Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника
презентация по развитию речи
Презентация для выступления на педчасе с докладом для воспитателей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЩЕНИЕ - ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И УСЛОВИЕ ЕГО РАЗВИТИЯ. ТОЛЬКО В ОБЩЕНИИ И В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПОНЯТЬ САМОГО СЕБЯ, НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В МИРЕ, СОЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ, СТАТЬ СОЦИАЛЬНО ЦЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.
С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится говорить. С самого рождения малыш включен в социальное взаимодействие . Становление и развитие личности закладывается в раннем возрасте. В процессе взросления формирование личности ребенка совершенствуется под влиянием других людей, дошкольник приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей и несёт за своё поведение, поступки ответственность. Процесс становления личности называется социализацией . Основной целью процесса социализации является передача обществом социально-исторического опыта , культуры, правил и норм поведения, и усвоение.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка. Интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми в раннем возрасте тесно вплетена в практическое взаимодействие со взрослым, т.е. осуществляется в процессе какой-либо деятельности. Внеситуативно-познавательная форма общения складывается в первой половине дошкольного возраста в возрасте от 3 – 5 лет («почемучкин» возраст) , основана на «теоретическом» взаимодействии, в котором взрослый выступает для ребенка в роли источника знаний, эрудита. Ведущий мотив общения – познавательный . В общении преобладают темы разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Внеситуативно-личностная форма общения характерна для конца дошкольного возраста, имеет очень важное значение для развитииличности ребенка. Её содержанием является мир людей, вне вещей. Старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого является главной во внеситуативно-личностном общении.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками характерна для детей 2 - 4 лет. В этом возрасте ребенок ждет от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Эмоционально-практическое общение со сверстниками крайне ситуативно , как по содержанию, так и по средствам осуществления. Ситуативно-деловая форма характерна для дошкольников 4 – 6 лет. В этом возрасте дети сознательно предпочитают общество сверстника одиночной игре и взаимодействию со взрослыми. Общение становится более содержательным, а главным содержанием общения со сверстниками является игра. Внеситуативно-деловая форма общения складывается у детей (не у всех) к концу дошкольного возраста (к 6 -7 годам). Примерно половина обращений к сверстнику носят внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки поступкам других. Становится возможным «чистое» общение не связанное с какими-либо предметами и действиями с ними. Дети могут разговаривать продолжительное время не совершая никаких действий, но чаще такое общение происходит на фоне совместной игры или продуктивной деятельности.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений: понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.); получать необходимую информацию в общении; выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать свое мнение; принимать участие в коллективной деятельности (договариваться, идти на уступки и т.д.);
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)
ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РЕЧЬ УЖЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ. ПОДРАЖАНИЕ ДЕЙСТВИЯМ ВЗРОСЛОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. ПРИ ДЕФИЦИТЕ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, ЕГО ОГРАНИЧЕННОСТИ, БЕДНОСТИ, НЕ НАСЫЩЕННОСТИ РЕБЕНКУ ТРУДНО БУДЕТ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ОН МОЖЕТ ВЫРАСТИ НЕОБЩИТЕЛЬНЫМ, ЗАМКНУТЫМ. В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА СТАВИТСЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ДЕТЕЙ УЧАТ ВЫРАЖАТЬ ПРОСЬБЫ И ЖЕЛАНИЯ СЛОВОМ, ОТВЕЧАТЬ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗРОСЛЫХ. В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ МАЛЫШ ЛЕГКО И СВОБОДНО ВСТУПАЛ В ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ, УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ПРОСЬБЫ СЛОВАМИ, ПОНЯТНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ВЗРОСЛЫХ, ПОДСКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ПОВОДЫ ДЛЯ РАЗГОВОРОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. СЛЕДУЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО СДЕЛАЛ, КАК ИГРАЛ, ПРИВЫЧКУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРОСТЫМИ ФОРМУЛАМИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ЗДОРОВАТЬСЯ, ПРОЩАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие внимания, интереса к партнеру по общению; Развитие умения входить в контакт, вести диалог; Развитие навыков невербального общения; Развитие навыков взаимодействия детей в группе; Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной ; с правильным и точным использованием словесных обозначений.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми. При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер. Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.
ПРИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ «Вопрос — ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.). «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ «Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. «Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
ИГРЫ НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : Автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01/ Е.М. Алифанова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. – 29 с. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание. - 1998. - № 6. - C. 86-89. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07/ С.В.Проняева; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 1999. – 27 с. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. – 29 с. Суханова С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности : [Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - C. 143-149. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. - № 9. - C.10-29. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007 Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Факторы влияющие на социализацию дошкольника.
Факторы влияющие на социализацию дошкольника....

«Психомоторная коррекция и развитие мелкой моторики – важнейшие факторы в развитии речи ребенка»
В нашей жизни большое значение имеет значение чувство ритма…. И речь – не исключение.Существуют различные игры, речевки, чистоговорки, проговаривая которые, мы учим детей согласовывать их...

Консультация "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"
Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов этого является формирование мелко...

Толерантность-фактор и условие социализации дошкольников(консультация для воспитателей)
Развитие толерантности позволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами поведения, социально значимыми формами общения, обеспечить успешность социализации до...

Буклет для родителей "Речь как важнейший фактор,становления ребенка"
Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друг...
Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.
laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...
Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»
Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не оди...
