Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гульсум Флюровна Калимова

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Путешествие в мир сказки". Цель: развитие речевых навыков через словесные и дидактические игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Пчёлка»  на тему «Путешествие в мир сказки».

Занятие подготовила воспитатель Калимова Г.Ф.

Цель: Развитие речевых навыков через словесные и дидактические  игры.

Задачи:

1. Развивать мыслительную деятельность;

2. Упражнять в согласовании существительных с числительными;

3. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;

4. Формировать умение понимать значение смысла сказки;

5. Формировать умение подбирать пары слов, знакомых по сказке;

6. Расширять словарный запас детей;

7. Развивать умение составлять сказку по картинкам и

    отгадывать сказки в технике мнемотехника;

8. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание помочь, патриотизм.

Материалы и оборудование: две одинаковые книжки «Русские народные сказки (в одной книге страницы аккуратно оклеены белыми листами бумаги); картинки с изображением р.н. сказок; посылка, письма, мнемосхемы по сказкам; мячик для игр; предметы из сказок: скалка, яйцо, три миски, корзинка, колобок, перо; воздушный гелиевый шарик; аудиозапись «В гостях у сказки», нем. песенка «Кукушка»; подарки для детей по теме «Сказка»; пёрышки для дыхательных упражнений; раскраски по сказкам, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по сказкам, слушание русских народных сказок, рассказывание сказок по картинкам, отгадывание загадок по сказкам,  речевые игры с мячом, дыхательные упражнения, нейродинамическая гимнастика под музыку, театральная деятельность с масками - сказка «Теремок», просмотр мультфильмов с родителями «Русские народные сказки».

Ход занятия:

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются)  и покажем, как мы готовимся  к каждому занятию, настраиваемся.  Сядьте  удобно, давайте вспомним наше любимое упражнение и помним, что по столу мы не стучим, выполняем упражнение неторопливо, слушая  музыку.

Разминка.

Выполняется нейродинамическое упражнение под нем. музыку «Кукушка» - ладонь, кулак, ребро. (Сначала правая рука, затем левая рука, затем две руки сразу, меняя положение  рук через хлопок перед собой)

-Настроились? Теперь повернитесь тихо ко мне и мы с вами продолжим занятие. Сегодня утром мне принесли посылку и на ней  написано: «Детский сад «Солнышко». Ребятам группы «Пчёлка». Откроем?  Интересно, от кого же эта посылка? (Воспитатель открывает посылку и достаёт книгу с белыми листами, показывает её детям, и дети говорят, что страницы без картинок, без героев сказок).

- Ребята, из книжки пропали герои сказок и сами сказки. Значит, им нужна наша помощь, нужно отыскать героев сказок и вернуть их в книжку. Поможем? Давайте отправимся в волшебное путешествие. А на чём же мы отправимся в это путешествие? (ответы детей). Давайте мы отправимся на воздушном  шаре! (Воспитатель под музыку «В гостях у сказки» выносит воздушный гелиевый  шарик и дети за верёвочку держат шарик и идут за ним)

Воспитатель:                              2 раза хлопнем,

3 раза топнем,

Один раз покрутились -

И в мире сказок очутились!

Воспитатель:   Давайте откроем первый конверт и узнаем 1 задание.

Дидактическая игра – Чудесный  мешочек  «Из какой сказки предмет?» Ребёнок  достаёт из мешочка предмет, показывает его детям и дети отгадывают, какой сказке  соответствует этот предмет. (Колобок, яичко, корзинка, три миски разные по размеру, пёрышко, скалка)

- Молодцы, с первым заданием справились. Следующий конверт и 2 трудное задание:

Картинки вы должны собрать и сказку русскую назвать!

Дидактическая игра  « Составь сказку по картинкам» (Детям предлагается картинки из 3 сказок, перемешанных между собой,  и дети собирают сказки, раскладывают сказки по порядку и вкратце рассказывают её).

-Молодцы, справились и с этим заданием. Давайте немного отдохнём и вспомним пальчиковую игру «Сказки»:

1,2,3,4,5- будем сказки называть:

Эта сказка – «Репка», ох, засела крепко!

Эта сказка – «Курочка Ряба»,

Эта сказка – «Три медведя»,

Эта сказка «Теремок»,

Эта сказка «Колобок»-

Все их знаем назубок!

Воспитатель: - Отдохнули? Сейчас 3 задание  Дидактическая игра «Загадки из сказок»:

•••••

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной

Он, сам того не ведая, несёт её домой  («Маша и медведь»)

•••••

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом:

Кем же были эти - маленькие дети? (Козлята)

•••••

Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

•••••

Красна - девица грустна: ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт, бедняжка! («Снегурочка»)

•••••

В чаще леса в буреломе, в одноэтажном доме

Без забот и без соседей жили – были три… (Медведя)

•••••

Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла… (Мышка)

•••••

Домик в поле появился, он в жилище превратился.

Всех зверюшек спрятать мог, что за сказка? («Теремок)

•••••

У Алёнушки – сестрицы унесли братищку птицы,

Та с подружками играла, братца Ваню проморгала («Гуси-лебеди»)

•••••

Воспитатель: Гуси-лебеди высоко пролетали и нам по пёрышку дали.

(Проводится дыхательное упражнение «Подуй на пёрышко»)

- Молодцы, ребята! Следующее 4 задание – игра с мячом «Доскажи словечко»

Воспитатель кидает детям мячик, называет героя сказки, а дети называют подходящее слово и кидают обратно мяч воспитателю.

Баба – Яга

Кощей – Бессмертный

Сестрица – Алёнушка

Гуси – лебеди

Мальчик – с – пальчик

Крошечка – Хаврошечка

Курочка – Ряба

Царевна – Лягушка

Маша и медведь

Братец – Иванушка

Змей – Горыныч

Карабас – Барабас

Красная – Шапочка

Доктор – Айболит

Конёк – Горбунок

Лисичка – сестричка

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Волчок – серый бочок

Мишка – Топтышка

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием! Следующее 5 задание «Телеграммы» Кто же их мог отправить?

Спасите, нас съел серый Волк! (Козлята)

Я очень расстроена: нечаянно разбила яичко. (Мышка)

Помогите! Наш дом сломан, но мы – целы! (звери из сказки «Теремок»)

Дорогие бабушка и дедушка! Не волнуйтесь! Скоро буду дома. (Маша)

Помогите! Мой брат превратился в козленочка! (Алёнушка)

Безобразие! Кто-то съел мою кашу, и сломал стульчик! (Медвежонок Мишутка)

Воспитатель: Следующее 6 задание. Весёлое. Что же не так в названиях сказок?

Петушок Ряба (Курочка)

Саша и медведь (Маша)

Волк и семеро котят (козлят)

Утки – лебеди (гуси)

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Иванушка)

(гостям) – Лисичка с кастрюлькой (со скалочкой)

Следующее 7 задание: показать сказку «Теремок». С помощью считалок выбрать героев сказки (Дети с помощью считалок выбирают мышку, лягушку, зайку, волка, лисичку, мишку)

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю (мышка…) бежит,

У дверей остановилась и стучит:

«Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?»

Никто не ответил мышке.

И стала мышка одна жить (И так всех героев сказки)

Воспитатель: Давайте похлопаем нашим артистам! Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями. Пора возвращаться в детский сад (Дети под музыку «В гостях у сказки» летят на воздушном шаре)

2 раза хлопнем,

3 раза топнем,

Один раз покрутились –

И в детском садике очутились!

Проходим на места. Давайте заглянем в нашу посылку. Воспитатель достаёт книжку. В ней появились картинки и герои сказок.

- Вот мы и помогли нашим героям вернуться на страницы сказок! Мы справились! Молодцы, ребята! Давайте вспомним, что такое – зачин? (Слова, с которых начинаются сказки). (Жили – были. В некотором царстве, в некотором государстве). Какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказке – конец, а кто слушал – молодец! И жили они долго и счастливо!) А чему нас учит сказка? (добру, помогать, уму-разуму, дружбе)

В мире много сказок

Добрых и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

- Герои сказок нам дарят подарки – игры, в которые можно играть с друзьями и раскраски. Давайте им «спасибо» скажем. Вот и закончилось наше путешествие! Впереди у нас много интересных приключений! Что вам понравилось? Чему вы удивились?

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...