Использование мнемотаблиц по народным сказкам как средство развития речи у детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Казакова Галина Владимировна

Дети раннего возраста особенные и требуют индивидуализированного подхода к обучению и развитию. На этом этапе важно не только заложить основы знаний, но и развивать такие важные навыки, как речь и мышление. Одним из эффективных средств работы в данном направлении являются мнемотаблицы, основанные на народных сказках. Эта статья посвящена практическому опыту использования мнемотаблицы для развития речи у детей раннего возраста через народные сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц по народным сказкам как средство развития речи у детей раннего возраста

Подготовил воспитатель I категории:

Казакова Галина Владимировна

Введение

Дети раннего возраста особенные и требуют индивидуализированного подхода к обучению и развитию. На этом этапе важно не только заложить основы знаний, но и развивать такие важные навыки, как речь и мышление. Одним из эффективных средств работы в данном направлении являются мнемотаблицы, основанные на народных сказках. Эта статья посвящена практическому опыту использования мнемотаблицы для развития речи у детей раннего возраста через народные сказки.

Цели и задачи

Основной целью использования мнемотаблицы является развитие речевой активности детей и обогащение их словарного запаса. Задачи, которые решаются в процессе работы с мнемотаблицами, включают:

1. Повышение интереса к чтению и аудированию сказок.

2. Развитие навыков восприятия и пересказа.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Формирование навыков диалога и монолога.

Методология

В работе использовались следующие методы и подходы:

1. «Сказкотерапия»: использование сказок для развития эмоционального интеллекта и социальной адаптации.

2. «Визуальные опоры»: мнемотаблицы как средство визуализации сюжета и персонажей сказок.

3. «Игровые технологии»: использование игровых форм и методов для повышения интереса детей.

Практические примеры

1. «Создание мнемотаблиц»: Для каждой народной сказки (например, "Репка", "Колобок", "Теремок") создаются мнемотаблицы, на которых изображены персонажи, ключевые моменты сюжета и основные события. Эти таблицы демонстрируются детям во время чтения сказки или после её пересказа, что помогает им лучше запомнить и понять материал.

2. «Пересказ по мнемотаблицам»: После знакомства с сказкой дети, используя мнемотаблицы, последовательно рассказывают её, опираясь на изображения. Это помогает развивать их речь, структуру повествования и логику.

3. «Интерактивные игры»: Введение игр, в которых дети должны угадать героев сказки по рисункам на мнемотаблицах, либо завершить фразы, основываясь на представленных визуальных опорах.

4. «Создание собственных историй»: Дети, основываясь на знакомых персонажах из мнемотаблицы, разрабатывают новые сюжеты, что способствует развитию творческого мышления и речи.

Результаты

Использование мнемотаблицы в работе с детьми раннего возраста дало положительные результаты:

- Повышение активности детей на занятиях и в процессе пересказа.

- Улучшение речевых навыков и обогащение лексикона.

- Формирование умения структурировать свои мысли и повествование.

- Развитие творческих способностей и воображения.

Заключение

Применение мнемотаблиц по народным сказкам в работе с детьми раннего возраста является эффективным инструментом для развития речи, повышения интереса к чтению и обогащения словарного запаса. Важно помнить, что на этапе раннего детства закладываются основы речевого развития, которое будет оказывать влияние на дальнейшее обучение и социализацию ребенка. Использование визуальных опор, таких как мнемотаблицы, делает процесс обучения увлекательным и доступным для детей, что в свою очередь способствует их всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Русская народная сказка как средство развития речи у детей раннего возраста

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, учат детей передовать своё настроение с  помощью эмоций, жестолв, мимикой лица, учат детей работать в команде и договариваться....

Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста

Хочу представить опыт моей работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностя...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста» Сказка «Курочка Ряба»

Цель моей методической разработки: развитие устной речи у детей посредством театральной деятельности (по русской народной сказке «Курочка Ряба»).Задачи:Образовательные: учить детей внимате...

Статья на тему: "Сказка как средство развития речи у детей раннего возраста".

laquo;Без сказки нельзя представить детства… Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский. Сказка неотде...

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»...