Развитие межполушарного взаимодействия (материал для педагогов)
консультация по развитию речи

Введение

Развитие взаимодействия между полушариями мозга у детей с тяжёлыми нарушениями речи имеет особое значение. Это помогает улучшить речевые навыки, внимание и память, что способствует успешному обучению и развитию коммуникации у таких детей. Важно использовать специальные методы, которые учитывают уровень интеллектуальных возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)"

Теоретическая часть

Межполушарное взаимодействие — это процесс, при котором левое и правое полушария мозга работают вместе. Такая работа улучшает речь, помогает лучше воспринимать и запоминать информацию, развивает мышление и координацию движений.

Дети с ТНР имеют сложные речевые и когнитивные трудности. У них нарушена речь, часто отсутствует правильное произношение звуков, затруднено понимание речи и построение предложений. Из-за снижения координации движений и нарушенного взаимодействия полушарий дети испытывают сложности в выполнении тонких и крупных движений, что влияет на развитие речи и обучения.

Для развития межполушарного взаимодействия и улучшения речи у детей с ТНР применяются простые и доступные методы:

Двигательные упражнения: ползание, движения рук и пальцев, ловля мячей, простые игры с координацией глаза и руки. Эти упражнения помогают укрепить связь между полушариями.

Ритмические упражнения: повторение простых ритмов с хлопками или топаньем, сопровождение речи ритмическими движениями рук.

Арт-терапия: рисование обеими руками, раскрашивание, лепка из пластилина, игры с песком для развития моторики и координации.

Массаж и тактильные стимуляции: лёгкий массаж пальцев и рук, использование различных по текстуре материалов для сенсорной стимуляции.

Все упражнения выполняются в игровой форме, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка, что повышает мотивацию и эффективность занятий.

Примеры упражнений для развития межполушарного взаимодействия

Двигательные упражнения

  • Ползание по полу вперед и назад для координации движения рук и ног.
  • Ловля и передача мяча двумя руками — бросание и ловля большого мягкого мяча.
  • Разминка пальцев рук — сгибание и разгибание пальцев поочередно каждой руки.
  • Перебирание мелких предметов (бусины, крупная крупа) обеими руками.

Ритмические упражнения

  • Хлопки и топанье в такт простой музыке или речевому тексту.
  • Постукивание пальцами по левой и правой руке по очереди с одновременным проговариванием слогов.

Арт-терапевтические упражнения

  • Рисование пальчиками на песке или манке, двуручное рисование простых узоров.
  • Раскрашивание картинок, где необходимо использовать обе руки.
  • Лепка из пластилина или глины, выполнять задания двуручно (например, сделать шарики и соединять их).

Массаж и сенсорные упражнения

  • Пальчиковый массаж поочередно каждой руки и между пальцами.
  • Игры с разными по текстуре материалами — ткань, губка, щётка.
  • Самомассаж ладоней и кистей с использованием мягких шариков или специальных массажёров.

Рекомендации для занятий

  • Занятия проводить в игровой форме, с использованием ярких материалов и предметов.
  • Продолжительность упражнений адаптировать под внимательность и физическое состояние ребёнка.
  • Регулярно менять виды упражнений для поддержания интереса.
  • По возможности включать родителей для домашнего повторения упражнений.

Приложение.

Печатные карточки с упражнениями для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, удобные для использования на занятиях в ДОУ.

Карточка 1: Двигательные упражнения

  • Ползайте по полу вперед и назад, используя руки и ноги.
  • Ловите и бросайте мягкий мяч обеими руками по очереди и вместе.
  • Делайте разминку для пальцев: сгибайте и разгибайте пальцы по очереди.
  • Перебирайте мелкие предметы (бусины, крупа) между ладонями двумя руками.

Карточка 2: Ритмические упражнения

  • Хлопайте и топайте в такт простой музыке или стихам.
  • Поочерёдно постукивайте пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги.
  • Повторяйте простые ритмические движения руками.

Карточка 3: Арт-терапия

  • Рисуйте пальцами на песке, используя обе руки одновременно.
  • Раскрашивайте картинку, стараясь использовать обе руки.
  • Лепите из пластилина шары и соединяйте их двуручно.

Карточка 4: Массаж и сенсорика

  • Делайте пальчиковый массаж каждой руки по очереди.
  • Играйтесь с материалами разной текстуры: ткань, губка, щётка.
  • Самомассаж ладоней и кистей с помощью мягких шариков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс кинезиологических упражнений «Ритмы». Практический материал для развития межполушарного взаимодействия.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, ч...

Практический материал для развития межполушарного взаимодействия. Симметричные дорожки/

      Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга &md...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Методический материал. Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. «Нейрогимнастика»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет.Межполушарное взаимодействие — особый механ...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....