Инновационная технология «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (младшая группа)

Дудченко Оксана Анатольевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudchenko_oksana_anatolevna.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №3 г. Благовещенска «Надежда»

Инновационная технология

«Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки»

в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель общеобразовательной группы №30

                                      Дудченко Оксана Анатольевна

2025 год

Здравствуйте уважаемые коллеги , тема моего выступления  «Использование   Инновационной технологии «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

 Автором данной технологии является – Родина Майя Ивановна, музыкант, педагог, почетный работник общего образования РФ.  Бусоград» — это технология, или система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

     Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики.  Работа с бусами в группе обогащает коммуникативный опыт ребёнка и способствует развитию мелкой моторики и творчества. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребёнка.

      Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук и  развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка.

    В авторской разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

  Пособие поделено на 5 ступеней

от 2 до 3 лет;

от 3 до 4 лет;

от 4 до 5 лет;

от 5 до 6 лет;

от 6 до 7 лет.

   

  Цель технологии – это создание условий, способствующих развитию мелкой     моторики рук у детей, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, речевых и коммуникативных навыков.

Задачи в контексте речевого развития детей младшего дошкольного возраста:

Обогащение и активизирование словаря ребёнка. (Дети конструируют фигуры предметов (мебель, транспорт, цветы, явления природы) или живых существ, что активизирует фразовую речь и развивает образное мышление)

Развитие речевого дыхания. (Инструкция выкладывания фигурок из бусин сопровождается стихами, которые дети повторяют, что развивает память. Впоследствии они под руководством педагога начинают придумывать свои рифмовки, короткие стишки — развивается словотворчество, стихосложение)

Формирование навыков пространственной ориентировки. (При работе с бусами дети развивают ориентировку в пространстве и на плоскости (лево — право — верх — низ — середина).

Развитие психических процессов.( Технология способствует развитию мышления, внимания, памяти.)

Развитие творчества. (Дети проявляют фантазию, воображение, что способствует развитию образного мышления.)

Развитие индивидуальных качеств ребёнка. (Технология помогает развить умение работать в коллективе, быть самостоятельным в выборе решений, быть сдержанным, доброжелательным и т. д..)

 

Этапы работы с техникой «Бусоград» в речевом развитии

Iэтап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Шкатулочка»«Маятник»«Волшебная дорожка»«Маленькая горка»«Большая гора»«Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Улитка»«Кочка»«Горочка, гора»«Тарелка, лодочка, квадрат»«Тучка»«Птичка»«Цветок»«Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Парусник»«Домик» и т. п.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Волшебный дворец»«Пряничный городок»«На лесной полянке»«Морское царство» » и т. п.

Планируемый результат:

• Усовершенствование пространственных представлений;

• Развитие мелкой моторики, применяя различные методы и приемы, тренировка мышц;

• Развитие зрительного и слухового восприятия, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости, что является важным для детей, особенно с нарушением речи.

Вариативность использования технологии «Бусоград» в работе с детьми младшего дошкольного возраста захватывает все пять направлений образовательных областей

Физическое развитие

Бусы используют для выполнения  самомассажа  гимнастических упражнений

 проведения игр малой подвижности на внимание,

ориентировку в       пространстве,  зрительно- моторную координацию

Художественно-эстетическое развитие:

Художественно эстетического направления «Бусоград» способствует

развитию и закреплению знаний основных цветов и оттенков,

самовыражению восприятия музыкальных произведений,

сопереживанию персонажам литературных произведений,

реализации творческой деятельности дошкольников через конструирование, рисование бусами.

Речевое развитие

Изображение букв способствует закреплению их образов и профилактике дисграфии. Также можно играть в игры, направленные на закрепление предлогов, развитие ориентировки в пространстве и на плоскости с использованием понятий: право, лево, верх, низ, нижний правый угол и т.п.

Познавательное развитие

Применение технологии «Бусоград» в рамках познавательного развития способствует:

 развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формированию познавательных действий; развитию воображения и творческой активности;

формированию первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Дети выкладывают геометрические фигуры, как бы изнутри изучают, ощущают их, играют в игры на сравнение, используют бусы в исследовательской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Игры, которые можно использовать могут быть следующими:

«Передай бусы тому, кто…»

«Пожелания», «Комплименты»

Рисование бусами своего настроения

Выкладывание эмоций, сюжетов, картин к сказкам и составлении совместной истории.

Тематическое планирование: «Транспорт. Виды транспорта»,        «Космос», «Цветы» и т.п.

Неизменными плюсами применения данной технологии является

  • раскрытие творческого потенциала личности дошкольника
  • эмоциональное раскрепощение, снятие эмоциональных   зажимов в виде: тревоги, застенчивости, страха, агрессии.
  • возможность заметить и прожить собственные внутренние переживания
  • развитие коммуникативных навыков, социальной  адаптации

Эта технология не оставила меня равнодушной, Теперь я использую её в работе с детьми.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений с бусами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, фантазии детей.

Предлагаю вашему вниманию выполнить несколько вариантов работы с бусами.

  1. «Покатаю я в руках
    Бусинки, горошки.
    Станьте ловкими скорей,
    Пальчики, ладошки»

"Вертушка"

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой

 1 Упражнение «Бусы и шкатулочка»

 Педагог: Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?

Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)

Бусы, бусы, покатитесь,

Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)

А теперь опять сложитесь,

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).

Если изучить методическое пособие то мы увидим, что практически все упражнения начинаются с дорожки.

 2 Упражнение. «Дорожка»

Бусы в кучу соберём,

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

  1. Упражнение. «Улитка»
  2. Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку».

4 Упражнение. «Кочка, горочка, гора.»

(Растянуть из бус «ДОРОЖКУ» В центр поставить указательный палец. Потянуть цепочку пальцем по полу от себя. Сначала немного потянуть – «КОЧКА». Затем потянуть – больше – «ГОРКА», еще больше – «ГОРА».

5. Упражнение. «Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

И превратим его в «цветочек»!

А сейчас, уважаемые участники, я вам предлагаю попасть в волшебную страну сказок. Для этого я приглашаю вас к себе сесть поудобней на ковер.

( Играет тихая музыка)

Жила – была на свете фея Бусинка. Правила она городом, который называется Бусоград. Фея каждый день меняла наряды, надевала яркие бусы, браслеты и затейливые украшения. А жители города Бусоград заботились о красоте и порядке в своем городе и очень любили играть. А Бусинка была рада придумывать новые и новые игры: с песенкой и загадкой, танцем и рисунком, сказкой и театром.

Однажды утром проснулась Бусинка и отправилась гулять по городу. Пошла по ровненькой «дорожке».

(показывает «дорожку» из бус – указательными пальцами обеих рук растянуть бусы в разные стороны)

Встретила улитку.

(показывает «улитку» из бус – край «дорожки» накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая ее к бусам, оставить небольшой кончик)

Поздоровалась Бусинка с улиткой и дальше пошла мимо «кочки».

(сделать «кочку» из «дорожки», потянув цепочку пальцем от себя)

Мимо «горочки».

(сделать из «кочки» «горочку»)

И большой «горы».

(сделать из «горочки» «гору»)

Дошла Бусинка до речки, а по реке плывет «лодка».

(сделать «лодку» из «дорожки»: двумя указательными пальцами, слегка потянув к себе)

Не простая «лодка», а с «парусом».

(вертикальную «дорожку» одним пальцем отвести в бок, сделать треугольник – «парус»)

На небе показались «птички».

(из «дорожки» сделать «птичек», поставив указательный палец над цепочками бус по центру, потянуть бусы к себе)

Бусинка помахала птичкам рукой и пошла по извилистой лесной дорожке.

(сделать извилистую «дорожку»)

Забрела на цветочную полянку,

(сделать «полянку» - круг из бус)

Где росли красивые волшебные «цветы».

(сделать из круга цветок: расположить указательные пальцы по обе стороны круга, затем соединить пальцы, притягивая бусы друг к другу в середине круга, также потянуть верхнюю и нижнюю часть бус к середине, получается четырехлистник, из него можно сделать восьмилистник)

Собрала Бусинка большой букет цветов и в хорошем настроении отправилась домой.

При работе с бусами можно придумывать много разных игр и упражнений. Благодаря этим играм дети быстрее начинают чисто и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом. Одна из сильных сторон технологии — это то, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно, но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности. Я надеюсь, технология работы с бусами вам понравилась, и вы будете использовать её в своей работе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами  происходит развитие пространственн...

Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольн...

Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"

Вид: творческий, развивающий.Продолжительность: 1 год.Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.Участники проекта: дети, воспитатель. ЦЕЛЬ:Создание условий, способствующих раз...

Применение технологии "Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей раннего возраста

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Презентация "Инновационная технология «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким...