Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника
презентация по развитию речи

Фролова Наталья Николаевна

Презентация для выступления на педчасе с докладом для воспитателей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА Подготовила учитель-дефектолог: Фролова Н.Н.

Слайд 2

ОБЩЕНИЕ - ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И УСЛОВИЕ ЕГО РАЗВИТИЯ. ТОЛЬКО В ОБЩЕНИИ И В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПОНЯТЬ САМОГО СЕБЯ, НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В МИРЕ, СОЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ, СТАТЬ СОЦИАЛЬНО ЦЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Слайд 3

С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится говорить. С самого рождения малыш включен в социальное взаимодействие . Становление и развитие личности закладывается в раннем возрасте. В процессе взросления формирование личности ребенка совершенствуется под влиянием других людей, дошкольник приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей и несёт за своё поведение, поступки ответственность. Процесс становления личности называется социализацией . Основной целью процесса социализации является передача обществом социально-исторического опыта , культуры, правил и норм поведения, и усвоение.

Слайд 4

Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка. Интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.

Слайд 5

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми в раннем возрасте тесно вплетена в практическое взаимодействие со взрослым, т.е. осуществляется в процессе какой-либо деятельности. Внеситуативно-познавательная форма общения складывается в первой половине дошкольного возраста в возрасте от 3 – 5 лет («почемучкин» возраст) , основана на «теоретическом» взаимодействии, в котором взрослый выступает для ребенка в роли источника знаний, эрудита. Ведущий мотив общения – познавательный . В общении преобладают темы разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Внеситуативно-личностная форма общения характерна для конца дошкольного возраста, имеет очень важное значение для развитииличности ребенка. Её содержанием является мир людей, вне вещей. Старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого является главной во внеситуативно-личностном общении.

Слайд 6

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками характерна для детей 2 - 4 лет. В этом возрасте ребенок ждет от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Эмоционально-практическое общение со сверстниками крайне ситуативно , как по содержанию, так и по средствам осуществления. Ситуативно-деловая форма характерна для дошкольников 4 – 6 лет. В этом возрасте дети сознательно предпочитают общество сверстника одиночной игре и взаимодействию со взрослыми. Общение становится более содержательным, а главным содержанием общения со сверстниками является игра. Внеситуативно-деловая форма общения складывается у детей (не у всех) к концу дошкольного возраста (к 6 -7 годам). Примерно половина обращений к сверстнику носят внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки поступкам других. Становится возможным «чистое» общение не связанное с какими-либо предметами и действиями с ними. Дети могут разговаривать продолжительное время не совершая никаких действий, но чаще такое общение происходит на фоне совместной игры или продуктивной деятельности.

Слайд 7

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений: понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.); получать необходимую информацию в общении; выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать свое мнение; принимать участие в коллективной деятельности (договариваться, идти на уступки и т.д.);

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

Слайд 9

ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РЕЧЬ УЖЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ. ПОДРАЖАНИЕ ДЕЙСТВИЯМ ВЗРОСЛОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. ПРИ ДЕФИЦИТЕ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, ЕГО ОГРАНИЧЕННОСТИ, БЕДНОСТИ, НЕ НАСЫЩЕННОСТИ РЕБЕНКУ ТРУДНО БУДЕТ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ОН МОЖЕТ ВЫРАСТИ НЕОБЩИТЕЛЬНЫМ, ЗАМКНУТЫМ. В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА СТАВИТСЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ДЕТЕЙ УЧАТ ВЫРАЖАТЬ ПРОСЬБЫ И ЖЕЛАНИЯ СЛОВОМ, ОТВЕЧАТЬ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗРОСЛЫХ. В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ МАЛЫШ ЛЕГКО И СВОБОДНО ВСТУПАЛ В ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ, УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ПРОСЬБЫ СЛОВАМИ, ПОНЯТНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ВЗРОСЛЫХ, ПОДСКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ПОВОДЫ ДЛЯ РАЗГОВОРОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. СЛЕДУЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО СДЕЛАЛ, КАК ИГРАЛ, ПРИВЫЧКУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРОСТЫМИ ФОРМУЛАМИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ЗДОРОВАТЬСЯ, ПРОЩАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ)

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие внимания, интереса к партнеру по общению; Развитие умения входить в контакт, вести диалог; Развитие навыков невербального общения; Развитие навыков взаимодействия детей в группе; Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Слайд 11

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной ; с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми. При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер. Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

Слайд 13

ПРИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Слайд 14

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ «Вопрос — ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.). «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Слайд 15

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Слайд 16

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ «Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. «Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Слайд 17

ИГРЫ НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Слайд 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : Автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01/ Е.М. Алифанова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. – 29 с. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание. - 1998. - № 6. - C. 86-89. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07/ С.В.Проняева; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 1999. – 27 с. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. – 29 с. Суханова С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности : [Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - C. 143-149. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. - № 9. - C.10-29. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007 Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Факторы влияющие на социализацию дошкольника.

Факторы влияющие на социализацию дошкольника....

«Психомоторная коррекция и развитие мелкой моторики – важнейшие факторы в развитии речи ребенка»

В нашей жизни большое значение имеет значение чувство ритма…. И речь – не исключение.Существуют различные игры, речевки, чистоговорки, проговаривая которые, мы учим детей согласовывать их...

Консультация "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"

            Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов этого является формирование мелко...

Толерантность-фактор и условие социализации дошкольников(консультация для воспитателей)

Развитие толерантности по­зволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами пове­дения, социально значимыми формами общения, обеспечить успешность социализации до...

Буклет для родителей "Речь как важнейший фактор,становления ребенка"

Речь – одна из линий развития ребенка.    Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друг...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не оди...