Мастер-класс для педагогов "Технология Виммельбух"
учебно-методический материал по развитию речи

Баранова Ольга Борисовна

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приемы и методы, которые способствуют совершению мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. наряду с традиционными методами использую инновационную образовательную технологию - "Виммельбух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master_klassu_tehnologiya_vimmelbuh.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД - №4 «ЛЕСОВИЧОК»

Выступление на окружном методическом объединении «Функциональная

грамотность детей в свете педагогического мастерства»

Доклад

к мастер-классу для педагогов

«Технология Виммельбух, как инновационное средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Автор: Баранова Ольга Борисовна

  воспитатель высшей категории

пгт. Новобурейский 2025 г.

  1. Вступительная часть. Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса.

           В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приемы и методы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

           Развитие и формирование правильной речи является одной из наиболее актуальных задач дошкольного возраста. Находясь в постоянном поиске интересных форм речевого материала, решила попробовать, наряду с традиционными методами – инновационную образовательную технологию «Виммельбух».

  1. Презентация

Слайд 1

          Хотя это не новая технология в классическом понимании, но ее использование в дошкольных образовательных учреждениях приобретает популярность как современный подход к организации образовательного процесса, способствующих развитию различных навыков.

Обоснование :

         «Виммельбух» - это «книга-гляделка» с множеством ярких, детализированных иллюстраций и минимумом текста. В переводе с немецкого означает – «книга с мельтешащими картинками». Такие книги впервые появились в Германии.

Слайд 2

          Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш.

Слайд 3

          Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. Классический виммельбух достаточно большой, формата А2, однако, существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку.

Показ книг

         Как правило, количество разворотов небольшие – от 5 до 10 страниц, напечатанные на плотной бумаге или картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей.

            Развитие речи:

С помощью технологии Виммельбух в развитии речи можно решать множество задач:

- коррекция и автоматизация звуков

-развитие грамматической структуры и связной речи

-обогащение словаря

-развитие внимания, логики

-улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги

-формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой

-формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения

            Интеграция в образовательный процессс:

Виммельбухи могут быть интегрированы в различные образовательные области – познавательное развитие, социально-коммуникативное, а также в занятия по изобразительной деятельности и конструированию.

          Повышение мотивации:

Яркие, красочные иллюстрации, обилие деталей и возможность самостоятельного исследования делают виммельбух привлекательным для детей, повышая их интерес к обучению.

           Современные тенденции:

В современной дошкольной педагогике все больше внимания уделяется использованию наглядных материалов, игровых технологий и методов, направленных на активное участие ребенка в образовательном процессе, и виммельбухи как раз соответствуют этим тенденциям.

           Как «читать» Виммельбух?

Для того чтобы «читать» Виммельбух, не нужно знать буквы и владеть чтением. Это еще одно преимущество для дошкольников, которые не умеют читать. Так же виммельбухи по праву считаются семейными изданиями. Психологи рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми.

           Как же работать с Виммельбухами?

Включаем фантазию и действуем по ситуации!

Слайд 4, 5

-А сейчас, уважаемые коллеги, я вам продемонстрирую приемы работы с Виммельбухом. Занимаясь с воспитанниками, я подготовила свои виммельбухи по следующим темам: «Зоопарк», «Городок», «В деревне», «Стройка», «В детском саду», «Ферма», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д.

3. Практическая часть

           Приглашаются участники мастер класса, им раздаются виммельбухи «Зоопарк».

Для работы с Виммельбухом можно использовать окошки-искалочки, рамки-фотоаппараты, маркеры.

Предлагается дидактическое упражнение «Фотограф»

- Посмотрите, какую интересную картину я сегодня получила на почте. Рассмотрите ее. Подумайте, как можно ее назвать?

- А теперь, я предлагаю вам стать фотографами. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет, «сфотографируйте» его и опишите.

-Я сфотографировала слона, который поливает себя из хобота. Найдите его и тоже сфотографируйте (аналогично с более мелким предметом – коалой)

- А вы кого сфотографировали? Начните со слов «Я сфотографировала…»

Предлагается дидактическое упражнение «Кто самый внимательный»

- Найдите 3 черепах.  Используйте окошки-искалочки.

Затем раздаются виммельбухи «Сельская жизнь»

- А теперь расскажите, что или кого вы видите на картине? Начните, пожалуйста, со слов «На картине я вижу…». Например: «На картине я вижу как девочка кормит кроликов в клетке»

Прослушиваются высказывания участников мастер-класса

Предлагается игра «Кто с кем дружит?» (Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить)

-Возьмите, пожалуйста, цветные маркеры и соедините любые два предмета, двух людей или животных.  Например, я соединяю кошку и собаку, потому что это домашние животные. 

-Что или кого соединили вы?

Участники мастер-класса высказываются.

-Чем заняты дети?

- Найдите и покажите мальчика в инвалидной коляске

- Что мы видим далеко?

Расширение представлений о видах и назначениях транспортных средств.

- Найдите транспортные средства, закройте их фишкой

Работа с Виммельбухом «Город животных» - «На детской площадке»

Д/и «Детективы» (с помощью лупы)

Отгадайте загадку:

-Проворная, запасливая, серая или рыжая…(белка)

-Трусливый, длинноухий, серый или белый…(заяц)

- Хитрая, рыжая, ловкая…(лиса)

Предлагается игра-ориентировка на плоскости: "Найди предмет по инструкции - он находится в верхнем левом углу"(кошка) и т.д.

Формируем глагольный словарь: "Что делает осел?", "Кто больше назовет слов - действий" и т.д.

   Помимо классических виммельбухов   можно   использовать   виммельбухи – раскраски.

          Проведение занятий по развитию речи с использованием технологии «Виммельбух» дает множество положительных результатов и преимуществ:

           Во-первых, данная технология способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Они учатся говорить, выражать свои мысли и идеи, а также понимать и анализировать речь других людей.

           Во-вторых, «Виммельбух» способствует развитию внимания и концентрации. Дети активно ищут различные предметы на изображениях, что требует усиленного внимания. Таким образом, они учатся сконцентрироваться на задаче и развивать свою внимательность.

           В-третьих, данная технология способствует развитию мелкой моторики рук. Дети используют пальчики, чтобы указывать на предметы на изображении и подписывать их. Это помогает им улучшить контроль над движениями и подготовить руку к письму.

           Кроме того, использование «Виммельбух» на занятиях в ДОУ позволяет развивать лексический запас детей. Они знакомятся с новыми словами и понятиями, которые связаны с изображениями на страницах книги. Таким образом, они расширяют свои знания и улучшают свою речь

4. Обсуждение, вопросы

-Таким образом, уважаемые коллеги, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области.

Слайд 6

5. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина»

- И в заключении, я предлагаю вам оценить мою работу. Используя приготовленные предметы, наклейте их на поле с помощью липучек, дайте оценку МК

- чемодан, если готовы забрать с собой и использовать в своей деятельности

-мясорубка, если оказалось интересным, но пока нужно додумать, переработать, «перекрутить»

- мусорная корзина, если оказалось ненужным, бесполезным, можно отправить в «мусор»

                                                                                                                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Мастер-классы: "Поделка с детьми "Пирожное", "Работа с картинками "виммельбух".

Работа с детьми по картинкам виммельбух. Виммельбух в переводе с немецкого – мельтешащие картинки (книжки-гляделки)Дети любят разглядывать картинки - это факт.Во время рассматривания таких карти...

Мастер класс для родителей.Применение технологии Виммельбух при работе с детьми.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития ре...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Конспект мастер-класса с педагогамина тему:««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».Январь, 2021 г.Цель: овладение участниками...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование технологии Виммельбух в образовательной деятельности детского сада"

Современный «Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии ― глаг...

Мастер- класс "Виммельбух"

Ви́ммельбух — детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями....

Мастер- класс "Виммельбух"

Ви́ммельбух — детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями....