Программа дополнительного образования "Звуковая мозаика" (второй год обучения)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Палочкина Елена Витальевна

Программа по развитию фонематического слуха у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zvukovaya_mozaika_2_god.docx83.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный комплекс имени П. И. Батова» Центр развития ребёнка  - детский сад «Ермаковский»

«Принято»: на заседании

педагогического совета

Программа дополнительного образования  

по развитию фонематического слуха у детей  с  ОНР.

«Звуковая мозаика»

(Второй год обучения)

Составила: воспитатель

Палочкина Елена Витальевна

Рыбинск 2025г.

Пояснительная записка.

В 2024 – 2025 учебном году мною была реализована программа кружка по развитию фонематического слуха «Звуковая мозаика». По результатам диагностики речевого развития, проведённой в конце учебного года, в разделе фонематический слух у многих детей отмечается положительная динамика: дифференцируют звуки в слогах, в словах, умеют различать на слух и правильно произносить звуки, которые раньше путали, подбирать слова с нужными звуками в начале слова и конце. Многие дети ещё затрудняются в подборе слов с нужным звуком в середине слова, есть сложности в дифференциации шипящих, свистящих звуков и правильном их использовании в связной речи. В процессе дифференциации у ребёнка развивается умение анализировать звуковой состав слова, что является важным этапом на пути к овладению чтением и письмом.  Таким образом, было принято решение продолжить работу по формированию фонематического слуха в 2025 – 2026 учебном году. В рамках программы дополнительного образования «Звуковая мозаика». Опираясь на «Программу    коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой, я составила  рабочую программу на учебный год.

Актуальность

Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.

 Принципы работы:

  • индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • наглядности (разнообразие игрового материала, пособий, использование ИКТ);
  • системности и последовательности;
  • доступности (подача материала в игровой форме)

 Цель: формирование полноценной фонематической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
  • формировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово  из слогов;
  • на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Развивающие:

  • развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

Воспитательные:  

  • Воспитывать уверенность в своих силах, умение слушать друг друга, прививать навыки вежливого общения с взрослым и сверстниками.

Ожидаемые результаты:

Готовность детей в дальнейшем к успешному овладению грамотой.

Организационные условия реализации программы.

Возраст детей: 5-6, 6-7 лет, дети с ОНР.

Периодичность: 2 раза в неделю по 30 минут

Форма организации кружка: группа детей из 12 человек.

Срок реализации: сентябрь – май.

Участники: 

дети логопедической группы с ФФНР или ОНР III степени.

Воспитатель

Родители.

Основные направления работы:

  • Диагностика – выявление уровня развития фонематического слуха в начале и конце года.
  • Коррекционно-развивающие фронтальные занятия.
  • Взаимодействие с учителем – логопедом.
  • Работа с родителями: консультации, индивидуальные беседы, мастер-классы.

Содержание программы:

  1. Подготовительный этап (сентябрь)

Проведение диагностики фонематического слуха

Подбор методического и дидактического материала.

  1. Основной этап (октябрь – апрель)

Различение речевых звуков:

Дифференциация гласных звуков. Знакомство с йотированными гласными.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Анализ и синтез звукового состава слова: определение позиции звука в слове, деление слов на слоги.

Дифференциация смешиваемых звуков: различение парных звонких и глухих согласных «ж - ш», «з - с»

  1. Заключительный этап (май)

Календарно – тематический план кружка

2 год обучения

Месяц

Тема

Задачи

Методы и средства

Сентябрь

 

Обследование речи

Октябрь

1-2

Звуки [А] и [У]

Учить различать звуки на слух, узнавать звуки в слогах и словах

Упражнять в правильной артикуляции звуков.

Учить определять место гласных звуков в слове. Сливание гласных звуков в слог.

 Д/и «Мячик мы ладошкой стук»,

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки».

Д/у «Поймай звук А, У», «Кто спрятался, того найду» (сова – сову), «Найди пару» (аист – ананас, утка – улитка)

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».

Д/у «Где спрятался звук?»

Д/и «Подбери слово к схеме» (гласные А и О в начале , середине, конце)

Д/у «Звуковая дорожка»

3-4

Звук [О]

Звуки [А], [У]

повторение

Закрепление артикуляции гласного О. Развитие фонематического восприятия, слуха, силы голоса.

Упражнять в подборе cлов со звуком [О]. 

Упражнять в сливании гласных звуков.

Упражнять в определении места звука в слове.

 Д/и «Тихо - громко», «Мяч передай – слово называй», «Распутай слова», «Поющие мячики» (По мячу сперва стучу, а потом его качу)

Д/и «Сломанный телефон»

Д/у «Звуковая дорожка»

Д/и «Подбери слово к схеме»

Д/и «Третий лишний»

Работа с картиной «Найди слова со звуком О»

5-6

Звуки [И] и [Ы]

Звуки [А],[У],[О]

повторение

Упражнять в правильной артикуляции.

Дифференциация звуков И, Ы.

Упражнять в сливании гласных звуков.

Упражнять в определении места звука в слове. Упражнять в написании букв.

Д/у «Один  - много», «Заводные игрушки», «Измени слово» (мил – мыл), «Распутай слова»

Игра «Сосчитай слова» (воспитатель читает стихотворение, а дети отсчитывают счетные палочки)

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик».

Д/у «Звуковая дорожка»

Д/и «Поймай гласный А, О, И, Ы»

Работа в тетради.

7-8

Знакомство со звуком [Э]

Звуки [А],[О],[У],

[И],[Ы]

повторение

 Познакомить с его артикуляционными и акустическими способностями. Учить выделять звук из ряда гласных, в слогах, словах. Развивать фонематический слух.

 

Учить выделять звук из ряда гласных, в слогах, словах. Развитие графомоторных навыков.

Д/и «Здороваемся по первой букве»

(Маша – М, Дима – Д)

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Ворота», «Заборчик»

Игра «Поющие мячики»

Д/и «Подари другу звук»  (Я дарю эскимо…)

Д/у «Поймай звук»

Игра  «Путаница» (распутай буквы и картинки)

Д/у «Повтори звукоряд»

 Ноябрь

9-10

 Знакомство со звуком [Е]

Повторение пройденных гласных и звука [Е]

Повторение пройденных гласных звуков. Познакомить с его акустическими и артикуляционными особенностями. Ввести понятие «йотированный звук». Дифференциация звуков [Е] [Э].

Закрепить понятие «йотированный звук», упражнять в дифференциации [Е] и [Э].

Д/и «Третий лишний» (аист, утка , апельсин)

Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка», «Качели», «Горка»

Игра «Где живёт Е ?»(начало, середина, конец) – работа со схемой и фишками.

Физкультминутка «Ёжик»

Дифференциация звуков «Один звук, два звука» (игра с карточками): еда, енот, экран, эскимо.

Работа в тетради со схемой (обозначь цветом место звука в слове)

Д/и «Третий лишний»

Д/и «Продолжи фразу» (с йотированным звуком Е). На столе стоит ….еда, под окном растёт …ель, в норе живёт ..енот.

11-12

Знакомство со звуком [Ё]

Повторение пройденного.

Повторение пройденных гласных звуков. Познакомить с его акустическими и артикуляционными особенностями.

Дифференциация  [Е] и [Ё]

Д/у «Третий лишний» (экран, эскимо, енот)

Игра «Отгадай загадку», «Секреты звука Ё» (характеристика звука: [Й] [О]_-  на схеме 2 кружочка: зеленый и красный)

Артикуляционная гимнастика «Хоботок – улыбка», «Качели», «Барабанщик», «Широкий язычок»

Физкультминутка «Ёжик»

Игра «Накорми ёжика яблоками» (яблоки с картинками)

Игра «Один звук, два звука» (с цветными фишками и картинками)

Д/и «Где живёт звук»

Д/у «Повтори звукоряд»

13-14

Повторение пройденных гласных Е и Ё.

Закрепление пройденного материала.

Повторение пройденных йотированных гласных звуков: Е, Ё.

Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове.

Д/у «Поющие мячики»

Д/у «Мячик мы ладошкой стук, если слышим гласный звук… »

Артикуляционная гимнастика: «Хоботок - улыбка», «Качели»

Физкультминутки «Карусели» и «Ёжик»

Игра «Накорми енота и ёжика»

(яблоки с картинками)

Работа со схемой и фишками.

Работа в тетради.

Упражнение «Напиши первый звук»

 

15-16

Знакомство со звуком [Ю]

Игры на закрепление пройденного материала.

Повторение пройденных йотированных гласных звуков: Е, Ё. Знакомство со звуком [Ю], его особенностями.  

Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух.

Д/у «Звуковая цепочка: найди волшебный звук» (енот, ёлка, утро, апельсин, еда…)

Игра «Отгадай загадку» (юла)

Секреты звука Ю: слышим два звука Й и У.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Качели», «Чистим зубы».

Игра «Где живёт звук Ю ?» (работа со схемой и фишками)

Физкультминутка «Юла»

Игра «Посели картинки в домики» (с йотированным звуком и простым гласным)

Декабрь

17-18

Знакомство со звуком [Я]

Повторение пройденных йотированных звуков Е, Ё,Ю. знакомство со звуком Я, его особенностями. Закрепить понятие «йотированный звук», закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух.

Д/у «Найди волшебный звук».

Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки».

Секреты звука [Я]: слышим два звука Й и А. Работа со схемой и фишками.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Качели», «Чистим зубы».

Д/и «Найди пару»  (яблоко – ящик, юбка – юля)

Д/и «Я возьму с собой в поход»

19-20

Повторение пройденных гласных звуков.

Повторение всех пройденных гласных звуков. Упражнять в различении йотированных гласных из ряда гласных. Закреплять умение работать со схемой, находить место звука в слове. Развивать фонематический слух.

Д/и «Кубик бросай, слово называй» (а – апельсин, у – улитка)

Д/у «Сколько звуков» (два или один) поднимают карточки.

Д/у «Подбери слово к схеме». (место гласного звука в слове)

Артикуляционная гимнастика «Блинчик, «Часики», «Качели».

Игра с парашютом «Слово слушай, не зевай – поднимай и опускай» (1зв.  - Подняли, 2 зв. – опустили: ёлка – опустили, яблоко – опустили, улитка – подняли, аист – подняли…)

Работа в тетради. «Цветные бусы»

21-22

Согласный звук С.

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать речевой слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в сливании звуков в слог.

Правильная артикуляция звука.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок»

Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой.

Д/у «Большой и маленький насос» (твердый и мягкий) – синие и зелёные фишки.

Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов)

Составление схемы к словам: место звука в слове – ананас, сок, носок.

Д/и «Где живет звук» (игра с картинками)

Д/у «Кубик бросай, слог читай»

23-24

Согласный звук З.

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове.

Правильная артикуляция звука.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок»

Характеристика: Есть преграда, горлышко  вибрирует: согласный звонкий.

Д/у «Большой и маленький комарик» (твердый и мягкий) З’  - сидят, З – летают.

Д/и «Посели предметы в домики» (синие и зелёные) зонт, ваза, зима, корзина, коза, заноза, изюм.

Чтение стихотворения А. Барто «Резиновая Зина». Дети называют все слова со звуком З.

25-26

Звуки С и З.

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие.

Характеристика звуков: С – глухой, воздух идёт холодной струйкой, З – звонкий, тёплая струйка. Свистящие звуки. Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Качели», «Чистим зубки».

Д/и с мячом «Какой звук?» (сыр, зуб, замок, насос, носок, забор, зима, сон – С или З)

Проговаривание чистоговорок со звуками С и З.

Игра «Кто внимательный?» (дети делятся на 2 команды, на сюжетной картине ищут слова со звуками С и З)

Д/у «Продолжи слово» (СА-ни, ЗА-мок, ЗА-бор)

 Январь

27-28

Звук К.

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове.

Правильная артикуляция звука.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Непослушный язычок», «Чистим зубки».

Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот». Дают характеристику звуку: твердый или мягкий. Д/и «Подарки для кота и кита» (дарят игрушки)

Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов)

Д/у «Мячик мы ладошкой стук, если слышим этот звук»

Д/у «Скажи наоборот»,  заменяют гласный на йотированный гласный и наоборот (ма –мя, су-си, си-са)

29-30

Звук Г.

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове.

Правильная артикуляция звука.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Горка», «Чистим зубки»

Характеристика: Есть преграда, горлышко  вибрирует: согласный звонкий.

Д/и «Поймай звук» (в ряду звуков, слогов, слов)

Д/и «Найди слова со звуком Г» (дети на слух в стихотворениях ищут слова)

Подвижная игра «Займи свой домик» (синий или зелёный)

Д/и «Где спрятался звук?» (начало , середина, конец)

Д/и «Сломанный телефон»

Чтение слогов.

31-32

Звуки К и Г.

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие.

Упражнять в делении на слоги.

Характеристика звуков: согласные звуки, К – глухой, Г – звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Молоточек», «Чистим зубки».

Д/у «Поймай звук, слог, слово»

Д/у «Третий лишний» (слог: ка, ка, гу; кот, кит, год)

Д/и «Распутай слова» (ЛОМОТОК, ШОКЛА, …)

Д/и «Помоги Коле и Гале собрать  игрушки» (две корзины К и Г).

Чтение слогов.

Февраль

33-34

Звук Д

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове.

Правильная артикуляция звука.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопатка», «Чистим зубки», «Качели».

Характеристика: Есть преграда, горлышко  вибрирует: согласный звонкий.

Дыхательное упр. «Ветерок»

Д/у «Поймай звук»

Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С)

Д/у «Где спрятался звук?»

Физкультминутка «Строим дом»

Д/и «Собери слово из звуков»

Чтение слогов.

35-36

Звук Т

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Правильная артикуляция звука. Язык упирается в верхние зубы, сильный короткий выдох.

Артикуляционная гимнастика: «Молоток», «Заборчик», «Чистим зубки», «Качели», «Бублик».

Характеристика: Есть преграда, горлышко не вибрирует: согласный глухой.

Д/у «Поймай звук» (среди звуков, слогов, слов).

Д/у «Исправь ошибку» (на столе стоит том, забиваем гвозди молоком…)

Д/и «Купи одежду для Тани»

Подвижная игра «Слоговые паровозики» (стоя друг за другом, шагают вперёд, отсчитывая слоги)

Чтение слогов.

37-38

Звуки Д и Т

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги.

Характеристика звуков: согласные звуки, Т – глухой, Д – звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Молоточек», «Чистим зубки».

Д/у «Поймай звук»

Д/и «Скажи наоборот» (дочка – точка, уточка – удочка, тушь – душ, дом – том)

Игра творческая «Волшебный карандаш» (на листе, разделённом пополам, рисуют круг, если - Д, треугольник, если -  Т)

Физкультминутка «Строим дом»

Д/и «Слоговые домики»

Игра «Кто позвал»

Д/и «Продолжи слово на слог…»

39-40

Звук Ж

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Правильная артикуляция звука. Язык поднимается за верхние зубы и образует чашечку, воздух выходит через щель. Согласный, звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».

Характеристика: Есть преграда, горлышко  вибрирует: согласный звонкий.

Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С)

Д/у «Поймай звук»

Д/и «Нарисуй жужжалку» (рисуют букву Ж на листе, только тогда, когда услышат её в слове)

Д/и «Засели предметы в вагончики» (1, 2, 3слога)

Чтение слогов.

Март

41-42

Звук Ш

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Правильная артикуляция. Характеристика: Есть преграда, горлышко  не вибрирует: согласный глухой.

Артикуляционная гимнастика: Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».

Игра «Эхо»

Д/у «Где спрятался звук?»

Д/и «Закончи предложение» (Мишка под сосной нашёл …, Мама связала теплый…, Мышь боится…)

Д/и «Третий лишний»

Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»

Д/и «Зацепи вагончики» (ма –ша, ша – ры, ры –ба)

Игра с зашумлёнными картинками «Найди букву»

43-44

Звуки Ж и Ш.

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, расставлять ударение.

Характеристика звуков: Ж – согласный звонкий, Ш – согласный глухой.

Артикуляционная гимнастика: Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».

Игры на дифференциацию:

Д/у «Поймай звук» (среди звуков, в слогах, в словах)

Д/и «Третий лишний»

Работа со слоговой структурой:

Д/и «Палочки - считалочки»

Д/и «Волшебный магазин» (Я покупаю ма-ши-ну, 3 слога. Или «купи игрушку со звуком Ш в середине и 3 слогов»)

Д/и «Где прячется ударение?»

Чтение слогов.

45-46

Звуки Б и П.

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, ставить ударение.

Характеристика звуков: Б – согласный звонкий, П – согласный глухой.

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Взрыв шарика», «Лопнем пузырик».

Д/и «Ловим свои звуки» (у одних детей палочки, у других мячи: если слышим звук П – стучат палочки, если Б – стучат по мячику)

Д/и «Посели предметы в домик»

Д/и «Продолжи слово» (БА..нан, БА..ран, БА…рабан, ПА… па)

П/и  «Беркуты и пеликаны». Если нужный слышим звук – заводи скорее круг» Беркуты, услышав, слово со звуком Б, быстро встают в круг, Пеликаны замирают и наоборот)

Работа в тетради.

47-48

Звук В и Ф

Дифференциация звуков по звучанию  и по артикуляции. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие. Упражнять в делении на слоги, ставить ударение.

Характеристика звуков: В – согласный звонкий, Ф – согласный глухой.

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка - хоботок», «Чистим зубки», «Лопатка».

Д/и «Ловим свои звуки» (у одних детей палочки, у других мячи: если слышим звук В – стучат палочки, если Ф – стучат по мячику)

Работа со слоговой структурой:

Д/и «Палочки - считалочки»

«Третий лишний»

Д/у «Где прячется ударение?» (называют ударный звук: фо –наааарь- а)

П/и  «Вороны и филин». Птицы сидят, воспитатель называет слова со звуками В или Ф, если слышим звук В – вороны летают, если слышим звук Ф – вороны садятся и замирают, филин летает.

Чтение слогов.

Апрель

49-50

Звук М

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Характеристика звука: есть преграда, губы – согласный, горло вибрирует – звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье»

Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов).

Д/у «Что у Мишки в мешке?» (угадывают на ощупь предмет со звуком М и делят его на слоги)

Д/у «Засели предметы в домики» (в  начале, середине , в конце)

Стихотворение «Мухомор», З. Александрова. Дети считают слова со звуком М, и на каждое слово рисуют на листе конфетку для Мишки.

Д/у «Повтори ритм»

Апрель

51-52

Звук Л

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Характеристика звука: есть преграда, губы – согласный, горло вибрирует – звонкий.

Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Иголочка», «Часики».

Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов).

Д/у «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки, а согласный слышат звук – раздаётся только стук» (А, У, Г, О, К, А, Ё, З, С)

Игра-соревнование «Найди слова со звуком Л» (2 команды по очереди называют слова)

Д/у «Место звука в слове» (ставят фишку на схеме)

П/и «Ходит, плавает, летает» (если в слове звук Х – идём на месте, если П – плывём, если Л – машем руками).

Д/и «Позови слово».

53-54

Звук Ц

Упражнять в правильной артикуляции звука. Упражнять в умении  давать характеристику звуку. Развивать фонематический  слух, внимание и речевое дыхание. Определение места звука в слове. Упражнять в делении на слоги.

Характеристика звука: есть преграда, зубы – согласный, горло не вибрирует – глухой.

Артикуляционная гимнастика: «Катушка», «Горка», «Чистим зубы», «Блинчик».

Д/и «Поймай звук» (в ряду зв., слогов, слов).

Д/и «Третий лишний»

Д/и «Слоговые паровозики» (делают в парах столько шагов, сколько услышат слогов)

Д/у «Замени первый звук на Ц» (мех – цех, сель – цель, ларь – царь, мена – цена, свет – цвет, лапка – цапка)

Д/и «Большой - маленький» (масло – маслице)

Игра «Я кладу себе в ларец, что кончается на ЕЦ» (молодец, леденец)

55-56

Итоговое занятие

Закрепление пройденного материала.

Индивидуальное выполнение заданий на рабочих листах.

Картотека игр на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух — это способность различать и анализировать звуки речи (фонемы), что является базовой предпосылкой для овладения грамотной речью, чтением и письмом . У детей подготовительной логогруппы его развитие особенно важно, так как к 5-6 годам они должны уметь определять: наличие или отсутствие звука в слове, его местоположение, подбирать слова на заданный звук и овладевать навыками звукового анализа и синтеза. Отсутствие  этого навыка ведёт к трудностям в обучении: дисграфии, дислексии, низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.
Данная картотека объединяет игры из различных источников и предназначена для использования логопедами, воспитателями и родителями. Игры сгруппированы по целям и уровню сложности.


🎮1. Игры для различения неречевых звуков и развития слухового внимания.

Эти игры подготавливают слуховое восприятие к дифференциации речевых звуков.

«Угадай, что звучит?»


Цель: Развитие слухового внимания, умения узнавать неречевые звуки.
Оборудование: Ширма, различные звучащие предметы и игрушки (бубен, колокольчик, погремушка, барабан, бумага, молоточек и т.д.).
Ход игры: Взрослый за ширмой издает звуки разными предметами. Дети должны отгадать, что прозвучало. Игра усложняется за счет увеличения количества предметов и уменьшения контрастности звуков .



«
Где звенит?» (Звуковая локализация)


Цель: Развитие умения определять направление звука.
Оборудование: Колокольчик или любая другая звучащая игрушка.
Ход игры: Ребенку завязывают глаза. Взрослый тихо звонит в колокольчик с разных сторон от ребенка (спереди, сзади, сверху, справа, слева). Ребенок должен указать рукой направление, откуда доносится звук. Для детей старше можно просить называть направление словами: «слева», «справа».



«Тишина»

Цель: Тренировка умения различать неречевые звуки в окружающей обстановке.
Ход игры: Дети сидят с закрытыми глазами 1-2 минуты, внимательно прислушиваясь к звукам за окном, в коридоре, в соседней комнате. После этого они по очереди рассказывают, что услышали (шум машин, пение птиц, шаги, разговор, скрип двери и т.д.).



«Громко — тихо»


Цель: Учить различать силу звука.


Ход игры: Дети идут по кругу. Под громкую музыку на носочках, под тихую  - приседают и двигаются «гусиным шагом». Можно использовать барабан.  На громкий удар - топать ногами, на тихий - шагать на месте на носочках.



🧠2. Игры для различения высоты, силы, тембра голоса.



Эти игры помогают детям улавливать тонкие изменения в речи, что важно для различения интонации и смысловых оттенков.



«Узнай по голосу»



Цель: Различение тембра голоса.


Ход игры: Вариант 1: Ребенок становится спиной к группе. Кто-то из детей зовет его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал. Вариант 2: Взрослый меняет высоту голоса, подражая персонажам сказки «Три медведя» (Михайло Иванович — низкий голос, Настасья Петровна — средний, Мишутка — высокий). Ребенок определяет, кто говорит.

«Близко — далеко»



Цель: Различение силы голоса.


Ход игры: Взрослый издает звук (например, «у-у-у», изображая гудок парохода). Если взрослый говорит громко — пароход близко, если тихо — далеко. Ребенок должен определять и показывать соответствующей картинкой или движением .


🔤3. Игры для дифференциации речевых звуков (фонем)



Эти игры направленны непосредственно на развитие фонематического слуха.

«Эхо»

Цель: Точное слуховое восприятие и воспроизведение звуков, слогов, слов.
Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, как эхо, точно повторяют. Начинать нужно с простых цепочек (например, са-ша), постепенно переходя к более сложным (например, са-ша-са, ша-са-ша) .

«Хлопни — топни» («Поймай звук»)



Цель: Выделение заданного звука из потока других звуков.
Ход игры: Взрослый договаривается с детьми: «Хлопните в ладоши, если услышите звук [С]». Далее он произносит ряд звуков: [С], [Ш], [З], [С], [Щ], [С]... Аналогично игра проводится со слогами (са, за, ша, ца, са...) и словами (сом, шар, зайка, суп, жук...). Усложнение: дать два задания (на звук [С] — хлопнуть, на звук [Ш] — топнуть) .

«Поймай слово» («Живая Азбука»)



Цель: Выделение слов с заданным звуком из речевого потока.
Оборудование: Карточки с буквами или картинки-символы звуков.
Ход игры: Взрослый называет слова. Дети «ловят» слова с заданным звуком (хлопком, поднятием карточки). Например, поймать слова со звуком [Ш]: машина, сумка, шапка, кошка, шкаф, собака.



«Какой звук есть во всех словах?»



Цель: Определение общего звука в словах.
Ход игры: Взрослый произносит 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук (например, коза, медуза, роза, незабудка — общий звук [З]). Ребенок должен этот звук назвать. Звук нужно произносить утрированно.



«Испорченный телефон»



Цель: Развитие точного слухового восприятия и умения передавать звуковую структуру слова.
Ход игры: Дети сидят в ряду. Первый ребенок тихо говорит на ухо соседу слово. Сосед передает его следующему и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух. Часто оно искажается. Затем дети все вместе анализируют, на каком этапе и какая ошибка произошла (какой звук был заменен).



«Путаница» («Не ошибись»)



Цель: Различение слов, близких по звуковому составу.
Ход игры: Взрослый показывает картинку и четко называет ее: «Вагон». Затем говорит: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы хлопайте, когда услышите ошибку». Далее произносит: Вагон — вакон — фагон — вагом — фагом .


📊4. Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза.

Эти игры готовят детей к грамотному письму и чтению, формируя умение сознательно анализировать звуковую структуру слова.



«Определи место звука в слове»



Цель: Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: «Звуковая линейка» (полоска, разделенная на три части) или три коробки со схемами.


Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку и просит определить, где находится заданный звук. Ребенок кладет картинку в соответствующую коробку или ставит фишку на нужный участок линейки. Например, определить место звука [С] в словах санки (начало), лиса (середина), лес (конец).



«Собери игрушки» / «Разложи картинки»



Цель: Тренировка в определении места заданного звука в слове.
Оборудование: Набор игрушек или картинок, три коробки с наклеенными схемами (начало, середина, конец).

Ход игры: Ребенок берет игрушку, называет ее и определяет, в какую коробку ее положить, в зависимости от позиции заданного звука.



«Цепочка слов»


Цель: Развитие звукового анализа (определение первого и последнего звука).
Ход игры: Взрослый говорит первое слово (например, аист). Следующий ребенок должен придумать слово, которое начинается на последний звук предыдущего (аист — тарелка — арбуз — зонт...). Можно использовать картинки.



«Сколько звуков?»



Цель: Развитие количественного звукового анализа.
Оборудование: Кубик с разным количеством точек на гранях, картинки.
Ход игры: Ребенок бросает кубик. Выпавшее число показывает, сколько звуков должно быть в слове. Ребенок должен среди картинок на столе найти слово с таким количеством звуков.



«Поймай песенку слова» («Назови по порядку»)



Цель: Формирование последовательного звукового анализа.
Ход игры: Взрослый предлагает послушать «песенку слова» — произнести его по звукам, интонационно выделяя каждый (сссссон, мммммышка). Затем ребенок сам пробует «спеть песенку» заданного слова и назвать звуки по порядку (д, о, м).



«Заколдованное слово»



Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Ход игры: Взрослый рассказывает сказку о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и они не знают, из каких звуков состоят. Дети-«спасители» должны правильно назвать все звуки по порядку, чтобы «расколдовать» слово (например, яблоко — [й'], [а], [б], [л], [о], [к], [о]).



«Построй домики» (Слоговой анализ и синтез)



Цель: Упражнение в составлении слов из слогов.
Оборудование: Разрезные картинки-домики, на половинках которых написаны слоги.
Ход игры: Ребенок должен соединить две половинки домика так, чтобы из слогов получилось слово (КО-ШКА, СО-БАКА) .


📝5. Игры с использованием мяча.



Динамичные игры, которые помогают снять напряжение и поддерживают интерес детей.

«Сто вопросов — сто ответов»


Цель: Автоматизация звуков, развитие быстроты реакции.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ответ должен состоять из слов, начинающихся только на заданный звук. Пример на [И]: — Как тебя зовут? — Ира. — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир.

«Закончи слово»



Цель: Развитие умения подбирать слова на заданный слог, дифференциация звуков.
Ход игры: Взрослый бросает мяч, произнося начало слова, а ребенок заканчивает его подходящим слогом и возвращает мяч.
· Са... (ша), колба... (са), коле... (со), небе... (са)


· Мы... (ши), вопро... (сы), кало... (ши)




📋 
💎Заключение и рекомендации.



  Развитие фонематического слуха - длительный и систематический процесс. Представленные игры следует проводить ежедневно, интегрируя их в структуру занятий и в свободную деятельность детей. Через месяц регулярных занятий результаты станут заметны: дети начнут лучше слышать и корректировать собственное произношение, лучше анализировать звуковой состав слова.


Начинайте с более простых игр на различение неречевых звуков, постепенно переходя к дифференциации фонем.


Чередуйте виды деятельности, включая подвижные игры с мячом и спокойные настольные игры с картинками.


Используйте наглядный материал (картинки, символы звуков, схемы) — это делает задание понятным и конкретным для ребенка.


Создавайте положительную эмоциональную атмосферу. Хвалите ребенка даже за маленькие успехи.


Данная картотека — ваш надежный помощник в подготовке детей к успешному школьному обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)

В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...

Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)

Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей  дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель  программы: формирование ...

Программа дополнительного образования «Дошколенок и компьютер» (Обучение дошкольников элементам компьютерной графики)

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Программа дополнительного образования дошкольников по раннему обучению азам шахматной игры детей от 3 до 7 лет «Юный шахматист»

Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от т3 до 7 лет азам шахматной игры "Юный шахматист" имеет социальную - педагогическую направленность разработана в соответствии с...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.

Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...