Семинар-практикум. Технология "Кроссенс"
учебно-методический материал по развитию речи
Доклад- прктикум по использоанию технологии "Кроссенс"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.63 КБ | |
| 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Заславский детский сад
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Кроссенс и потайная шкатулка, как инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Воспитатель: Зубова
Анастасия Геннадьевна
2025 г.
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании.
В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.
Инновационные технологии в образовательном процессе - создание нового, ранее не существующего компонента.
Инновационный процесс - это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние.
Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений:
- здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).
А также существуют и проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование:
- отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);
- негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОО; и т.д
Но какие бы проблемы не возникали при внедрении современных инноваций, они все равно внедряются, так как сегодняшний образовательный процесс невозможен без использования новшеств.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Педагоги образовательных учреждений используя эти технологии не стоят на месте. Листая странички интернета, педагог ищет для себя и детей новые методы и формы в образовании детей.
Посещая разные методические объединения, педагоги делятся своими подходами и достижениями. Качество образования напрямую зависит от саморазвития педагога. Педагог должен быть всесторонне развитым и творческим человеком. Работая с детьми, мы погружаемся в мир детства. В работе педагогу очень важно разглядеть в ребёнке его способности, а также и проблемы в его развитии.
Дети –это очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь всё, что их окружает, - так интересно, да и к тому же доставляет массу удовольствий. Познавая окружающий мир в основном через осязание, ребенок любит все потрогать, осмотреть, попробовать, понюхать и переставить с места на место. И конечно же всем детям интересно узнать неизвестное. Как взрослые, так и дети руководствуются своим любопытством, всем интересно узнать, что находится за дверью или что спрятано в коробке.
Я, как и все педагоги стараюсь всесторонне развиваться и постоянно в поисках нового. Сегодня я хочу поделиться с вами своими находками, которые направлены на развитие речи у детей.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира.
Утверждение и введение в действие ФГОС ДО и ФОП влечет за собой необходимость поиска новых подходов к организации речевой работы с детьми.
Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. То дидактическая игра – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
В своей работе я начала практиковать Дидактическую игру «Потайная шкатулка или Посмотри в замочную скважину». Эта находка позволяет заинтересовать детей любого возраста.
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) через замочную скважину одним ребёнком даёт возможность описать картину другим детям. В зависимости от темы и формы занятия эта дидактическая игра может использоваться в любой непосредственно образовательной деятельности.
Игра выполняется с усложнением, соответственно возрастной группе ребёнка.
Наводящие вопросы: «Что ты видишь? Расскажи! Что изображено на переднем плане? Кто и что делает?» И т. Д помогают детям составить описательный рассказ.
На первом этапе педагог помогает детям. На втором этапе дети самостоятельно описывают сюжет.
В младшей возрастной группе мною были поставлены цели и задачи:
-Учить детей рассматривать сюжетную или предметную картину.
-Развивать умение конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей.
-Воспитывать интонационную выразительность речи.
-Упражнять в развитии описательной речи.
Это методическое пособие выполнено из подручных материалов. Небольшого размера коробка обклеена цветной бумагой и украшена узорами. Вырезано отверстие в форме замочной скважины. Внутри обклеено чёрным фоном для того чтобы сконцентрировать внимание детей на картинку. Внутри коробки по середине мы закрепляем сюжетную или предметную картину. Включаем фонарик, закрываем коробку. И когда ребёнок заглядывает с интересом в замочную скважину его внимание падает на картинку. Рассмотрев её ребёнок должен рассказать другим детям, что он увидел. Так как остальные дети не могут увидеть им интересно услышать. С детьми, которые испытывают затруднения педагог может прорабатывать игру индивидуально.
Так же я хочу представить вашему вниманию новую технологию, которую тоже можно использовать в развитии речи дошкольников. Это технология –Кроссенс.
Так что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребусы.
Кроссенс - это набор картинок, связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы , и даже сами составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Суть технологии - нужно разгадать кроссенс, т. е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Применение кроссенса разнообразно:
- при проведении НОД,
- экспериментальной,
- познавательной,
- самостоятельной,
- досуговой деятельности с детьми и родителями.
- С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Алгоритм составления кроссенса:
1. Определяем тему
2. Выделяем элементы (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность
4. Концентрируем
основной смысл в
центральном квадрате
5. Подбираем изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
1 способ:
Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным квадрат может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
2 способ:
Читать кроссенс можно слева направо, далее сверху вниз, двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»
3 способ:
Центральный квадрат связан со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов.
Адаптацию технологии Кроссенс для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:
- Определение темы;
- Сокращение ячеек в таблице;
- Направление решения кроссенса.
Более углублённо с этой технологией вы можете ознакомиться на страницах интернета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Инновационная деятельность - это комплекс практических действий, направленных на использование научно-технических результатов для получения новых или улучшение существующих изделий, технологий, методов управления. Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Общая цель инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Данные технологии имеют высокую педагогическую значимость и могут использоваться в любой непосредственно образовательной деятельности, а также с любыми возрастными группами.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационные технологии в образовательном процессе - создание нового, ранее не существующего компонента. Инновационный процесс - это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние.
Современные образовательные технологии: - здоровье сберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технологии исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - технология портфолио дошкольника и воспитателя; - игровая технология; - технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).
Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование: - отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные); - негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОО; - нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и педагогами с большим стажем работы); - отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов; - отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков; - отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.
«Потайная шкатулка или Посмотри в замочную скважину» Ц ели и задачи: -Учить детей рассматривать сюжетную или предметную картину. -Развивать умение конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. -Воспитывать интонационную выразительность речи. -Упражнять в развитии описательной речи.
Что же такое Кроссенс ? Это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными. Это картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям. В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое переводится, как «пересечение слов» Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы , и даже сами составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Применение кроссенса разнообразно : при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Алгоритм составления кроссенса : 1 . Определяем тему 2. Выделяем элементы (картинок) 3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность 4. Концентрируем основной смысл в центральном квадрате 5. Подбираем изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: 1 способ: Начать можно как с первой , так и с любой узнаваемой картинки. Центральным квадрат может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 способ: Читать кроссенс можно слева направо, далее сверху вниз, двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой» 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3 способ: Центральный квадрат связан со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Адаптацию технологии Кроссенс для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям: Определение темы; Сокращение ячеек в таблице; Направление решения кроссенса .
Кроссенс «Осень» ?
Тема «Звук и буква « О» ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
