Учим детей говорить красиво и правильно!
методическая разработка по развитию речи

Научить родителей играть ав игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, интонационной выразительности речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Играя, учим говорить красиво и правильно»

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

Итак, « говорить красиво» - это значит:

-четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

-использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);

-оформлять предложения грамматически правильно;

-добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы научить детей говорить красиво и правильно, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра. Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развить фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.

«Цепочка слов»

Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, кто- то из родителей придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, кротт, танкк, кобраа…

«Волшебная шкатулка»

Описание: участники игры по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например6 в слове кот, три звука: к..о..т..; в слове лиса четыре звука: ль..и..с..а..

«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»

Описание: нескольким родителям предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом): звОнит- ЗвонИт; красивЕе- красИвее; тортЫ- тОрты

Украшают нашу речь точно подобранные слова, сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов.

«Назови по- другому»

Шофер- водитель. Швея- портниха, модистка.

«Скажи наоборот»

Описание: преподаватель поочередно бросает мяч родителям и произносит слово; возвращая мяч, родители называют другое- с противоположным значением: высокий- низкий; добро- зло; широкий- узкий

«Придумай сравнение»

Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое: «Белка смотрит на нас черными глазами».

«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами». Выслушиваются ответы Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение.

«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»

- Не в бровь, а в глаз (Точно)

-Делать из мухи слона (Преувеличивать)

-Зарубить себе на носу. (Запомнить)

«Будьте внимательны!»

- ЛучистОЕ солнышко.

- КраснАЯ платье (красное)

При разучивании стихов предварительно проанализируйте какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.

Итак, надеемся, что наш урок поможет вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.



Предварительный просмотр:

Учимся рассказывать с помощью метода соощущений.

В коррекционно-педагогической работе по обучению детей эффективно строить связное высказывание, умению рассказать нужную информацию используется новый интересный метод соощущений.

Соощущение – одновременное получение импульсов, происходящих от различных анализаторов. Наибольший эффект запоминания достигается, только когда задействовано как можно большее количество анализаторов одновременно. Таким образом, соощущения позволяют усилить представления об изучаемом объекте или явлении.

Например, когда нужно запомнить какую-то информацию, в первую очередь ее необходимо представить, т.е. создать зрительный образ. Для этого детям предлагается закрыть глаза и представить гриб (по теме «Осень. Грибы»); какой он был по форме, цвету. Когда образ создан, нужно постараться подключить к работе и другие анализаторы. Например, детям предлагается услышать, как срезают и чистят грибы, т.е. используются слуховые ощущения. Затем вспоминается и представляется вкус и запах грибов, тем самым подключая к запоминанию вкусовой и обонятельный анализаторы. После этого детям предлагается вспомнить ощущения при прикосновении к грибу (от его поверхности, температуры) – эта работа тактильного анализатора. Кинестетический анализатор отвечает за сокращение мышц, движения, поэтому кинестетическими ощущениями можно считать те, которые возникали, когда держишь гриб в руках (его вес и объем). Кроме этого, предлагается записать слово на листочке. Эти ощущения вместе называются соощущениями.

Умение вызывать соощущения по своему желанию позволяет максимально повысить эффективность запоминания, поскольку задействуются сразу несколько видов памяти (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная, кинестетическая), запоминание происходит одномоментно по нескольким каналам. Ценность данного метода мы видим в том, что соощущения способствуют многогранному восприятию окружающего мира, развитию воображения, творческих способностей. Применение этого метода увеличивает вероятность правильного воспроизведения запоминаемого материала детьми, помогает сделать процесс речепорождения наиболее эффективным.

Задания для детей

Предлагаемые символы

  1. Посмотрите на картинку (муляж).
  2. Закройте глаза и постарайтесь представить этот предмет (цвет, форма).
  3. Послушайте, какой звук.
  4. Прикоснитесь к нему и сконцентрируйтесь на своих ощущениях.
  5. Понюхайте и ощутите запах.
  6. Попробуйте предмет на вк4ус.
  7. Расскажите о предмете по своим ощущениям, которые вам помогут вспомнить символы.

Глаз

Ухо

Рука

Нос

Рот

Этот метод целесообразно применять при изучении различных тем, связанных с живой природой. Применяя метод соощущений необходимо помнить, что чем больше анализаторов подключено к работе, тем эффективнее осуществляется процесс запоминания и вербального воспроизведения изученного материала.

Систематическое проведение такого рода занятий способствует постепенному приобретению навыка речевого высказывания, что предполагает самостоятельное осуществление детьми выбора моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладение каждым ребенком умением составлять связные рассказы. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет впоследствии более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания по заданной теме, умению развернуто рассказать о происходящих событиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

презентация Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста «Учите детей говорить правильно»

Игровой урок, наши встречи в клубе "Мы вместе"«Компас» нашей встречи!Прекрасна речь,  когда она как ручеёк,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готов внимать ее поток...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Учим детей говорить правильно и красиво»

Цель:  Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении  приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях....

Презентация "Учим детей говорить легко , красиво и ярко"

        Хорошо известна та роль, которую играет  речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходим...

Мастер – класс «Учим детей говорить красиво с помощью мнемотаблиц».

Мастер – класс «Учим детей говорить красиво с помощью мнемотаблиц»....