"Звук и буква А" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия с играми, фонетическими и дидактическими упражнениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ "Академическая гимназия №56 им. М. Б. Пильдес" г. Санкт-Петербург Дошкольное отделение
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Звук и буква А»
Разработан:
Обориной О.Г.
г. Санкт-Петербург
2025-2026 уч.
Цель: формирование пространственных представлений и развитие артикуляции звука «А» у детей 5-6 лет.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
- Научить четко произносить звук «А»
- Научить выделять звук «А» в ударной позиции в начале и в конце слова.
- Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
- Закрепление определений значения слов «буква» и «звук».
Предварительная работа: повторение чистоговорок со звуком и буквой «У», упражнения на мимику, дыхательные упражнения, ознакомление с иллюстрациями.
Ход занятия:
- «Здравствуйте ребята! Сегодня к Вам пришел новый звук, чтобы с ним познакомится, узнать, как мы его будем называть, ответьте, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов? : Август, Аист, Адрес, Арбуз.»
(Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А])
- «Правильно – это звук [А], давайте научимся правильно его произносить»
Взрослый показывает ребенку и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
- губки в спокойном состоянии;
- ротик открыт широко;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
(Ребенок правильно произносит звук [А], а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку)).
- « Кто помнит, что такое звук?»
Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Фонетические упражнения.
Воспитатель просит ребенка:
- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
- что просит сказать врач, когда осматривает горло? - A-A-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
- «А вот и первая игра, Вам, ребята, нужно назвать лишнее слово в ряду,
(то, которое не начинается на звук [A]):
- апельсин, артист, суп, актер;
- акула, бок, арбуз, аптека;
- автобус, алый, армия, жук.
-«Вы так хорошо справляетесь, давайте еще сыграем?»
«Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
Руки - полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
- «Молодцы! Отлично справляетесь. Наш звук [A] гласный и обозначается он красным цветом. Сейчас наш звук будет прятаться, а мы будем его искать! Возьмите красную карточку перед вами и если Вы услышите звук [A] в начале слова – поднимите карточку вверх, а если в конце – положите карточку на стол.
Август, лиса, аист, рука, пила, аптека… .
Дидактическое упражнение.
- «И так, давайте посмотрим сколько Вы вспомните слов, на звук [A].
Транспорт: автобус, автомобиль... ; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: актер, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей... (Лучше вспомнить ребят из группы).
- «Теперь, чтобы наверняка запомнить наши слова, давайте вклеим в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра,
А для волка — кожура.
На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.
Учим чистоговорки:
«А-а-а — шире ротик, детвора.»
«А-а-а — у меня болит нога.»
Упражнение для развития координации речи с движениями:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Знакомство с буквой «А»
Буква – это то, что мы видим и пишем.
«Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.»
В. Ковшиков
- «На что еще похожа буква А?» (На ракету, крышу дома...)
-«Давайте попробуем ее повторить вместе! Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Анализ звукокомплексов:
- «Что мы кричим, заблудившись в лесу? (АУ)»
- «Что кричит малыш, когда плачет? (УА)»
- «Какой первый звук ты слышишь?»
- «Какой второй звук ты слышишь?»
- «Давайте теперь выложим схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных карточек.»
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).
Рефлексия
- « Ребята, посмотрите перед собой, вспомните сколько всего вы сегодня сделали и кто к нам сегодня приходил знакомится? Да, звук и буква [A].
Что такое звук?
Что такое буква?
А что Вам понравилось больше всего? Почему? »
(Ответы детей)
Воспитатель: - « Ребята, Вы сегодня отлично справились! Запомните нашего нового друга и обязательно находите новые слова со звуком «А» вокруг себя».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект тематического занятия "Звуки зимнего леса" для детей старшего дошкольного возраста.
Для молодых специалистов....

Развитие навыков звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуково...

Консультация для родителей «Зеркальное написание букв у детей старшего дошкольного возраста»
Рекомендации для родителей по решению проблемы зеркального письма...
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...
- Мне нравится (1)
