Толерантность-фактор и условие социализации дошкольников(консультация для воспитателей)
консультация на тему

Гончарова Вероника Ильинична

Развитие толерантности по­зволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами пове­дения, социально значимыми формами общения, обеспечить успешность социализации до­школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Консультация для воспитателей

«Толерантность-фактор и условие

социализации дошкольников»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Гончарова В. И.

Троицк, Москва

 2017 г.

         

 Социализация детей — одна из основных, ключевых задач дошкольного образования. Посещая дошкольные организации, дети постоянно сталкиваются с разнообразием культурного окружения. Важным фактором и условием полноценной социализации дошкольников выступает развитие толерантности.

         В педагогических исследованиях понятие «толерантность» раскрывалось с разных методологических позиций и соответственно наполнялось различными содержательными характеристиками.

              Существуют разные формы проявления толерантности. Она может быть выражена не только в спокойном, уравновешенном состоянии, но и в определенной  напряженности, сдерживании нежелательных эмоциональных реакций с помощью воли, самоконтроля. Общепризнанными формами проявления толерантности считается готовность понять другого, пойти навстречу, а психическое состояние такого человека характеризуется спокойствием, рассудительностью, готовностью оказать помощь.

Выделен механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям как когнитивной составляющей проявления , толерантности. Он заключается  в следующем: вначале необходимо знакомить детей с общечеловеческими ценностями  через познание своей культуры, а лишь затем с ценностями других культур. В таком движении познания ценности, выработанные культурой других народов, по данным авторов, становятся более понятными и прочувствованными.

               Дошкольный возраст наиболее положителен для развития толерантности. В этот возрастной период ребенок очень впечатлителен, открыт миру, стремится к взаимодействию со взрослыми и детьми, глубоко переживает свою значимость в качестве со участника, партнера, проявляет интерес к социальным событиям и др. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, памяти. Природная эмоциональность дошкольников служит благоприятным фактором постижения ценностно-ориентированного материала, связанного с осознанием культуры своего и других народов. По данным психологов, опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.

Анализ научной и методической литературы позволяет выделить три основных направления педагогического сопровождения процесса развития толерантности в дошкольном возрасте:

—познание ценностей своей культуры: языка, традиций, обычаев, произведений устного народного творчества, праздников, изделий декоративно-прикладного искусства и т.д.;

  • приобщение детей к культуре других народов, формирование представлений о культурном многообразии мира;
  • формирование культуры поведения, способов проявления гуманного отношения к людям (доброжелательного, заботливого, отзывчивого).

        Любое общение педагога с детьми должно носить эмоциональную окрашенность. Такое общение относится к «живому» человеческому общению, порождающему духовную близость и доверие; дает свободу и право на выражение своих переживаний, является одним из условий эмоционального благополучия детей.

Можно выделить два основных способа эмоционального влияния на детей в процессе общения:

  • прямое, непосредственное воздействие на эмоциональную сферу, побуждение к переживанию. Это достигается содержанием речи педагога: использованием образных слов, выражений, эмоциональной окрашенностью обращений к детям, например: «Как интересно Саша рассказал о своей Родине! Почему ты так поступил?»;
  • опосредованное эмоциональными проявлениями взрослого. Например, радость, приятное удивление педагога по поводу успехов детей усиливает положительные эмоции дошкольников; недовольство, выраженное на лице педагога, служит поводом для снижения двигательной активности детей, поиска способов разрешения конфликтах ситуаций. Строгий взгляд может заменить оценку неблаговидного поступка, а крепкие объятия выразят радость встречи, взаимопонимания и др. Для этого педагогу крайне необходимо владеть языком движений, что дает ему возможность общаться с детьми не только в речевой форме, но и на невербальном уровне. Эмоциональная окрашенность общения создает атмосферу искренности, справедливости и взаимодоверия, обеспечивает богатство личностных проявлений, свободу выражения чувств, снижает риск возникновения конфликтных ситуаций. В такой атмосфере все сообщаемые ребенку объяснения, советы, просьбы воспринимаются как необходимые и важные. Потеря веры в справедливое разрешение конфликтов часто является причиной подавленного состояния, возникновения страхов, агрессивности, отказа от общения, участия в деятельности, а в ряде случаев вообще посещения дошкольной организации.

           Во взаимодействии с детьми нельзя допускать пресыщения, формальных воздействий на эмоциональную сферу. Например, постоянно звучащая радостно-приподнятая речь педагога с улыбкой на лице притупляет остроту восприятия информации, приводит к нарушению диалога, в основе которого лежат доверительные отношения. Негативное влияние оказывает также преобладание отрицательной эмоциональной окрашенности речи педагога. Отрицательные эмоции гасят уверенность в себе, желание проявлять коммуникативную самодеятельность, принимать предложения сверстников, реагировать на особенности поведения партнера, его эмоциональное состояние.

      Развитие толерантности позволяет значительно обогатить детей ценностями культуры, нравственными нормами поведения, социально значимыми формами общения, обеспечить успешность социализации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников (консультация для воспитателей)

Что такое "связная речь"? Как правильно построить занятие по развитию связной речи в детском саду? На что обратить особое внимание? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

"О воспитании милосердия у дошкольников" - консультация – диалог для воспитателей ДОУ

Материал данной консультации разработан для воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках краевой инновационной площадки по теме: "Волонтёрская деятельность как фактор совреме...

Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Консультация для педагогов-воспитателей

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовле...