Конспект занятия по «Развитию речи» на тему: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №66»
Конспект занятия по «Развитию речи»
на тему:
«Осень»
Выполнила: Сапожникова Татьяна Михайловна
воспитатель МДОАУ «Детский сад №66»
Оренбург
2025г
Конспект занятия
| ||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие |
1.2 | Виды деятельности детей | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие. |
| ||
2.1 | Тема занятия | Осень |
2.2 | Методы и приемы реализации содержания занятий | 1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов. 2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ. 3. Практические – дидактические игры и упражнения. |
2.3 | Возрастная группа | Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет |
2.4 | Цель: | Обобщить знания детей по теме: “Осень”. |
2.5 | Задачи: | Образовательные: • уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях; • активизировать словарь детей по теме занятия; • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; • продолжать учить составлять предложения по картинкам. Развивающие: • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; • развивать интерес к выполнению заданий. Воспитательные: • воспитывать у детей бережное отношение к природе; • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. |
2.6 | Планируемые результаты | Дети должны знать и называть соответствующее время года, знать и называть названия осенних месяцев, уметь пересказывать текст без помощи и вопросов воспитателя. Виды деятельности: |
2.7 | Организация РППС для проведения занятия | • мяч; • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); • осенние листочки из картона с мнемотаблицами; • папка скоросшиватель для создания книги; • аудиозапись «Звуки осеннего леса». |
2.8 | Обогащение словаря | Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.
|
2.9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в предшествующие режимные моменты | Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени. |
| ||
3.1 | Вводная часть | |
3.1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | - Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой улыбкой! Присаживайтесь на стульчики. - А сейчас послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь. «В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям». (Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи») - Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени). |
3.1.2 | Мотивация деятельности детей | - А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.) - Ребята, а осень, она какая??? (Ответы детей: золотая, красивая, холодная) - А вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь) - в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ. - ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.) - ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД. - А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой). - И получилось какое слово? (листобой) - Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются) - А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. - Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ. - Какое знакомое слово слышится? (Зима). - Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой, в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры со снегом,) - Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч. Игра «Осенний мячик». «Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!» Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики. Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают. Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет. Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают. Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья. Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края. Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает. |
3.1.3 | Целеполагание | |
3.2 | Основная часть | |
3.2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания | - Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет! Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»: - Раз, два, три, четыре, пять- Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочередно пальцы). Мы соберем, (Пальцы в замочек). В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону). Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы. - Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья! И попросил сделать осеннюю книгу. Но листья эти не простые! На них что-то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга из наших рассказов! Пример: 1. Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой. 2. Осенью солнце светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья. 3. Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, люди прячутся от дождя под зонтики. 4. Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь, а иногда и снег. 5. Осенью на небе появляются тучи, из которых идет дождь. 6. Осенью дует ветер, с деревьев летят листья. 7. Осенью птицы улетают в теплые края. 8. Осенью в лесу собирают грибы и кладут в корзинку. Дети по очереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках. - Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете! - Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени. Игра «Да или Нет». Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Цветочки осенью цветут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать – Куртки-шапки одевать? |
3.3 | Заключительная часть | |
3.3.1 | Рефлексия (анализ и самоанализ деятельности детей) | - Молодцы, ребята! Все про осень знаете. Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? (Мы выполняли задания осеннего ветра.) - А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Сделали осеннюю книгу. И показали себя настоящими знатоками природы! - Если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет – тучку. - Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними. (Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» |
3.4 | Дальнейшая разработка темы | |
3.4.1 | Указывается мероприятие вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п) |
|
3.4.2 | Длительность занятия | 25 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему"Осень" в старшей логопедической группе
Закрепление знаний о признаках осени....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе
Задачи:1. Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи по теме « Осень» в подготовительной группе.
Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Осень».Задачи:- активизировать словарь существительных по теме «Осень»- закрепить словообразование относительн...

Конспект занятия по развитию речи на тему : " Осень по мнемотаблице"
Данный конспект предназначен для подготовительной группы. Здесь предложено занятие с использованием мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень" в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень" в подготовительной группе...

