Семинар – практикум «Составление загадок с применением технологии ТРИЗ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
На семинаре педагоги освоят методики составления загадок старшими дошкольниками с помощью принципов ТРИЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Составление загадок с применением технологии ТРИЗ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений через освоение методов составления загадок с использований технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Задачи:
- Познакомить с методикой составления загадок, стимулирующих развитие воображения, нестандартного мышления и познавательной активности.
- Развивать умения педагогов применять игровые формы с детьми посредством загадки – творчества. Повысить уровень педагогического мастерства участников путём освоения новых форм активации познавательного интереса воспитанников.
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Как, вы уже знаете, что теория решения изобретательских задач одна из самых интересных методик. А знаете почему? Потому что там есть противоречия. Благодаря инструментам ТРИЗ мы можем ясно сформулировать противоречие, оценить свое решение и даже научить этому детей дошкольного возраста. И, сегодня я хочу вас познакомить, как данная методика работает в обучении детей составлению загадок. Давайте вспомним, что же такое загадки? (ответы педагогов).
Загадка – жанр устного народного творчества, короткое произведение, в котором вместо предмета или явления называются его признаки или действия. Загадка – выражение, требующее разгадки, краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание и составление загадок развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, развивает речь детей. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у более сообразительных дошкольников как бы само собой. Другая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов. Знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе.
I этап начинаем со знакомства с помощниками - анализаторами: «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу». Дети находят простейшие сходства с помощью игровых упражнений, учатся сравнивать предметы «На что похоже». На следующем II этапе дети составляют загадки по моделям.
Сегодня я познакомлю с методикой придумывания загадок, которая описана в книге Аллы Александровны Нестеренко «Модели составления загадок для детей школьного возраста». Данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников, в адаптированном варианте. Обучение детей составлению загадок можно начинать с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. ( Вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки, и предлагаю педагогам составить загадку про какой-либо объект).
Модель 1. Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар).
Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Блестящий, Монета. Шипящий Вулкан. Круглый Арбуз. Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | "Как" или "Но не". | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета | |
Шипящий | Проснувшийся вулкан | |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар:
Блестящий, как начищенная монета, Шипящий, как проснувшийся вулкан, Круглый, как спелый арбуз.
Модель 2. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик? Пыхтит, собирает, семенит. - Пыхтит как кто или что? Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение"). - Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). - Собирает как жадина (сравнение на "занижение"). - Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение"). - Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Что делает? | "Как" или "Но не". | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | сломанный чайник | |
Собирает | жадина | |
Семенит | старый гном |
Составление загадки про ежика с приемом "занижение": Пыхтит, но не сломанный чайник, Собирает, но не жадина, Семенит, как старый гном.
Модель 3. На что похоже? Чем отличается?
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Составление загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
На что похоже? | "Но без" или "Но на". | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды | |
Дом | Нет окон | |
Зонтик | На толстой ножке |
Получилась загадка: Похож на мужичка, но без бороды. Похож на дом, но без окон. Похож на зонтик, но на толстой ножке.
Практическая часть: - Давайте сейчас попробуем составить свои загадки по этим таблицам. Педагоги делятся на 3 группы, им раздаются листы с таблицами, картинки - объекты и алгоритм работы с загадками. (Приложение№1)
Педагоги по таблицам и опорным картинкам составляют загадки.
Литература:
- Нестеренко А.А. «Модели составления загадок для детей школьного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы - весны гонцы" с применением технологии ТРИЗ
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы ...

Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."
Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Составление сказок морально - этического типа с применением технологии ТРИЗ
Конспект НОД по развитию речи "Составление сказок морально- этического типа по технологии ТРИЗ" в подготовительной группе...

Семинар - практикум"Составление загадок с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"
Данный семинар – практикум предназначен для педагогов, раскрывает модели составления и обучения составления загадок с детьми по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Составление загадок не...

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"
Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....



