Радужная дорога
методическая разработка по развитию речи

Яньшина Анна Геннадьевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2020.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 автономное учреждение  «Детский сад №116»

        

        

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Образовательная область «Развитие речи»

Тема: «Радужная дорога».

                                            Подготовил:  воспитатель Яньшина А.Г.

г. Оренбург,  2024 г.

Тема: « Радужная дорога».

         Цель:  обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.
       Задачи:

Воспитательные: воспитывать любознательность, наблюдательность;
воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Развивающие:   расширять словарный объём детей, диалогической речи,
развивать логическое мышление, закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи,  развивать моторику рук.

Образовательные: закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.

Расширять и активизировать словарный запас: продолжать активизировать в речи детей прилагательные , глаголы , существительные.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: предложение попасть в подготовительную группу.
  2. Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей среды, отгадывание загадки, опрос, постановка проблемы, беседа, вопросы, просмотр  наглядного материала, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстративного материала, комментирование, пояснения, познавательно-исследовательская деятельность,  игровая деятельность.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: задание на развитие логического мышления,  физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, игровые приемы.
  5. Приемы оценки и самооценки:поощрение, взаимопомощь детей, совместное с детьми определение качества продуктивной деятельности.

Создание среды для организации и проведения занятия: звуковой материал; иллюстрации,  картинки., веревочки разной длины, цветные конверты, медали.

Виды детской деятельности на занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно – исследовательская.

Продуктивная

Музыкально – художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

-обогащенный словарь ребенка терминологией по теме;

-повышение уровня знаний об объектах живой, неживой природы у детей, закрепление счета, расположение цветов в радужном формате;

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.Ребенок активно участвует в речевой деятельности, в обсуждении.

2. Проявляет самостоятельность.

3.Сопереживает.

4.Эмоционально реагирует.

5. Действует по правилам игры.

Интеграция образовательных областей.

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Опрос «Что мы знаем о радуге, расположении цветов в ней».

Сравнение длины, количества.

Развивать познавательный интерес детей, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие

Ведение опроса одногруппников.

 Совместный поиск решения проблемной ситуации.

 Собственное составление ответов на поставленные вопросы.

Побуждать желание откликаться на просьбу о сотрудничестве в составлении рассказа. Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднении обращаться к взрослому за помощью. Развивать игровую деятельность.

Речевое развитие

Отгадывание загадки.

Развивать речь, расширять словарный запас: существительных, глаголов, прилагательных, наречиях.

Приобщать к словесному искусству.

Развивать  умение свободно общаться  с взрослыми и детьми.

Развивать устную речь

детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи). Формировать умение делать выводы, умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное сопровождение

Зарисовка наблюдений

Приобщать к музыкальному искусству.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Развивать у детей индивидуальное самовыражение.

Учить погружаться в наблюдаемые явления.

Физическое развитие

Динамическая  пауза.

Формировать  у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развивать физические качества.

План занятия.

Вводная часть:                                                                                           2 мин

1. Музыкальное побуждение.

   Введение в проблемную ситуацию.

2. Мотивация деятельности детей:      

3. Целепологание

    Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

    Решение – возможность попасть в подготовительную группу.

Основная часть:                                                                                           20 мин

 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.                                                                                        

Актуализация ранее приобретенных знаний.

   Опрос

Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   Беседа о радуге.

   Динамическая пауза.

Самостоятельная деятельность детей:

   Работа с сюжетными иллюстрациями.

Разгадывание загадок .

Заключительная часть:                                                                                3 мин

Анализ результатов деятельности:

   Сопоставление результата с целью

 Подведение итогов:

   Обобщение полученных знаний в результате выполнения заданий.

Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

Длительность занятия                                                                                    25 мин

Ход занятия.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:                                                                                          

1. Введение в тему:

2. Мотивация деятельности детей:

3. Целепологание

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели:                                                                                        

- Актуализация ранее приобретенных знаний .

- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть:                                                                                

6.Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

 Воспитатель, переодетый в художника, встречает детей. Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто я?
Дети: Художник.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг. 
(Дети здороваются и встают в круг).
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, правильно, я художник и для вас приготовила красивую картину, которую я сама нарисовала, но сначала отгадайте загадку:
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …радуга
Вот она, смотрите!  ( изображение радуги).
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да) (Радуга исчезает.)
Воспитатель: Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу ? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Или вы мне поможете вспомнить расположение цветов радуги? (Да). 
Воспитатель: Хорошо. Воспитатель положила руки в карманы и вдруг достаёт оттуда цветные конверты 7 штук.
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.
Дети: да!
Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный! (открывают красный конверт)
Воспитатель: Читает задание
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна . ( показывает картинку о весне).
Воспитатель: Назовите месяца весны? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? (дети по очереди называют прилагательные к существительному)
Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.
Воспитатель: После, какого времени года наступила весна? (После зимы пришла весна). А какие пословицы вы знаете про весну?
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, что-то я устала… (Физминутка)
Ребята, представьте, что зимой вы были большим «Снеговиком».
Всю зиму сугроб «простоял» под большим деревом.
(дети присели в кучке с воспитателем, изображая сугроб.)
Но вот пришла весна, пригрело солнышко,
Озорные лучи защекотали снеговика
Не выдержал снеговик - рассмеялся, растаял –
Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить.
(дети разбежались по залу и сели за столы, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их? (5). А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. Рисую красную дорожку.
Воспитатель: А откуда появились ручейки весной?
Дети: Потому что стало тепло, солнце светит ярче…
Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, напугал большую кошку
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).
Воспитатель: Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги? выбирают оранжевый 2 конверт.
Воспитатель: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». В этом чудесном мешочке лежат различные предметы, которые сделаны из различных материалов. Ваша цель: выбрать и принести по одному предмету и положить к соответствующему предмету, назвать прилагательные к которым они относятся ( предметы сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла. Какие они? ) (дети выполняют задание, а в конце вызвать троих по очереди детей для проверки задания).
Воспитатель: Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.
Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите! Художник путает детей. Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт. Картинка 3 поляна с цветами, дети сели за столы
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? 
Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (нет). На сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик). И обозначьте количество, соответствующей цифрой.
Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги.
Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено? Дети выбирают зеленый конверт 4. А теперь я предлагаю отдохнуть и немного поиграть.
Дети становятся в круг. У воспитателя мяч в руках. Игра в кругу с мячом называется «Наоборот» Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч. Примерный набор слов: большой – маленький, горячий – холодный, далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, гладкий – шершавый, зимний – летний, сладкий – горький, быстрый – медленный, сильный – слабый, черный – белый, толстый – тонкий. 
Воспитатель: Появилась следующая зеленая дорожка радуги.
Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?
Воспитатель читает: «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают.
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков
- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
- солнце светит днем, а луна …. (ночью).
- ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами. 
Ребёнок рассказывает. Встают в круг, повторяют движения за ним.
В понедельник я купался, а во вторник рисовал
В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появилась следующая, голубая дорожка радуги. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6.
Д/и «Что это?». Дети должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Показ картинок на мольберте.
Яблоко. Что это? (Фрукт). Кит. Кто это? (Рыба). Береза. Что это? (Дерево). Тюльпан. Что это? (Цветок). Головной убор? (Шапка, шляпа). Кухонный прибор? (Мясорубка, миксер). Постельная принадлежность (Простыня, наволочка). Часть самолета (Крылья…) и т.д.
Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт. 
Игровое упражнение «Правильно пойдешь – клад найдешь». 
Воспитатель: Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. При помощи считалки выбирается водящий:
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает на право, и делает три шага и т.д. остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него медали и угощение.
Воспитатель: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
Воспитатель: Ребята, а что случилось сегодня с радугой? Понравилось вам помогать художнику? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?(перечисляю детей поименно, обговариваю достижения каждого).
Воспитатель: Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали, которые будут напоминать о нашей встрече.
Звучит музыка Н. Овсейчик «Радуга»
Дети:
Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
На травушку шелковую, на речку бирюзовую,
На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок
Воспитатель:
Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!

 

Художественно- эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие.

Речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радужная сказка" - развлечение

Развлечение для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром, по закреплению цветового восприятия....

Презентация "Радужные рыбки"

Введение в тему: загадка, сюрпризный момент. Беседа по теме с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра "Поймай рыбку". Физкультминутка - логоритмика. Художественное творчество детей. Выс...

"В радужной сказке - радужные краски"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству...

Досуговое мероприятие-квест на прогулке в рамках проекта «Радужная неделя» Тема: День радуги (Посадка цветов «Радужная клумба») Для детей 4-5 лет (средняя группа)

Конспект мероприятия "Радужная клумба" может быть использован воспитателями ДОУ  в рамках проекта "Радужная неделя" или как   игоровое развлекательное мероприятие-кв...

Приказ 20.04.2023г акции Георгиевская ленточка . Библиотечно-музейный центр г Радужный .Совете Ветеранов войны г Радужный

Приказ о проведении акции "Георгиевская ленточка" и поздравления Совета ветеранов с 78летием Победы в ВОВ 1941-1945. 20.04.2023г...