Развитие речи во время прогулки
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Молчанова Инна Александровна

     Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша.

     Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок  накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.

     Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество). Чем еще привлекательны прогулки для развития речи, так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас ребенка, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

     Как это делается?

     Как бы вы ни проводили время с детьми на улице, где бы вы с ними ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к детям, была понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями.

А придя после прогулки домой, можно для сравнения ощущений предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

      Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Будет замечательно, если вы пофантазируете, чьи они? Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

      Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники; поменьше - щебенка, галька. Вообще, камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно), просто настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками).

      Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий.

       Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

      Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего чада. Машины можно рассматривать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, землечерпалки, подъемные краны.

      Во время прогулки в парке, сквере, в лесу, разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются: «Смотри, какой большой листик у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на этом дереве – березе. Посмотри, какое интересное дерево береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый. Поэтому березу и называют белоствольная

      Ваш рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому вы должны стараться строить простые, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее) постигать звуки родной речи, особенности ее звучания.

        Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме.

       Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира. Речь дает возможность не только понимать, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_vo_vremya_progulki.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи во время прогулки

     Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша.

     Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок  накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.

     Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество). Чем еще привлекательны прогулки для развития речи, так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас ребенка, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

     Как это делается?

     Как бы вы ни проводили время с детьми на улице, где бы вы с ними ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к детям, была понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями.

А придя после прогулки домой, можно для сравнения ощущений предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

      Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Будет замечательно, если вы пофантазируете, чьи они? Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

      Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники; поменьше - щебенка, галька. Вообще, камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно), просто настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками).

      Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий.

       Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

      Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего чада. Машины можно рассматривать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, землечерпалки, подъемные краны.

      Во время прогулки в парке, сквере, в лесу, разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются: «Смотри, какой большой листик у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на этом дереве – березе. Посмотри, какое интересное дерево береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый. Поэтому березу и называют белоствольная

      Ваш рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому вы должны стараться строить простые, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее) постигать звуки родной речи, особенности ее звучания.

        Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме.

       Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира. Речь дает возможность не только понимать, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние подвижных игр на развитие ребёнка во время прогулки в детском саду"

Материал о влиянии подвижных игр на ребёнка во время прогулки в детском саду, правильная организация прогулок....

Игры для развития связной речи во время прогулки

В консультации для родителей представлен материал о том, как превратить прогулку в интересное развивающее занятие!...

Консультация для родителей "Развитие выносливости во время прогулки"

Совместные прогулки родителей и детей в парке, сквере, детской или спортивной площадке, в лесу либо на городской площади могут быть не только совместным времяпровождением, но и увлекательными, познава...

Консультация - «Развитие речи во время прогулки»

Прогулка - это идеальное место для развития речи ребёнка. Речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают когда ребёнок играет в песочнице, наблюдает за трансп...

Консультация для родителей Развиваем речь во время прогулки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25122241","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей на тему: Развиваем речь во время прогулки.

Развитием речи нужно заниматься постоянно, но для этого совсем не обязательно усаживать малыша за стол и специально отводить время для занятий. Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять....

"Развиваем речь во время прогулки".

консультация для родителей "Развиваем речь во время прогулки"....