Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект занятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1007.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей
с общим недоразвитием речи
Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»
Программное содержание:
- Коррекционно-образовательные задачи.
Закрепить представления детей об осени и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать грамматический строй речи, продолжая формировать навык употребления простого предложения. Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании числительных с существительными.
- Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать у детей длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, воображение, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
- Коррекционно-воспитательные задачи.
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обитателям леса. Воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихов об осени, рассматривание картин об осени, заучивание текста к массажному упражнению, к игре на развитие мелкой моторики, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование и материалы: декорации (осенние украшения для зала, скамейка, пенек, сосна); дидактический материал: (шишки, листья, карточки с иллюстрациями признаков осени по количеству детей), магнитофон, музыкальные записи, платок, корзинка, угощения для детей.
Содержание деятельности
Этапы | Содержание деятельности | Время |
Процесс вовлечения | Под музыкальное сопровождение дети входят в зал и встают полукругом перед гостями. (аудиозапись «Времена года: Ноябрь. П.И. Чайковский) Воспитатель: У нас сегодня гости. Посмотрите, какие они все красивые, приветливые, улыбаются нам. Давайте с ними поздороваемся. Станем рядышком, по кругу, | 2 мин. |
Процесс целеполагания | Воспитатель: а теперь все внимание на меня. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. А о чем мы будем говорить в лесу вы узнаете, отгадав загадку. Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени, в осеннем лесу. | 1 мин. |
Процесс планирования | Воспитатель: а как мы попадем в осенний лес. Что нам для этого нужно сделать? Дети: ответы детей… Воспитатель: дети, давайте, закроем глаза, и представим, как мы добираемся до леса. (под музыкальное сопровождение и чтение стихотворения дети закрыв глаза фантазируют). Аудиозапись «Танцующая осень» По тропинке мы идем | 2 мин |
Процесс осуществления действия | #1059;пражнение, «С какого дерева листок» Воспитатель: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев. 2. Дыхательное упражнение. -развитие физиологического дыхания. Статическое упражнение. Вдыхаем аромат осеннего леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. -работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у» (тихо). Листочки (пальчики) шевелятся. Подул сильный ветер: «У-У-У-У (ГРОМКО). ЗАБЛУДИЛИСЬ МЫ В ЛЕСУ, ЗАКРИЧАЛИ МЫ : «АУ!» (сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-О-У-И». #1056;азвитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью (аудиозапись «Шум ветра»). Звучит композиция «Шум ветра и дождя» в это время дети выполняют действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения. Ветер северный подул: «С-с-с», все листья С липы сдул…. Полетели, закружились И на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап» Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. Снег потом припорошил, Одеялом их накрыл. #1057;овершенствование грамматического строя речи. Воспитатель: Дети, давайте посчитаем капельки дождя. Одновременно дети щипают края ушных раковин сверху вниз. Все вместе: Одна капля, две капли, три капли, четыре капли, пять капель. Воспитатель: Один, два, три – в круг иди. Шишку поймай – слово приласкай: лист – листочек, ветка – веточка, капля – капелька, ветер – ветерок, берёза – берёзонька. #1052;имические упражнения. Дети садятся на пенечки. Воспитатель: За что мы любим осень? Д е т и: Мы любим осень за красивые листья, из которых можно сделать букет. Мы любим осень за лужи, по которым можно побегать в резиновых сапогах. Мы любим осень за первый снег. Воспитатель: Покажите раннюю осень, весёлую, радостную, щедрую, добрую и красивую.. Дети мимикой изображают то, о чём говорит Воспитатель. Воспитатель: а теперь покажите удивление от увиденного огромного гриба. Воспитатель: Изобразите позднюю осень, грустную, печальную, плачущую. Дети показывают мимикой то, о чём говорит Воспитатель. 6. Признаки осени. Воспитатель: Дети, посмотрите какие необычные шишки на этой сосне. (На сосне шишки, а на шишках признаки осени). Внимательно посмотрите на них и выберите себе одну шишку и расскажите, что изображено на картинке. Дети: Осенью листья краснеют, желтеют и опадают. Осенью люди надевают более тёплую одежду. Осенью птицы улетают на юг. Осенью люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод. #1052;ассаж. Аудиозапись «Шелест листьев» Воспитатель: Дети, послушайте, кто-то шуршит. Кто бы это мог быть? Дети: ежик. Воспитатель: дети, давайте покажем ежу, как мы умеем играть и фантазировать. (Дети берут в руки по одной шишке, исполняется песня, дети катают шишку по ладошке, ножкам, спинке). Аудиозапись « Ежик» Катится колючий ёжик, Воспитатель: Дети, а вы знаете, что ежик будет делать зимой? Дети: спать. Воспитатель: Да, дети, зимой еж впадает в спячку. А как он готовится к спячке? Еж делает в земле себе гнездо в ямке из сухой листвы и травы и в нем спит до самой весны. А давайте мы ему подарим наши листочки, которые собрали в начале путешествия. Что бы его гнездышко получилось очень-очень теплым. А пока еж готовится к спячке мы с вами поиграем. #1048;гра «Волшебный Платок». Под весёлую музыку дети пляшут, под спокойную приседают и закрывают глаза руками. Воспитатель ходит между ребятами и накрывает кого – то из них платком. (аудиозаписи « Веселая мелодия» - «Спокойная мелодия») Раз, два, три, Дети угадывают, кто спрятан под платком. В конце игры Воспитатель накрывает платком корзину с угощеньями, которые подготовил еж, пока дети играли. Дети находят их. Вот какие угощения нам приготовил еж в осеннем лесу. Воспитатель: Вот и подошло время возвращаться. Ведь в саду нас ждут гости. Закрываем глаза и представляем, как возвращаемся в детский сад. ( Аудиозапись « Спокойная мелодия»). Раз, два, три – вот мы в сад назад пришли! | 23 мин |
Рефлексия | Воспитатель: Дети, где мы с вами сегодня были? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Дети, давайте попрощаемся с нашими. И пойдем на группы угощать своих друзей. Дети прощаются и уходят угощать друзей. | 2 мин |
Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками: «Угостим друга».
Переход в игровую деятельность: «Волшебный платок» (повторение игры со всеми детьми в группе).
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Весна" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
конспект заняти по формированию целостной картины мира на тему "Весна"...

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».
Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по стране Звуколяндии" в старшей группе (для детей с общим недоразвитием речи)
План-конспект НОД "Путешествие по стране Звуколяндии" адресован для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Работа ведется над звуком [а]....

Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»
Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Конспект занятия по лексической теме "Транспорт"...
