Технологическая карта занятия
материал по развитию речи (старшая группа)

Гусева Оксана

Технологическая карта занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: речевое развитие, соц. коммуникативное

Тема занятия: Знакомство с произведением С.Есенина «Берёза» с использованием мнемотаблиц.

Воспитатель: Гусева О.В.

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: познакомить детей старшей группы со стихотворением С.Есенина «Береза» с донесением идеи, что «природу надо беречь и любить во всей ее красе», посредством включения детей в беседу и проведение дидактической игры по содержанию текста. Повторение и закрепление стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Задачи занятия:

Обучающая: чувствовать ритм и рифму стихотворной речи;

-замечать образные слова и выражения;

-понимать содержание и идею стихотворения С.Есенина «Берёза»

Развивающая: развивать умение внимательно и вдумчиво воспринимать художественный текст:

говорить связно, соблюдая правила диалога в беседе к прочитанному

Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик детей посредством своего восприятия по отношению к прочитанному;

- воспитывать понятие, что природа - наше богатство и ее надо беречь и любить во всей ее красе.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: Д/игра «Берёза какая?...»

Дидактическая задача: повторить содержание стихотворения

Словарная работа: бахрама, кайма, заря, принакрыть, сонная тишина

Планируемый результат занятия: дети называют автора стихотворения, его название. Знают содержание стихотворения и его главную мысль. Применяют умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения в процессе дидактической игры, подбирают слова, характеризующие героя, приводят примеры

Материалы и оборудование: Магнитная доска,иллюстрации с изображением березы в разное время года, портрет С.Есенина, картина И.Э.Грабарь «Пейзажи зимнего леса»,мнемотаблица, нарисованная на плакате берёза, снежинки,клей

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создать у детей положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Загадка:

Белоствольная красавица,

Встала у дорожки,

Книзу веточки склоняются,

А на веточках сережки.

(Береза)

Словесный: рассказ воспитателя, беседа.

Наглядный: показ картины,портрет писателя.

Дети слушают воспитателя и отгадывают загадку

Дети проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы (Сюрпризный момент)

Ребята! Любите ли вы ходить в лес? Какие деревья знаете? Какое ваше любимое?

- Многие художники передают красоту природы в своих картинах. И мы можем увидеть это своими глазами.

Вот здесь, в моем сундучке есть удивительная картина (достать картину )

Предложить для рассмотрения картину знаменитого художника И.Э.Грабарь «Пейзажи зимнего леса».

Внимательно посмотрите, и скажите, что вы видите на картине?

Какие деревья изображены на картине?

-Правильно,березы.

- Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты, писатели, художники обращались к ее образу, называя березу русской красавицей.

- Березы красивы и весной, и летом, и осенью…А могут ли березы быть красивыми зимой?

-Ребята, а кто пишет книги?А стихи?

-О красоте зимней природы написано очень много стихов. Одно из них написал замечательный русский поэт - Сергей Александрович Есенин. (портрет)

Которое он и посвятил березе. Это было любимое дерево Есенина. Поэт рано утром выглянул в окно, увидел березу такой красивой, и написал это стихотворение.

Словесный: беседа, рассказ воспитателя

Наглядный: показ картины, портрета С.Есенина

Дети слушают воспитателя, рассматривают картину,

отвечают на вопросы

- Березы

-Да

-Писатели, поэты

Этап ознакомления с материалом

познакомить детей со стихотворением С.Есенина «Белая береза»

-замечать образные слова и выражения;

-понимать содержание и идею стихотворения С.Есенина «Белая береза»

предупредить утомляемость детей; -переключить внимание с одной деятельности на другую.

А хотите послушать как описал березу в своем стихотворении поэт Сергей Есенин?

-Ребята, в этом стихотворении нам встретятся незнакомые слова, такие как : бахрама, кайма, заря, принакрыть, сонная тишина.

-Как мы будем читать стихотворение?

Воспитатель читает стихотворение

Беседа по содержанию:

-Ребята, о чем это стихотворение?

- Что больше всего запомнилось?

-Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

-Какими словами автор говорит о природе?

-Как украсила зима пушистые ветки?

- Из каких слов видно, что берёза задумалась, дремлет?

-Почему снежинки так горят, блестят? Что это за огонь? Снег разве может гореть?

-Ребята, когда вы слушаете это стихотворение, какое настроение у вас возникает?

-Давайте рассмотрим иллюстрации березы в разные времена года.

-Какой из этих пейзажей больше бы подошёл к стихотворению «Берёза»?

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение именно о березе?

- Как еще мы можем описать березу? Посмотрите на картинку и скажите какая она?

-Как вы думаете, что хотел показать поэт нам в своем стихотворении?

Физминутка «Белая березка»

Потихоньку подойдем, в хоровод мы встанем

И к березке подойдем в белом сарафане

Разойдемся в круг большой

И покружимся с тобой

Дует ветер на тебя (вдох-выдох,

И садятся птицы

А на ветках у тебя иней серебрится

На дворе сейчас зима- холодно,морозно

Шубу снежную надень, белая березка!

Словесный:

чтение стихотворения,

беседа,

объяснение незнакомых слов

Просмотр иллюстраций

Тихо,но чтобы все слышали,спокойно,выразительно, с чувством

-О берёзе.

-Белая береза

-Да

-«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром»

«На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой»

-«И стоит берёза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне»

-Нет, это солнышко освещает снег, и он блестит.

-Хорошее, хочется петь

-Зимний пейзаж подошел бы к этому стихотворению

-Потому что это символ нашей Родины и любимое дерево поэта.

- Стройная, красивая, снежная,спокойная. Высокая, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая).

- Как красива природа в зимнее время года

становятся в хоровод

идут в центр хоровода

расходятся,

кружатся

приседают

поднимаются, поднимают руки

поглаживаем себя руками по плечам.

кружатся

Дети готовы переключить внимание на другую деятельность

Этап практического решения проблемы

-закрепить знания детей содержания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

посредством дидактической игры.

-формировать умение детей использовать знание содержания текста в дидактической игре;

-познакомить с правилами д/и

А давайте еще раз послушаем как С.Есенин описывает березу в своем стихотворении,но только уже без книги.

- А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотаблица).

Чтение стихотворения детьми с помощью мнемотаблицы

Дидактическая игра по содержанию произведения

Воспитатель объясняет правила игры

«Украсим берёзу?»

Пересказывают стихотворение по мнемотаблице

Дети играют в игру

Закрепляют знание содержания стихотворения

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученных знаний

-Ребята, скажите, с каким стихотворением мы с вами познакомились?

- Какой отрывок стихотворения понравился больше всего?

Чему научило нас это стихотворение?

-Ребята,какие вы были сегодня молодцы, что отвечали на вопросы и постарались пересказать стихотворение по мнемотаблице. Спасибо. Занятие окончено.

Словесный: беседа

Дети отвечают на вопросы воспитателя

-Что нужно любить природу во всей ее красе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...