"Звук и буква А" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Оборина Ольга Геннадьевна

Конспект занятия с играми, фонетическими и дидактическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия119.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ "Академическая гимназия №56 им. М. Б. Пильдес" г. Санкт-Петербург Дошкольное отделение

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Звук и буква А»

Разработан:

Обориной О.Г.

г. Санкт-Петербург

2025-2026 уч.

Цель: формирование пространственных представлений и развитие артикуляции звука «А» у детей 5-6 лет.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

  1. Научить четко произносить звук «А»

  1. Научить выделять звук «А» в ударной позиции в начале и в конце слова.

  1. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

  1. Закрепление определений значения слов «буква» и «звук».

Предварительная работа: повторение чистоговорок со звуком и буквой «У», упражнения на мимику, дыхательные упражнения, ознакомление с иллюстрациями.

Ход занятия:

- «Здравствуйте ребята! Сегодня к Вам пришел новый звук, чтобы с ним познакомится, узнать, как мы его будем называть, ответьте, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов? : Август, Аист, Адрес, Арбуз.»

(Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А])

- «Правильно – это звук [А], давайте научимся правильно его произносить»

Взрослый показывает ребенку и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

  • губки в спокойном состоянии;
  • ротик открыт широко;
  • язычок спокойно лежит во рту;
  • горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

(Ребенок правильно произносит звук [А], а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку)).

- « Кто помнит, что такое звук?»

Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Фонетические упражнения.

Воспитатель просит ребенка:

  • показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
  • что просит сказать врач, когда осматривает горло? - A-A-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
  • самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

- «А вот и первая игра, Вам, ребята, нужно назвать лишнее слово в ряду,

(то, которое не начинается на звук [A]):

- апельсин, артист, суп, актер;

- акула, бок, арбуз, аптека;

- автобус, алый, армия, жук.

-«Вы так хорошо справляетесь, давайте еще сыграем?»

«Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой,

Руки - полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

- «Молодцы! Отлично справляетесь. Наш звук [A] гласный и обозначается он красным цветом. Сейчас наш звук будет прятаться, а мы будем его искать! Возьмите красную карточку перед вами и если Вы услышите звук [A] в начале слова – поднимите карточку вверх, а если в конце – положите карточку на стол.

Август, лиса, аист, рука, пила, аптека… .

Дидактическое упражнение.

- «И так, давайте посмотрим сколько Вы вспомните слов, на звук [A].

Транспорт: автобус, автомобиль... ; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: актер, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей... (Лучше вспомнить ребят из группы).

- «Теперь, чтобы наверняка запомнить наши слова, давайте вклеим в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра,

А для волка — кожура.

На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.

Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

Учим чистоговорки:

«А-а-а — шире ротик, детвора.»

«А-а-а — у меня болит нога.»

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Знакомство с буквой «А»

Буква – это то, что мы видим и пишем.

«Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.»

В. Ковшиков

- «На что еще похожа буква А?» (На ракету, крышу дома...)

-«Давайте попробуем ее повторить вместе! Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Анализ звукокомплексов:

- «Что мы кричим, заблудившись в лесу? (АУ)»

- «Что кричит малыш, когда плачет? (УА)»

- «Какой первый звук ты слышишь?»

- «Какой второй звук ты слышишь?»

- «Давайте теперь выложим схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных карточек.»

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Рефлексия

- « Ребята, посмотрите перед собой, вспомните сколько всего вы сегодня сделали и кто к нам сегодня приходил знакомится? Да, звук и буква [A].

Что такое звук?

Что такое буква?

А что Вам понравилось больше всего? Почему? »

(Ответы детей)

Воспитатель: - « Ребята, Вы сегодня отлично справились! Запомните нашего нового друга и обязательно находите новые слова со звуком «А» вокруг себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Развитие навыков звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуково...

Консультация для родителей «Зеркальное написание букв у детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей по решению проблемы зеркального письма...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...