Логопедическая кукла "Логодаша"
статья по развитию речи (старшая группа)
Многофункциональная развивающая логопедическая кукла «ЛогоДаша» является авторским дидактическим пособием, разработанной с учетом таких особенностей дошкольников как склонность к подражанию, наглядно-действенные формы мышления и игры как ведущего вида деятельности. Кукла помогает детямповысить интерес к логопедическим занятиям,корректировать речевые нарушения, развивает мелкую моторики рук, координацию и точность движения; педагогу позволяет достигать максимальной эффективности в коррекционном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1003.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №19 «Василек»
городской округ «Город Якутск»
СЕМЕНОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА
«ЛОГОДАША»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛЕ
ЯКУТСК
2025
ВВЕДЕНИЕ
Сделать серьезное занятие для
ребенка занимательным – вот
задача первоначального обучения
К.Д. Ушинский.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива дошкольников, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь – в играх. Игры с куклами при правильном педагогическом руководстве дают широкие возможности для подлинного развития личности малыша. Дидактическая кукла – верный помощник педагога детского сада. Работая над решением педагогических задач, отношение к кукле у воспитателей справедливо воспринимается как к незаменимому инструменту, позволяющему эти задачи решать.
Многофункциональная развивающая логопедическая кукла «ЛогоДаша» является авторским дидактическим пособием, разработанной с учетом таких особенностей дошкольников как склонность к подражанию, наглядно-действенные формы мышления и игры как ведущего вида деятельности. Кукла помогает детямповысить интерес к логопедическим занятиям,корректировать речевые нарушения, развивает мелкую моторики рук, координацию и точность движения; педагогу позволяет достигать максимальной эффективности в коррекционном процессе. Использование куклы позволяет интегрировать содержание пяти образовательных областей, стимулирует общение детей друг с другом и со взрослыми, помогает обогатить игровую деятельность. Преимущества «ЛогоДаши»:
- интерактивная – дает возможность взаимодействовать в режиме диалога в системах «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок»;
- яркая – разноцветье красок радует глаз ребенка, повышает эмоциональный тонус;
- оригинальная – необычность привлекает внимание детей, второй такой куклы нет;
- экологически безопасная – изготовлена в основном из натуральных материалов;
- одушевленная – у нее есть имя, свой характер,свой гардероб; может менять позы (стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой);
- многофункциональная – используется в непосредственно образовательной деятельности, в развлечениях, в самостоятельных, свободных играх, в интерьере.
Кукла отвечает требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к игровым пособиям в соответствии с задачей создания современной, насыщенной предметно-развивающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие детей, их взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Игры с «ЛогоДашей» способствуют развитию детей в следующих образовательных областях:социально-коммуникативное развитие (дети учатся взаимодействовать в системе: ребенок – кукла; дети – кукла; ребенок -дети);познавательное развитие (развиваются навыки координации зрительного восприятия и движений рук; творческое мышление; понимание причинно-следственных связей (как получится, если сделать так; формируются представления о свойствах материалов, текстиля, о цветах);физическое развитие(развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость и сила пальцев и кистей рук, ребенок получает новые тактильные ощущения;точность движений, двуручная координация, что является важным фактором общего развития), художественно-эстетическое развитие (при сборке различных деталей куклы развивается творческое воображение); речевое развитие выражается в том, что при использовании куклы (формируются навыки общения при совместной игре; дети учатся слушать педагога и понимать инструкцию;дети учатся отвечать на вопросы и др.)
Манипуляции с «ЛогоДашей» способствуют развитию таких важнейших качеств как усидчивость (довести начатое дело до конца: заплести косичку),наблюдательность, умение концентрировать внимание.
Пособие представляет собой занимательный персонаж – мягкую набивную куклу длиной 60 см, которая собирается по – принципу «конструктора» в соответствии с заданными целями.Для изготовления логопедической куклы были использованы ткани различной плотности и текстуры. Голова и туловище представляют собой наполненную синтепоном объемные формы из фетра; ноги и руки куклы представляют собой объемные круги из габардина синего, зеленого и красного цветов, которые наполнены кусочками мягкого синтепона. Для рта и губ использован фетр, язык связан из пряжи красного цвета.Волосы куклы пришиты из пряжи коричневого цвета. Все части тела куклы скрепленыкнопками. Кукла одета в сарафан из хлопкового материала, который ребенок может снять. К сарафану пришиты разнообразные детали: ремешок, пуговицы и липучкикаждый из которых решает дидактические задачи. Кукла украшена бусамииз трикотажного материала внутри которых находятся крупы (гречка, рис, манная крупа, горох). На кукле одет рюкзак, в которой хранится разнообразный дидактический материал (буквы, картинки и мелкие предметы), используемый в зависимостиот направленности предлагаемой игры.
Назначение логопедической куклы
С куклой можно заниматься как во время групповых, так и в индивидуальных формах работы с детьми. Поскольку формирование речевых навыков у каждого ребенка происходит индивидуально и требует многократных повторений, необходимо, чтобы кукла использовалась как можно чаще. Если в игровых упражнениях ребенок выполняет задания легко, быстро и правильно, это вызывает ощущение радости и удовлетворения, что является важным фактором результативности коррекционного процесса.
В играх с куклой педагог задает вопросы от ее лица, подсказывает, подбадривает и поощряет ребенка. Кукла используется в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть его на руку, другой рукой открывать - закрывать рот «ЛогоДаше», трогать зубы, язык; узнать, где находятся кончик языка, его боковые края, спинка и корень языка (сначала у игрушки, потом у себя). «ЛогоДаша» может наглядно продемонстрировать технику артикуляционной гимнастики. Например, на индивидуальных занятиях по постановке звука звука [ш], логопед придает язычку логокуклы необходимый артикуляционный уклад, приподнимая края языка к верхним зубам и придавая ему форму «чашечки».
Логопедическая игры, проводимые с «ЛогоДашей» мы условно разделили на три направления:
- Игры на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков
- Игры на совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
- Игры на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
Игры на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков
«Научи ЛогоДашу»
Педагог берет куклу и просит ребенка научить «ЛогоДашу» правильно произноситьзвук. Ребенок выступает в роли учителя, «ЛогоДаша» – в роли ученика (озвучивает педагог).
«Веселая песенка»
«А давайте научим «ЛогоДашу» петь песенку со звуком[…],начинает педагог. - Во время пения будем следить за правильным произношением звука.
Давайте споем вместе с ней! Давайте споем вместе громко (тихо, все вместе, по-одному и т.д.)»
«Твердый и мягкий»
В игре участвуют двое детей. Первому ребенку дается синий шарик - обозначающий твердый согласный звук, второму ребенку - зеленый шарик - обозначающий мягкий согласный звук. Первый ребенок всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук - твердый. Второй ребенок - предпочитает все, что начинается на мягкий звук. «ЛогоДаша» показывает детям картинки, дети называют и выбирают картинку (например, нос-нес, лук – люк).
«Слушай и повторяй за ЛогоДашей»
«ЛогоДаша» будет говорить разные слова, ты внимательно их послушай и называй только те слова, которые съедобны: Например, лук лампа, свекла; лыжи, яблоко, халва; булка, масло, колбаса; баклажан, мыло, пастила», - начинает разговор педагог.
В данных словах развивается внимание ребенка и автоматизируется звук[Л].
Вариант игры: назови слова, обозначающие диких животных, домашних животных, посуду, времена года и т.д. Наборы слов, предлагаются в зависимости от дидактической задачи на автоматизацию необходимых звуков.
«Доскажи словечко»
Педагог говорит ребёнку: «ЛогоДаша будет придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец»:
Во дворе идёт интересная иг...(ра).
Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).
Мы залезли на высокую го...(ру).
Петух потерял в драке пе...(ро).
Игры на развитие слоговой структуры слова
«Кто больше соберет?»
Педагог используя разноцветные шарики (красные, синие и зеленые) предлагает детям:
- собрать схему слога;
- добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;
- собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;
- придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д.
За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику.
«Помоги ЛогоДаше»
«Отгадайте загадку:Нет моей походки тише, и меня боятся мыши. (кот), - начинает педагог. Отгадав загадку вы сможете собрать разрезную картинку и составить из шариков схему слова, затем произнести слово и определить из скольких слогов состоит это слово.
«Отгадай слово»
«ЛогоДаша» загадывает слово и просит детей отгадать его. Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. Ребенок из предложенных картинок выбирает одну, название которой соответствует данной схеме (на столе, как варианты ответов лежат от 3 до 5 картинок).
«Длинные и короткие слова»
ЛогоДаша вслух произносит слово (озвучивает логопед), а ребенок называет его по слогам и одновременно прикрепляет шарики к друг другу.Затем подсчитывает количество шариков и отвечает, сколько слогов в данном слове. Также анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое – короче.
Игры на развитие мелкой моторики и координации
пальцев рук
«Собери гусеницу»
Педагог предлагает ребенку собрать гусеницу красного, зеленого или синего цвета.
«Угадай, что в бусинках»
Логопед предлагает ребенку рассмотреть красивые бусы «ЛогоДаши», назвать из каких цветов она состоит и узнать, что же находится внутри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...



