать возможностям детей.
  • Можно использовать игровые приемы, чтобы сделать занятие более увлекательным.
  • Важно, чтобы дети активно участвовали в процессе, а не просто слушали воспитателя.
  • Повторение пройденного материала на последующих занятиях поможет закрепить знания.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образ...

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»

Конспект занятия  по Развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»...