Не просто сказка: интерактивный «Сказочный чемоданчик» как инструмент речевого развития дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Власова Александра Сергеевна

В реалиях современного общества, в эпоху цифровых технологий, когда домашнее пространство насыщено телевизорами, планшетами и смартфонами, а бытовая техника управляется одним касанием, остро стоит проблема недоразвитой речи у детей. Развитие ребенка все чаще делегируется электронным устройствам - «умным» игрушкам, которые разговаривают и поют на разных языках. Со стороны может показаться, что трудности с речью носят единичный характер и их причины неочевидны, ведь технический прогресс призван способствовать развитию человечества. Тем не менее, практикующие педагоги констатируют, что нынешние дошкольники начинают говорить сравнительно поздно, причем у значительной части из них наблюдаются дефекты произношения.

Сложился определенный стереотип, согласно которому в возникновении проблем развития и воспитания ребенка принято винить педагогов, обвиняя их в некомпетентности. Однако первостепенная ответственность лежит на родителях, поскольку именно они являются проводниками ребенка в новый мир. Создание благоприятной среды для гармоничного развития это, в первую очередь, задача семьи. Корень проблемы заключается в том, что современные мамы и папы уделяют детям недостаточно времени. Как следствие, многие дети лишены полноценного внимания. Становление речевой функции напрямую зависит от коммуникации с ребенком, от простого, но правильного повседневного общения.

Специалисты в области педагогики и психологии единодушны во мнении: общаться с малышом необходимо с первых дней его жизни. Как демонстрируют данные опросов, свыше половины родителей не разговаривают с младенцем, мотивируя это тем, что он «все равно ничего не понимает». Однако, именно такие диалоги закладывают фундамент будущей речи. Через них ребенок учится узнавать голоса родных, проявлять эмоции, демонстрировать реакцию на обращенную к нему речь.

Сначала взрослые не находят тем для беседы с младенцем, потом живое общение подменяется интерактивной игрушкой или мультфильмом, а в дальнейшем поощряется увлечение гаджетами. На этом фоне книга постепенно отодвигается на второй план. Педагогам приходится прилагать значительные усилия, чтобы пробудить у ребенка интерес к литературе. И в этой ситуации незаменимым помощником становится сказка.

Русская народная сказка — это бесценное культурное достояние, вобравшее в себя многовековую мудрость. Ее воспитательная и образовательная роль огромна: она активно формирует сознание юного поколения. Недаром в народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк», подчеркивает, что за занимательным вымыслом скрываются важные жизненные уроки. Погружение в мир сказок способствует значительному обогащению словарного запаса, раскрывая перед ребенком все многообразие родной речи и служит неисчерпаемым источником для творческого воображения.

Сказка помогает расширить лексикон ребенка и способствует развитию связной, логичной речи. Благодаря ей, речь малыша становится более эмоциональной, образной и выразительной. Эти волшебные истории стимулируют коммуникативные навыки, формируют умение задавать вопросы и грамотно строить фразы.

Русская народная сказка - один из наиболее популярных жанров фольклора. Привлекательность заключается не только в увлекательном сюжете и ярких героях, но и в ощущении подлинной поэзии, которая раскрывает читателю мир человеческих чувств и отношений, утверждает идеалы добра и справедливости. Кроме того, сказка погружает ребенка в русскую культуру, знакомит с мудрым народным опытом и родным языком.

Современная методика развития речи предлагает широкий спектр инструментов для совершенствования всех ее сторон у дошкольников. Эти приемы можно эффективно применять в работе со сказками.

В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим методику театрализации сказок с детьми дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность играет фундаментальную роль в речевом развитии детей. Она способствует активизации речи благодаря обогащению словарного запаса и оказывает положительное влияние на формирование артикуляционного аппарата. Инсценировка сказочных сюжетов вызывает у ребенка живой интерес, что мотивирует его к усвоению богатства родного языка и его разнообразных выразительных средств. Стремясь передать характер и действия героев, дети начинают сознательно использовать соответствующие интонации и стремятся к четкому, понятному для окружающих произношению.

В процессе такой игры дошкольники легко запоминают реплики персонажей, часто дополняя их собственными импровизациями. Это приводит к тому, что их речь становится более структурированной, грамотной и выразительной. Кроме того, значительно развивается умение копировать и воспроизводить услышанное. Речь превращается в мощный инструмент познания окружающей действительности, постоянно обогащаясь новым смысловым содержанием.

Посредством сказки мы знакомим детей с явлениями природы и многообразием мира. Грамотно сформулированные вопросы побуждают их размышлять, анализировать сложные ситуации, а также формировать выводы и обобщения. В условиях нашей группы мы создаем все необходимые предпосылки для самостоятельных игр по мотивам сказок, чтобы дети могли свободно подражать полюбившимся образам, взаимодействовать друг с другом, передавая характеры и сюжеты выбранных произведений.

Мы создали «Сказочный чемоданчик» в соответствии с образовательной программой на основе Федеральной Образовательной Программы МАДОУ № 242 «Детский сад общеразвивающего вида» и направлен на развитие речи дошкольников через сказку. В работу взяты рекомендованные ФОП восемь произведений. Составлен план работы на год, применяя различные формы и методы.

Согласно составленного плана нами был создан чемоданчик, в который собирается весь материал по одной сказке на данный месяц, а также используется как игровой театр.

Были сформированы семь папок с материалами:

  1. Картотека иллюстраций по данным сказкам.
  2. Картотека физкультминуток на основе сказок.
  3. Картотека дидактических игр и упражнений по сказкам.
  4. Картотека викторин.
  5. Картотека пальчиковых игр.
  6. Картотека загадок.
  7. Картотека раздаточного материала (стихи, игры и т.д.).

Согласно разработанного плана, на начало месяца собирается отдельная подборка материалов, которая включает в себя, кроме перечисленных разработок из картотек, книгу с намеченной сказкой, а также разные виды театров для игры в данную сказку

«Сказочный чемоданчик» является дидактическим пособием, разработанным на год. Он облегчает работу педагога, вызывает интерес у детей и привлекает родителей к созданию и развитию общей идеи – расширение словарного запаса и речевой прогресс.

На основе мониторинга за 2024-2025 учебный год можем сказать, что опыт работы с данным пособием дал положительные результаты как в развитии речи детей, так и в совместной деятельности педагог-родитель-ребёнок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных форм и методов в речевом развитии дошкольников»

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОСогласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает вл...

Презентация "Интерактивные игры "Мерсибо", как инструмент речевого развития ребенка"

Насколько ребенок увлечен,настолько и эффективны занятия.Всем известно, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому разработчики интерактивных игр «Мерсибо» взяли за основу ...

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...

Артикуляционная гимнастика –основной инструмент речевого развития дошкольников

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Уже с младенчества малыш проделывает бесконечное количество разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью и сопровождаю...

Мастер - класс "Игры на липучках как эффективный инструмент речевого развития дошкольников. От идеи до липучки"

Предложен материал для педагогов ДОУ по использованию игр на липучках  в речевом развитии дошкольников....