Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Захарова Наталья Сергеевна

На занятии дети учатся размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прочитанному, составлять пересказ прочитанного текста с опорой на иллюстрации, прививать любовь и чуткое отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_vorobey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МО РК ДС№23 «Ладушки»,

 корпус №1 «Родничок»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей».

 

 Подготовила: Воспитатель Захарова Н.С.

Цель: познакомить детей с произведением Е. Чарушина «Воробей»

Задачи:

  1. учить детей отвечать на вопросы полным предложением; пересказывать текст по опорным картинкам; соблюдать последовательность пересказа;
  2. развивать устную речь дошкольников, логическое мышление;
  3.  воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: игра «Кто, где живёт?», рассматривание иллюстраций птиц.

Оборудование: картина с изображением воробья, опорные карточки к рассказу, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица...)

- Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

 Собирает крошки,

Он боится кошки.

(воробей)

- А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробьишко...)

- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.

2. Прочтение текста воспитателем.

Воробей

Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто-то чирикает.

- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.

- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий.

А папа говорит:        

-Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

- Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.

- Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка, я еще тебя денек покормлю.

Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.

Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.

(Е. Чарушин)

После прочтения делается пауза для того, чтобы дети эмоционально осмыслили услышанное.

3. Анализ произведения

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Кто главный герой рассказа? (Воробей)

- Есть ли ещё герои? Какие? (Мальчик Никита)

- А как еще можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать»).

4. Вторичное прочтение воспитателем рассказа.

5. Анализ произведения

- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный...)

- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

- В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно это звучит - «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

- Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

- Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)

- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле...)

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)

- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

6. Физминутка

Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,

Десять птичек - будет стайка,

(Поднимаем кисти рук над головой, делаем

вращательные движения кистями рук.)

Эта птица – соловей,

(Загибаем мизинец левой руки)

Эта птица – воробей,

(Загибаем безымянный палец)

Эта птица – совушка, сонная головушка,

(Загибаем средний палец)

Эта птица – свиристель,

(Загибаем указательный палец)

Эта птица – коростель,

(Загибаем большой палец)

Эта птица – скворушка, синенькое перышко,

(Загибаем мизинец правой руки)

Эта - зяблик,

(Загибаем безымянный палец левой руки)

Эта – стриж,

(Загибаем средний палец)

Эта – развеселый стриж,

(Загибаем указательный палец)

Ну а это злой орлан

(Загибаем большой палец)

Птицы, птицы – по - домам!

(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)

7. Пересказ рассказа детьми по частям.

- Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.

Воспитатель демонстрирует опорные картинки к каждой части рассказа. Дети, опираясь на картинки, самостоятельно пересказывают рассказ. Если у ребёнка возникают затруднения, воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.

8. Итог

- С каким произведением мы сегодня познакомились на занятии?

- Кто главный герой?

- Как нужно обращаться с птицами?

- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".

Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...

Конспект по речевому развитию в средней группе Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушин «Воробей»

Цель: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Викторина по произведению С.В. Михалкова «Дядя Степа».

Викторина, посвященная произведению С.В. Михалкова "Дядя Степа", для подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (ноябрь)

Конспект занятия по «Развитию речи» в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...