Речевые игры по теме "День матери"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Речевые игры по теме "День матери" развивают фонематическое восприятие, лексико - грамматические категории и связную речь у детей с ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям и родителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для детей 5-7 лет
на тему «День Матери»
- «Я знаю пять…»
Цель: развитие умения подбирать существительные, обозначающие предметы бытового окружения.
- «Я знаю пять… женских имен … (Ирина, Елена, Полина, Лидия, Наталья)
- Я знаю пять … женских профессий … (парикмахер, повар, воспитатель, учитель, продавец)
- Я знаю пять … предметов женской одежды …(блузка, юбка, платье, шуба, шаль)
- Я знаю пять … предметов женской косметики … (помада, тушь, лак для ногтей, крем, пудра) и т.д.
2.«Мама печет пироги»
Цель: развитие навыка словообразования прилагательные от существительных.
Пирогов мы напечем,
Всех мы в гости позовем,
Самовар поставим,
Песни петь мы станем!
Мама любит печь пироги с разной начинкой.
Какие пироги напекла мама к празднику?
Пирог с капустой. — Какой пирог? — Капустный пирог.
Пирог с грибами. — Какой пирог? — Грибной пирог.
Пирог с картошкой. — Какой пирог? — Картофельный пирог.
Пирог с клубникой. — Какой пирог? — Клубничный пирог.
Пирог с яблоками. — Какой пирог? — Яблочный пирог.
Пирог с брусникой. – Какой пирог? – Брусничный пирог.
Пирог с творогом. – Какой пирог? – Творожный пирог
3. «Кто моя мама?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Если мама учит детей, значит она – учитель.
Если мама водит машину, значит она – водитель.
Если мама пишет романы, значит она писатель.
Если мама строит дома, значит она строитель.
Если мама воспитывает детей в детском саду, значит она воспитатель.
Если мама спасает людей, значит она спасатель.
Если мама изобретает новые приборы, значит она изобретатель.
Если мама любит мечтать, значит она мечтатель.
Если мама любит читать, значит она читатель.
Когда мама покупает в магазине, то она – покупатель.
4. «Делаю — сделала»
Цель: развитие умения изменять глаголы по временам.
Мама стирает белье. — Мама уже … выстирала белье.
Мама вешает белье. — Мама уже … повесила белье.
Мама готовит обед. — Мама уже … приготовила обед.
Мама пьет чай. — Мама уже … выпила чай.
Мама ест конфету. — Мама уже … съела конфету.
Мама целует дочку. — Мама уже … поцеловала дочку.
5. «Моя мама лучше!»
Цель: развитие умения образовывать сравнительную степень прилагательных.
Ход игры: Каждый ребенок любит свою маму. Он считает, что его мама самая лучшая. Однажды собрались дети и начали хвастаться друг перед другом.
Они говорили: «Моя мама красивая, а моя еще … красивее.
Моя мама ласковая, а моя еще … ласковее.
Моя мама добрая, а моя еще … добрее.
Моя мама умная, а моя еще … умнее.
Моя мама хорошая, а моя мама еще … лучше.
Моя мама модная, а моя мама еще … моднее.
Моя мама весёлая, а моя мама еще … веселее.
6. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения находить лишнее слово в ряду синонимов.
Весёлая, улыбчивая, модная, счастливая
Грустная, трудолюбивая, скучная, расстроенная
Трудолюбивая, старательная, работящая, весёлая
Добрая, модная, современная, шикарная
Усталая, добрая, понимающая, душевная
Воспитательница, учительница, читательница, продавщица
Любимая, лучшая, незаменимая, модная
Умная, ласковая, мудрая, образованная
7.«Мама варит варенье»
Цель: развитие навыка словообразования прилагательные от существительных.
Мама варит варенье из малины. Варенье какое? — малиновое.
Мама варит варенье из груш. Варенье какое? – грушевое.
Мама варит варенье из персиков. Варенье какое? – персиковое.
Мама варит варенье из яблок. Какое варенье? - яблочное.
Мама варит варенье из слив. Какое варенье? – сливовое.
Мама варит варенье из абрикосов. Какое варенье? – абрикосовое.
Мама варит варенье из брусники. Какое варенье? - брусничное.
Мама варит варенье из морошки. Какое варенье? – морошковое.
Мама варит варенье из клубники. Какое варенье? – клубничное. и т.д.
8. «Измени словечко»
Цель: развитие умения изменять существительное по падежам.
У каждого малыша есть … (мама).
Каждый человек любит свою … (маму).
На свете очень трудно жить без … (мамы).
На праздник мы дарим подарки и цветы … (маме).
Я люблю гулять со своей … (мамой).
Я очень горжусь своей … (мамой).
9. «Кто моя мама?»
Цели: формирование грамматического строя речи, закрепление знания женских профессий
Необходимо закончить предложения, назвать профессию…
Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).
Моя мама готовит еду, она ... (повариха).
Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).
Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).
Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).
Моя мама поёт, она... (певица).
Моя мама пишет картины, она... (художница).
Моя мама играет на скрипке, она … (скрипачка).
Моя мама лечит детей, она … (врач, доктор).
Моя мама доит коров, она … (доярка).
Моя мама выращивает цветы, она … (цветовод).
10. «Подарки для мамы»
Цели: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Детям предлагается придумать подарки для мам, в названиях которых есть звук [Ш] (можно предложить любой другой звук):
Шкатулка, шапка, шаль, ландыши, карандаши, шуба, шторы, варежки, книжка, шоколад и т.д.
11. «Что мама делала?»
Цель: развитие умения образовывать приставочные глаголы.
Мама из дома – … ушла.
Мама в магазин – … зашла.
Мама из магазина – … вышла.
Мама улицу – … перешла.
Мама спешила на работу.
Она из дома – выбежала,
дорогу – перебежала,
на остановку – прибежала,
в автобус – забежала,
от злой собаки – убежала…
Мама вечером с детьми играла.
Со старшим сыном в шахматы - …сыграла,
с дочкой в куклы - …поиграла,
младшего сына в шашки - …обыграла…
12. «Подбери словечко»
Какая твоя мама?
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
- умная; заботливая; добрая; ласковая; нежная; весёлая; любимая; спортивная; модная; трудолюбивая; внимательная; хорошая; щедрая и т.д.
13. «Предлоги»
Цель: развитие умения употреблять в речи предлоги.
Мама гостила у бабушки. Откуда приехала мама? (от бабушки)
Мама поставила посуду на стол. Откуда взяла мама посуду? (из шкафа)
Мама зашла за дом. Откуда потом вышла мама? (из- за дома )
Мама была на работе. Откуда пришла мама? (с работы)
Папа маме подарил цветы. Куда мама поставит букет? (в вазу).
Куда поставит мама вазу? (на стол)
Мама уронила салфетки под стол. Откуда она их достанет? (из-под стола)
14. «Распутай слова в предложении»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.
- мама, стол, на, накрывала
- стол, мама, постелила, на, скатерть
- поставила, стол, вазу, цветами, с, мама, на
- приготовила, свёклы, борщ, из, мама
- торт, праздник, мама, испекла, на
- купила, телефон, мама, новый, магазине, в
15. «Подбери слова на звук…»
Цель: развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа
- Мама приготовила обед. Все блюда на начинаются со звука «К». Какие же это блюда? (котлеты, компот, каша, курица, картошка…)
- Семья переехала в новую квартиру, покупаем в новую квартиру предметы, в названии которых есть звук «Р» (рама, кровать, телевизор, сахарница, шторы, люстра, покрывало, зеркало, компьютер…)
- Мама пришла из магазина. Какие продукты она принесла, если покупала только те, в названии которых есть звук «М»? (молоко, масло, макароны, мука, манка, крахмал, мандарины, манго, морковь…)
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Я МАМУ ЛЮБЛЮ
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это .
Весёлые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
Л. Давыдова
ВЕСЁЛОЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ
Яблоко стало невкусным.
Весёлое сделалось грустным.
Сахар — не сладкий.
Соль — не солёная.
Дождик — не мокрый.
Трава — не зелёная.
Гром на кого-то с неба ворчит...
Мама не хочет со мной разговаривать.
Мама молчит.
Пальчиковая гимнастика
КВАРТИРНАЯ СЧИТАЛКА
Мама в дом войдёт и ахнет: (Шагают пальцами обеих рук по столу.)
- Чем у нас в квартире пахнет? (Пожимают плечами.)
- Много чем, — ответим маме. - (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Раз — горелыми блинами, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)
Два — разбитыми духами,
Три — штанами в рыбьем жире...
Мама скажет:
— А четыре —
Пахнет стиркой и уборкой.
А ещё — хорошей поркой!
И. Шевчук
Текст для пересказа
МАМА
Самое лучшее слово на свете — «мама». Самая хорошая на свете мама — моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идём в детский сад, держит за руку.
Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Всё вокруг белое, наступила настоящая зима. Детей тоже много. Все катаются на ватрушках.
Мама смотрит на меня и смеётся. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.
Вопросы :
Какое самое лучшее слово на свете?
Чья мама лучше всех?
Почему мама не пошла на работу?
Что делали мамы и дети в парке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...

Речевые игры для дошкольников . Практический материал для студентов специальности "Дошкольное образование"
Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста...

Материал для папки-передвижки "Речевые игры для детей 5-6 лет"
Иллюстративный материал для оформления папки-передвижки....

Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик». Старшая - подготовительная группа. Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»
Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик».Старшая - подготовительная группа.Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»...

Методический материал по теме: «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи, звукопроизношения с использованием Лего – конструктора»
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста при помощи Лего - конструктора на групповых и индивидуальных занятиях...

Речевые игры для детей 5-7 лет на тему "День Матери"
Данная подборка была составлена в рамках изучения лексической темы "День Матери"...

Методический материал. Картотека. "Речевые игры"
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, который вызывает интерес у детей. Такие игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усва...
