Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
На занятии дети учатся размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прочитанному, составлять пересказ прочитанного текста с опорой на иллюстрации, прививать любовь и чуткое отношение к птицам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС№23 «Ладушки»,
корпус №1 «Родничок»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей».
Подготовила: Воспитатель Захарова Н.С.
Цель: познакомить детей с произведением Е. Чарушина «Воробей»
Задачи:
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением; пересказывать текст по опорным картинкам; соблюдать последовательность пересказа;
- развивать устную речь дошкольников, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: игра «Кто, где живёт?», рассматривание иллюстраций птиц.
Оборудование: картина с изображением воробья, опорные карточки к рассказу, магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица...)
- Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки,
Он боится кошки.
(воробей)
- А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробьишко...)
- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.
2. Прочтение текста воспитателем.
Воробей
Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто-то чирикает.
- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.
- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий.
А папа говорит:
-Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.
- Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка, я еще тебя денек покормлю.
Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.
(Е. Чарушин)
После прочтения делается пауза для того, чтобы дети эмоционально осмыслили услышанное.
3. Анализ произведения
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Кто главный герой рассказа? (Воробей)
- Есть ли ещё герои? Какие? (Мальчик Никита)
- А как еще можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать»).
4. Вторичное прочтение воспитателем рассказа.
5. Анализ произведения
- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный...)
- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)
- В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно это звучит - «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.
- Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
- Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)
- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле...)
- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)
- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
6. Физминутка
Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,
Десять птичек - будет стайка,
(Поднимаем кисти рук над головой, делаем
вращательные движения кистями рук.)
Эта птица – соловей,
(Загибаем мизинец левой руки)
Эта птица – воробей,
(Загибаем безымянный палец)
Эта птица – совушка, сонная головушка,
(Загибаем средний палец)
Эта птица – свиристель,
(Загибаем указательный палец)
Эта птица – коростель,
(Загибаем большой палец)
Эта птица – скворушка, синенькое перышко,
(Загибаем мизинец правой руки)
Эта - зяблик,
(Загибаем безымянный палец левой руки)
Эта – стриж,
(Загибаем средний палец)
Эта – развеселый стриж,
(Загибаем указательный палец)
Ну а это злой орлан
(Загибаем большой палец)
Птицы, птицы – по - домам!
(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)
7. Пересказ рассказа детьми по частям.
- Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».
- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.
Воспитатель демонстрирует опорные картинки к каждой части рассказа. Дети, опираясь на картинки, самостоятельно пересказывают рассказ. Если у ребёнка возникают затруднения, воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.
8. Итог
- С каким произведением мы сегодня познакомились на занятии?
- Кто главный герой?
- Как нужно обращаться с птицами?
- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".
Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...

Конспект по речевому развитию в средней группе Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушин «Воробей»
Цель: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Викторина по произведению С.В. Михалкова «Дядя Степа».
Викторина, посвященная произведению С.В. Михалкова "Дядя Степа", для подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (ноябрь)
Конспект занятия по «Развитию речи» в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...
