Консультация для родителей: "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Любчик-Романова Инна Валерьевна

Данный материал предназначен для проведения консультации с родителями. Целевая аудитория - родители младших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_semi_v_razvitii_rechi_rebyonka.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые
Струны. Если тронуть их умелой рукой,
Они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Поэтому каждая семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную. Отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Необходимо приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
И от того, как вы говорите, сколько времени уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Факторы успешного речевого развития детей.
• Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения
• Создавать условия для общения с другими детьми
• Речь взрослого пример для подражания
• Развитие мелкой моторики рук, ведет к развитию речи детей
• Совместные игры взрослого и ребёнка
• Чтение художественной литературы, разучивание потешек, песенок
• Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «Почему?», «Что
это?»
• Совместные выезды на природу
Правильная, хорошая речь –важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребёнку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка"

Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка"...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста."

О роли трудового воспитания в развитии нравственных качеств личности ребёнка в детском саду и дома....