Программа дополнительного образования "Звуковая мозаика" (второй год обучения)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа по развитию фонематического слуха у детей с ОНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный комплекс имени П. И. Батова» Центр развития ребёнка - детский сад «Ермаковский»
«Принято»: на заседании
педагогического совета
Программа дополнительного образования
по развитию фонематического слуха у детей с ОНР.
«Звуковая мозаика»
(Второй год обучения)
Составила: воспитатель
Палочкина Елена Витальевна
Рыбинск 2025г.
Пояснительная записка.
В 2024 – 2025 учебном году мною была реализована программа кружка по развитию фонематического слуха «Звуковая мозаика». По результатам диагностики речевого развития, проведённой в конце учебного года, в разделе фонематический слух у многих детей отмечается положительная динамика: дифференцируют звуки в слогах, в словах, умеют различать на слух и правильно произносить звуки, которые раньше путали, подбирать слова с нужными звуками в начале слова и конце. Многие дети ещё затрудняются в подборе слов с нужным звуком в середине слова, есть сложности в дифференциации шипящих, свистящих звуков и правильном их использовании в связной речи. В процессе дифференциации у ребёнка развивается умение анализировать звуковой состав слова, что является важным этапом на пути к овладению чтением и письмом. Таким образом, было принято решение продолжить работу по формированию фонематического слуха в 2025 – 2026 учебном году. В рамках программы дополнительного образования «Звуковая мозаика». Опираясь на «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой, я составила рабочую программу на учебный год.
Актуальность
Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.
Принципы работы:
- индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- наглядности (разнообразие игрового материала, пособий, использование ИКТ);
- системности и последовательности;
- доступности (подача материала в игровой форме)
Цель: формирование полноценной фонематической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
- формировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов;
- на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.
Развивающие:
- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
Воспитательные:
- Воспитывать уверенность в своих силах, умение слушать друг друга, прививать навыки вежливого общения с взрослым и сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Готовность детей в дальнейшем к успешному овладению грамотой.
Организационные условия реализации программы.
Возраст детей: 5-6, 6-7 лет, дети с ОНР.
Периодичность: 2 раза в неделю по 30 минут
Форма организации кружка: группа детей из 12 человек.
Срок реализации: сентябрь – май.
Участники:
дети логопедической группы с ФФНР или ОНР III степени.
Воспитатель
Родители.
Основные направления работы:
- Диагностика – выявление уровня развития фонематического слуха в начале и конце года.
- Коррекционно-развивающие фронтальные занятия.
- Взаимодействие с учителем – логопедом.
- Работа с родителями: консультации, индивидуальные беседы, мастер-классы.
Содержание программы:
- Подготовительный этап (сентябрь)
Проведение диагностики фонематического слуха
Подбор методического и дидактического материала.
- Основной этап (октябрь – апрель)
Различение речевых звуков:
Дифференциация гласных звуков. Знакомство с йотированными гласными.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Анализ и синтез звукового состава слова: определение позиции звука в слове, деление слов на слоги.
Дифференциация смешиваемых звуков: различение парных звонких и глухих согласных «ж - ш», «з - с»
- Заключительный этап (май)
Календарно – тематический план кружка
2 год обучения
Месяц | Тема | Задачи | Методы и средства |
Сентябрь |
| Обследование речи | |
Октябрь 1-2 | Звуки [А] и [У] | Учить различать звуки на слух, узнавать звуки в слогах и словах Упражнять в правильной артикуляции звуков. Учить определять место гласных звуков в слове. Сливание гласных звуков в слог. | Д/и «Мячик мы ладошкой стук», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки». Д/у «Поймай звук А, У», «Кто спрятался, того найду» (сова – сову), «Найди пару» (аист – ананас, утка – улитка) Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка». Д/у «Где спрятался звук?» Д/и «Подбери слово к схеме» (гласные А и О в начале , середине, конце) Д/у «Звуковая дорожка» |
3-4 | Звук [О] Звуки [А], [У] повторение | Закрепление артикуляции гласного О. Развитие фонематического восприятия, слуха, силы голоса. Упражнять в подборе cлов со звуком [О]. Упражнять в сливании гласных звуков. Упражнять в определении места звука в слове. | Д/и «Тихо - громко», «Мяч передай – слово называй», «Распутай слова», «Поющие мячики» (По мячу сперва стучу, а потом его качу) Д/и «Сломанный телефон» Д/у «Звуковая дорожка» Д/и «Подбери слово к схеме» Д/и «Третий лишний» Работа с картиной «Найди слова со звуком О» |
5-6 | Звуки [И] и [Ы] Звуки [А],[У],[О] повторение | Упражнять в правильной артикуляции. Дифференциация звуков И, Ы. Упражнять в сливании гласных звуков. Упражнять в определении места звука в слове. Упражнять в написании букв. | Д/у «Один - много», «Заводные игрушки», «Измени слово» (мил – мыл), «Распутай слова» Игра «Сосчитай слова» (воспитатель читает стихотворение, а дети отсчитывают счетные палочки) Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик». Д/у «Звуковая дорожка» Д/и «Поймай гласный А, О, И, Ы» Работа в тетради. |
7-8 | Знакомство со звуком [Э] Звуки [А],[О],[У], [И],[Ы] повторение | Познакомить с его артикуляционными и акустическими способностями. Учить выделять звук из ряда гласных, в слогах, словах. Развивать фонематический слух.
Учить выделять звук из ряда гласных, в слогах, словах. Развитие графомоторных навыков. | Д/и «Здороваемся по первой букве» (Маша – М, Дима – Д) Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Ворота», «Заборчик» Игра «Поющие мячики» Д/и «Подари другу звук» (Я дарю эскимо…) Д/у «Поймай звук» Игра «Путаница» (распутай буквы и картинки) Д/у «Повтори звукоряд» |
Ноябрь 9-10 | Знакомство со звуком [Е] Повторение пройденных гласных и звука [Е] | Повторение пройденных гласных звуков. Познакомить с его акустическими и артикуляционными особенностями. Ввести понятие «йотированный звук». Дифференциация звуков [Е] [Э]. Закрепить понятие «йотированный звук», упражнять в дифференциации [Е] и [Э]. | Д/и «Третий лишний» (аист, утка , апельсин) Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка», «Качели», «Горка» Игра «Где живёт Е ?»(начало, середина, конец) – работа со схемой и фишками. Физкультминутка «Ёжик» Дифференциация звуков «Один звук, два звука» (игра с карточками): еда, енот, экран, эскимо. Работа в тетради со схемой (обозначь цветом место звука в слове) Д/и «Третий лишний» Д/и «Продолжи фразу» (с йотированным звуком Е). На столе стоит ….еда, под окном растёт …ель, в норе живёт ..енот. |
11-12 | Знакомство со звуком [Ё] Повторение пройденного. | Повторение пройденных гласных звуков. Познакомить с его акустическими и артикуляционными особенностями. Дифференциация [Е] и [Ё] | Д/у «Третий лишний» (экран, эскимо, енот) Игра «Отгадай загадку», «Секреты звука Ё» (характеристика звука: [Й] [О]_- на схеме 2 кружочка: зеленый и красный) Артикуляционная гимнастика «Хоботок – улыбка», «Качели», «Барабанщик», «Широкий язычок» Физкультминутка «Ёжик» Игра «Накорми ёжика яблоками» (яблоки с картинками) Игра «Один звук, два звука» (с цветными фишками и картинками) Д/и «Где живёт звук» Д/у «Повтори звукоряд» |
13-14 | Повторение пройденных гласных Е и Ё. Закрепление пройденного материала. | Повторение пройденных йотированных гласных звуков: Е, Ё. Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. | Д/у «Поющие мячики» Д/у «Мячик мы ладошкой стук, если слышим гласный звук… » Артикуляционная гимнастика: «Хоботок - улыбка», «Качели» Физкультминутки «Карусели» и «Ёжик» Игра «Накорми енота и ёжика» (яблоки с картинками) Работа со схемой и фишками. Работа в тетради. Упражнение «Напиши первый звук»
|
15-16 | Знакомство со звуком [Ю] Игры на закрепление пройденного материала. | Повторение пройденных йотированных гласных звуков: Е, Ё. Знакомство со звуком [Ю], его особенностями. Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух. | Д/у «Звуковая цепочка: найди волшебный звук» (енот, ёлка, утро, апельсин, еда…) Игра «Отгадай загадку» (юла) Секреты звука Ю: слышим два звука Й и У. Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Качели», «Чистим зубы». Игра «Где живёт звук Ю ?» (работа со схемой и фишками) Физкультминутка «Юла» Игра «Посели картинки в домики» (с йотированным звуком и простым гласным) |
Декабрь 17-18 | Знакомство со звуком [Я] | Повторение пройденных йотированных звуков Е, Ё,Ю. знакомство со звуком Я, его особенностями. Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух. | Д/у «Найди волшебный звук». Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки». Секреты звука [Я]: слышим два звука Й и А. Работа со схемой и фишками. Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Качели», «Чистим зубы». Д/и «Найди пару» (яблоко – ящик, юбка – юля) Д/и «Я возьму с собой в поход» |
19-20 | Повторение пройденных гласных звуков. | Повторение всех пройденных гласных звуков. Упражнять в различении йотированных гласных из ряда гласных. Закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух. | Д/и «Кубик бросай, слово называй» (а – апельсин, у – улитка) Д/у «Сколько звуков» (два или один) поднимают карточки. Д/у «Подбери слово к схеме». (место гласного звука в слове) Артикуляционная гимнастика «Блинчик, «Часики», «Качели». Игра с парашютом «Слово слушай, не зевай – поднимай и опускай» (1зв. - Подняли, 2 зв. – опустили: ёлка – опустили, яблоко – опустили, улитка – подняли, аист – подняли…) Работа в тетради. «Цветные бусы» |
21-22 | Согласный звук С. | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать речевой слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в сливании звуков в слог. | Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок» Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой. Д/у «Большой и маленький насос» (твердый и мягкий) – синие и зелёные фишки. Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов) Составление схемы к словам: место звука в слове – ананас, сок, носок. Д/и «Где живет звук» (игра с картинками) Д/у «Кубик бросай, слог читай» |
23-24 | Согласный звук З. | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. | Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок» Характеристика: Есть преграда, горлышко вибрирует: согласный звонкий. Д/у «Большой и маленький комарик» (твердый и мягкий) З’ - сидят, З – летают. Д/и «Посели предметы в домики» (синие и зелёные) зонт, ваза, зима, корзина, коза, заноза, изюм. Чтение стихотворения А. Барто «Резиновая Зина». Дети называют все слова со звуком З. |
25-26 | Звуки С и З. | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. | Характеристика звуков: С – глухой, воздух идёт холодной струйкой, З – звонкий, тёплая струйка. Свистящие звуки. Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Качели», «Чистим зубки». Д/и с мячом «Какой звук?» (сыр, зуб, замок, насос, носок, забор, зима, сон – С или З) Проговаривание чистоговорок со звуками С и З. Игра «Кто внимательный?» (дети делятся на 2 команды, на сюжетной картине ищут слова со звуками С и З) Д/у «Продолжи слово» (СА-ни, ЗА-мок, ЗА-бор) |
Январь 27-28 | Звук К. | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. | Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок», «Чистим зубки». Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот». Дают характеристику звуку: твердый или мягкий. Д/и «Подарки для кота и кита» (дарят игрушки) Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов) Д/у «Мячик мы ладошкой стук, если слышим этот звук» Д/у «Скажи наоборот», заменяют гласный на йотированный гласный и наоборот (ма –мя, су-си, си-са) |
29-30 | Звук Г. | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. | Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Горка», «Чистим зубки» Характеристика: Есть преграда, горлышко вибрирует: согласный звонкий. Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов) Д/и «Найди слова со звуком Г» (дети на слух в стихотворениях ищут слова) Подвижная игра «Займи свой домик» (синий или зелёный) Д/и «Где спрятался звук?» (начало , середина, конец) Д/и «Сломанный телефон» Чтение слогов. |
31-32 | Звуки К и Г. | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги. | Характеристика звуков: согласные звуки, К – глухой, Г – звонкий. Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Молоточек», «Чистим зубки». Д/у «Поймай звук, слог, слово» Д/у «Третий лишний» (слог: ка, ка, гу; кот, кит, год) Д/и «Распутай слова» (ЛОМОТОК, ШОКЛА, …) Д/и «Помоги Коле и Гале собрать игрушки» (две корзины К и Г). Чтение слогов. |
Февраль 33-34 | Звук Д | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. | Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопатка», «Чистим зубки», «Качели». Характеристика: Есть преграда, горлышко вибрирует: согласный звонкий. Дыхательное упр. «Ветерок» Д/у «Поймай звук» Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С) Д/у «Где спрятался звук?» Физкультминутка «Строим дом» Д/и «Собери слово из звуков» Чтение слогов. |
35-36 | Звук Т | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Правильная артикуляция звука. Язык упирается в верхние зубы, сильный короткий выдох. Артикуляционная гимнастика: «Молоток», «Заборчик», «Чистим зубки», «Качели», «Бублик». Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой. Д/у «Поймай звук» (среди звуков, слогов, слов). Д/у «Исправь ошибку» (на столе стоит том, забиваем гвозди молоком…) Д/и «Купи одежду для Тани» Подвижная игра «Слоговые паровозики» (стоя друг за другом, шагают вперёд, отсчитывая слоги) Чтение слогов. |
37-38 | Звуки Д и Т | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги. | Характеристика звуков: согласные звуки, Т – глухой, Д – звонкий. Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Молоточек», «Чистим зубки». Д/у «Поймай звук» Д/и «Скажи наоборот» (дочка – точка, уточка – удочка, тушь – душ, дом – том) Игра творческая «Волшебный карандаш» (на листе, разделённом пополам, рисуют круг, если - Д, треугольник, если - Т) Физкультминутка «Строим дом» Д/и «Слоговые домики» Игра «Кто позвал» Д/и «Продолжи слово на слог…» |
39-40 | Звук Ж | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Правильная артикуляция звука. Язык поднимается за верхние зубы и образует чашечку, воздух выходит через щель. Согласный, звонкий. Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр». Характеристика: Есть преграда, горлышко вибрирует: согласный звонкий. Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С) Д/у «Поймай звук» Д/и «Нарисуй жужжалку» (рисуют букву Ж на листе, только тогда, когда услышат её в слове) Д/и «Засели предметы в вагончики» (1, 2, 3слога) Чтение слогов. |
Март 41-42 | Звук Ш | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Правильная артикуляция. Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой. Артикуляционная гимнастика: Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр». Игра «Эхо» Д/у «Где спрятался звук?» Д/и «Закончи предложение» (Мишка под сосной нашёл …, Мама связала теплый…, Мышь боится…) Д/и «Третий лишний» Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» Д/и «Зацепи вагончики» (ма –ша, ша – ры, ры –ба) Игра с зашумлёнными картинками «Найди букву» |
43-44 | Звуки Ж и Ш. | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, расставлять ударение. | Характеристика звуков: Ж – согласный звонкий, Ш – согласный глухой. Артикуляционная гимнастика: Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр». Игры на дифференциацию: Д/у «Поймай звук» (среди звуков, в слогах, в словах) Д/и «Третий лишний» Работа со слоговой структурой: Д/и «Палочки - считалочки» Д/и «Волшебный магазин» (Я покупаю ма-ши-ну, 3 слога. Или «купи игрушку со звуком Ш в середине и 3 слогов») Д/и «Где прячется ударение?» Чтение слогов. |
45-46 | Звуки Б и П. | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, ставить ударение. | Характеристика звуков: Б – согласный звонкий, П – согласный глухой. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Взрыв шарика», «Лопнем пузырик». Д/и «Ловим свои звуки» (у одних детей палочки, у других мячи: если слышим звук П – стучат палочки, если Б – стучат по мячику) Д/и «Посели предметы в домик» Д/и «Продолжи слово» (БА..нан, БА..ран, БА…рабан, ПА… па) П/и «Беркуты и пеликаны». Если нужный слышим звук – заводи скорее круг» Беркуты, услышав, слово со звуком Б, быстро встают в круг, Пеликаны замирают и наоборот) Работа в тетради. |
47-48 | Звук В и Ф | Дифференциация звуков по звучанию и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, ставить ударение. | Характеристика звуков: В – согласный звонкий, Ф – согласный глухой. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Чистим зубки», «Лопатка». Д/и «Ловим свои звуки» (у одних детей палочки, у других мячи: если слышим звук В – стучат палочки, если Ф – стучат по мячику) Работа со слоговой структурой: Д/и «Палочки - считалочки» «Третий лишний» Д/у «Где прячется ударение?» (называют ударный звук: фо –наааарь- а) П/и «Вороны и филин». Птицы сидят, воспитатель называет слова со звуками В или Ф, если слышим звук В – вороны летают, если слышим звук Ф – вороны садятся и замирают, филин летает. Чтение слогов. |
Апрель 49-50 | Звук М | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Характеристика звука: есть преграда, губы – согласный, горло вибрирует – звонкий. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье» Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов). Д/у «Что у Мишки в мешке?» (угадывают на ощупь предмет со звуком М и делят его на слоги) Д/у «Засели предметы в домики» (в начале, середине , в конце) Стихотворение «Мухомор», З. Александрова. Дети считают слова со звуком М, и на каждое слово рисуют на листе конфетку для Мишки. Д/у «Повтори ритм» |
Апрель 51-52 | Звук Л | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Характеристика звука: есть преграда, губы – согласный, горло вибрирует – звонкий. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Иголочка», «Часики». Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов). Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С) Игра-соревнование «Найди слова со звуком Л» (2 команды по очереди называют слова) Д/у «Место звука в слове» (ставят фишку на схеме) П/и «Ходит, плавает, летает» (если в слове звук Х – идём на месте, если П – плывём, если Л – машем руками). Д/и «Позови слово». |
53-54 | Звук Ц | Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги. | Характеристика звука: есть преграда, зубы – согласный, горло не вибрирует – глухой. Артикуляционная гимнастика: «Катушка», «Горка», «Чистим зубы», «Блинчик». Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов). Д/и «Третий лишний» Д/и «Слоговые паровозики» (делают в парах столько шагов, сколько услышат слогов) Д/у «Замени первый звук на Ц» (мех – цех, сель – цель, ларь – царь, мена – цена, свет – цвет, лапка – цапка) Д/и «Большой - маленький» (масло – маслице) Игра «Я кладу себе в ларец, что кончается на ЕЦ» (молодец, леденец) |
55-56 | Итоговое занятие | Закрепление пройденного материала. | Индивидуальное выполнение заданий на рабочих листах. |
Картотека игр на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух — это способность различать и анализировать звуки речи (фонемы), что является базовой предпосылкой для овладения грамотной речью, чтением и письмом . У детей подготовительной логогруппы его развитие особенно важно, так как к 5-6 годам они должны уметь определять: наличие или отсутствие звука в слове, его местоположение, подбирать слова на заданный звук и овладевать навыками звукового анализа и синтеза. Отсутствие этого навыка ведёт к трудностям в обучении: дисграфии, дислексии, низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.
Данная картотека объединяет игры из различных источников и предназначена для использования логопедами, воспитателями и родителями. Игры сгруппированы по целям и уровню сложности.
1. Игры для различения неречевых звуков и развития слухового внимания.
Эти игры подготавливают слуховое восприятие к дифференциации речевых звуков.
«Угадай, что звучит?»
Цель: Развитие слухового внимания, умения узнавать неречевые звуки.
Оборудование: Ширма, различные звучащие предметы и игрушки (бубен, колокольчик, погремушка, барабан, бумага, молоточек и т.д.).
Ход игры: Взрослый за ширмой издает звуки разными предметами. Дети должны отгадать, что прозвучало. Игра усложняется за счет увеличения количества предметов и уменьшения контрастности звуков .
«Где звенит?» (Звуковая локализация)
Цель: Развитие умения определять направление звука.
Оборудование: Колокольчик или любая другая звучащая игрушка.
Ход игры: Ребенку завязывают глаза. Взрослый тихо звонит в колокольчик с разных сторон от ребенка (спереди, сзади, сверху, справа, слева). Ребенок должен указать рукой направление, откуда доносится звук. Для детей старше можно просить называть направление словами: «слева», «справа».
«Тишина»
Цель: Тренировка умения различать неречевые звуки в окружающей обстановке.
Ход игры: Дети сидят с закрытыми глазами 1-2 минуты, внимательно прислушиваясь к звукам за окном, в коридоре, в соседней комнате. После этого они по очереди рассказывают, что услышали (шум машин, пение птиц, шаги, разговор, скрип двери и т.д.).
«Громко — тихо»
Цель: Учить различать силу звука.
Ход игры: Дети идут по кругу. Под громкую музыку на носочках, под тихую - приседают и двигаются «гусиным шагом». Можно использовать барабан. На громкий удар - топать ногами, на тихий - шагать на месте на носочках.
2. Игры для различения высоты, силы, тембра голоса.
Эти игры помогают детям улавливать тонкие изменения в речи, что важно для различения интонации и смысловых оттенков.
«Узнай по голосу»
Цель: Различение тембра голоса.
Ход игры: Вариант 1: Ребенок становится спиной к группе. Кто-то из детей зовет его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал. Вариант 2: Взрослый меняет высоту голоса, подражая персонажам сказки «Три медведя» (Михайло Иванович — низкий голос, Настасья Петровна — средний, Мишутка — высокий). Ребенок определяет, кто говорит.
«Близко — далеко»
Цель: Различение силы голоса.
Ход игры: Взрослый издает звук (например, «у-у-у», изображая гудок парохода). Если взрослый говорит громко — пароход близко, если тихо — далеко. Ребенок должен определять и показывать соответствующей картинкой или движением .
3. Игры для дифференциации речевых звуков (фонем)
Эти игры направленны непосредственно на развитие фонематического слуха.
«Эхо»
Цель: Точное слуховое восприятие и воспроизведение звуков, слогов, слов.
Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, как эхо, точно повторяют. Начинать нужно с простых цепочек (например, са-ша), постепенно переходя к более сложным (например, са-ша-са, ша-са-ша) .
«Хлопни — топни» («Поймай звук»)
Цель: Выделение заданного звука из потока других звуков.
Ход игры: Взрослый договаривается с детьми: «Хлопните в ладоши, если услышите звук [С]». Далее он произносит ряд звуков: [С], [Ш], [З], [С], [Щ], [С]... Аналогично игра проводится со слогами (са, за, ша, ца, са...) и словами (сом, шар, зайка, суп, жук...). Усложнение: дать два задания (на звук [С] — хлопнуть, на звук [Ш] — топнуть) .
«Поймай слово» («Живая Азбука»)
Цель: Выделение слов с заданным звуком из речевого потока.
Оборудование: Карточки с буквами или картинки-символы звуков.
Ход игры: Взрослый называет слова. Дети «ловят» слова с заданным звуком (хлопком, поднятием карточки). Например, поймать слова со звуком [Ш]: машина, сумка, шапка, кошка, шкаф, собака.
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: Определение общего звука в словах.
Ход игры: Взрослый произносит 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук (например, коза, медуза, роза, незабудка — общий звук [З]). Ребенок должен этот звук назвать. Звук нужно произносить утрированно.
«Испорченный телефон»
Цель: Развитие точного слухового восприятия и умения передавать звуковую структуру слова.
Ход игры: Дети сидят в ряду. Первый ребенок тихо говорит на ухо соседу слово. Сосед передает его следующему и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух. Часто оно искажается. Затем дети все вместе анализируют, на каком этапе и какая ошибка произошла (какой звук был заменен).
«Путаница» («Не ошибись»)
Цель: Различение слов, близких по звуковому составу.
Ход игры: Взрослый показывает картинку и четко называет ее: «Вагон». Затем говорит: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы хлопайте, когда услышите ошибку». Далее произносит: Вагон — вакон — фагон — вагом — фагом .
4. Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза.
Эти игры готовят детей к грамотному письму и чтению, формируя умение сознательно анализировать звуковую структуру слова.
«Определи место звука в слове»
Цель: Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: «Звуковая линейка» (полоска, разделенная на три части) или три коробки со схемами.
Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку и просит определить, где находится заданный звук. Ребенок кладет картинку в соответствующую коробку или ставит фишку на нужный участок линейки. Например, определить место звука [С] в словах санки (начало), лиса (середина), лес (конец).
«Собери игрушки» / «Разложи картинки»
Цель: Тренировка в определении места заданного звука в слове.
Оборудование: Набор игрушек или картинок, три коробки с наклеенными схемами (начало, середина, конец).
Ход игры: Ребенок берет игрушку, называет ее и определяет, в какую коробку ее положить, в зависимости от позиции заданного звука.
«Цепочка слов»
Цель: Развитие звукового анализа (определение первого и последнего звука).
Ход игры: Взрослый говорит первое слово (например, аист). Следующий ребенок должен придумать слово, которое начинается на последний звук предыдущего (аист — тарелка — арбуз — зонт...). Можно использовать картинки.
«Сколько звуков?»
Цель: Развитие количественного звукового анализа.
Оборудование: Кубик с разным количеством точек на гранях, картинки.
Ход игры: Ребенок бросает кубик. Выпавшее число показывает, сколько звуков должно быть в слове. Ребенок должен среди картинок на столе найти слово с таким количеством звуков.
«Поймай песенку слова» («Назови по порядку»)
Цель: Формирование последовательного звукового анализа.
Ход игры: Взрослый предлагает послушать «песенку слова» — произнести его по звукам, интонационно выделяя каждый (сссссон, мммммышка). Затем ребенок сам пробует «спеть песенку» заданного слова и назвать звуки по порядку (д, о, м).
«Заколдованное слово»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Ход игры: Взрослый рассказывает сказку о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и они не знают, из каких звуков состоят. Дети-«спасители» должны правильно назвать все звуки по порядку, чтобы «расколдовать» слово (например, яблоко — [й'], [а], [б], [л], [о], [к], [о]).
«Построй домики» (Слоговой анализ и синтез)
Цель: Упражнение в составлении слов из слогов.
Оборудование: Разрезные картинки-домики, на половинках которых написаны слоги.
Ход игры: Ребенок должен соединить две половинки домика так, чтобы из слогов получилось слово (КО-ШКА, СО-БАКА) .
5. Игры с использованием мяча.
Динамичные игры, которые помогают снять напряжение и поддерживают интерес детей.
«Сто вопросов — сто ответов»
Цель: Автоматизация звуков, развитие быстроты реакции.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ответ должен состоять из слов, начинающихся только на заданный звук. Пример на [И]: — Как тебя зовут? — Ира. — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир.
«Закончи слово»
Цель: Развитие умения подбирать слова на заданный слог, дифференциация звуков.
Ход игры: Взрослый бросает мяч, произнося начало слова, а ребенок заканчивает его подходящим слогом и возвращает мяч.
· Са... (ша), колба... (са), коле... (со), небе... (са)
· Мы... (ши), вопро... (сы), кало... (ши)
Заключение и рекомендации.
Развитие фонематического слуха - длительный и систематический процесс. Представленные игры следует проводить ежедневно, интегрируя их в структуру занятий и в свободную деятельность детей. Через месяц регулярных занятий результаты станут заметны: дети начнут лучше слышать и корректировать собственное произношение, лучше анализировать звуковой состав слова.
Начинайте с более простых игр на различение неречевых звуков, постепенно переходя к дифференциации фонем.
Чередуйте виды деятельности, включая подвижные игры с мячом и спокойные настольные игры с картинками.
Используйте наглядный материал (картинки, символы звуков, схемы) — это делает задание понятным и конкретным для ребенка.
Создавайте положительную эмоциональную атмосферу. Хвалите ребенка даже за маленькие успехи.
Данная картотека — ваш надежный помощник в подготовке детей к успешному школьному обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель программы: формирование ...
Программа дополнительного образования «Дошколенок и компьютер» (Обучение дошкольников элементам компьютерной графики)
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...

Программа дополнительного образования дошкольников по раннему обучению азам шахматной игры детей от 3 до 7 лет «Юный шахматист»
Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от т3 до 7 лет азам шахматной игры "Юный шахматист" имеет социальную - педагогическую направленность разработана в соответствии с...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.
Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...




