Технологическая карта НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Клешнина Наталья Дмитриевна

Технологическая карта НОД по обучению грамоте. Тема: «Звуки [ф, ф']. Буква Фф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_tema_zvuki_f_f._bukva_ff.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

по обучению грамоте

ФИО Клешнина Наталья Дмитриевна- воспитатель 1 квалификационной категории

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Звуки [ф, ф']. Буква Фф» 

Форма НОД:   коммуникативная, игровая  

Форма организации: групповая.

Цель: Создание условий для закрепления звука и буквы Ф.

Задачи:

Образовательные:

•        Систематизировать знания детей о понятиях: слово, слог, звук, гласный, твердый согласный, мягкий согласный, буква, предложение;

•        Обеспечить применение на практике навыков фонематического анализа и синтеза, графически правильного написания букв;

•        Добиться уточнения знаний у детей о распространении слов в предложении

•        Добиться усвоения навыков словообразования слов-действий приставочным способом и использования предложно-падежных конструкций.

Развивающие:

  • Обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в отгадывании ребуса.
  • Способствовать развитию активности, любознательности

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
  • Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование: Картинка Филина, дерево, мяч. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф']; звуковые линейки «Звуковички» и фишки-магниты; картинки с изображением буквы Ф; картинки с изображением ребусов;  простые карандаши.

Методы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений)

Приёмы: создание ситуации успеха, создание благоприятной атмосферы, опора на эмоции, использование здоровьесберегающих технологий.

Предварительная работа:

Звуковой анализ слов.

Составление схем предложений.

Этапы

совместной деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Вводная часть

Мотивационный этап

.Психологический настрой. 

У тех, кто очень старается

Все всегда получается

Мы совсем не ленивы,

Учимся говорить правильно,

Четко, красиво.

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети

выражают различные эмоции.

Дети стоят на ковре кругом.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность.

Мотивация к деятельности.

В: К нам в сад прилетел в гости Филин

- В слове Филин выделите 1-ый звук, (характеристика по глухости-звонкости, мягкости-твердости)

- Я предлагаю дать нашему гостю имя – Придумайте имена на Ф (Филя или Фома)

Я сейчас еще раз назову эти имена, а вы скажете, какой первый звук в этих словах

Филя  Фома

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)

В слове Фома – первый звук … (ф). Расскажите о звуке [ф]. (Твердый, согласный)

Педагог обращает внимание на гостя «Филина»

Дети проводят звуковой анализ

Дети умеют дать характеристику звуку по глухости-звонкости, мягкости-твердости

Сюрпризный момент

В: Ой, ребятки, а Филин-то что- то принес. Давайте посмотрим.

Конверт с заданиями. «Я Филин – птица мудрости. Прилетел, чтобы проверить вашу готовность к школе. Для этого вам необходимо выполнить задания»

Педагог обращает внимание на письмо, которое принес Филин

Педагог читает текст на конверте

 Мотивировать детей на работу

Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента

2.Основная часть

Содержательный этап

  1. «Помоги Филину найти его любимые звуки»- определить мягкость-твердость звука «ф» и его место в слове, разбить слова на слоги

(Дети по одному называют слово с картинки, определяют мягкость-твердость звука «ф» и его место в слове фишкой-магнитом, прохлопать по слогам)

Педагог читает задание

Выслушивает ответы детей.

 

Сосредотачивают внимание.

 

Дети умеют определять мягкость-твердость звука «ф» и его место в слове, разбить слова на слоги

  1. «Звуковички»- звуковой анализ слов, нахождение ударного гласного.

ФИЛИН           ФАЗАН

Педагог читает задание

Дети с помощью обозначений

«Звуковичков» выполняют звуковой анализ слов

(Дети по одному выходят и обозначают звук цветом выстраиваются по порядку)

Дети умеют проводить звуковой анализ слов, нахождение ударного гласного.

  1. «Куда полетел Филин» - предложно -падежные конструкции.

В: Произносим предложение полностью.

Филин полетел на дерево.

Филин подлетел к дереву.

Филин отлетел от дерева.        

              перелетел через

              облетел вокруг

Педагог читает задание

Показывает действия Филина

Дети произносят предложения в полной форме

Совершенствование употребления предложно-падежных конструкций

  1. Динамическая пауза-игра с мячом.

Повтори любимые слова Филина, называя их ласково:

Флаг-флажок, кофта-кофточка, флакон-флакончик, шкаф, шарф, форма, арфа, кефир, жираф, форма, фишка, вафля, зефир, графин.

Педагог читает задание

Дети образовывают слова в  уменьшительно-ласкательной форме.

Развитие двигательных умений. Расширение словаря- образование уменьшительно-ласкательных форм.

  1. Буква «Ф»

В: Чем отличаются звуки от букв.

«Звук произносим и слышим, А букву мы видим и пишем»

Вспомним стихотворение о букве «Ф»        

«Федя ходит руки в боки, значит выучил уроки»        

В: Ребята, давайте выполним задание от Филина, сядем правильно за столы. Подготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет»

В: На листках нужно дописать элементы букв. Х, Я, Ф, У, Т, Н.

В. Ребята, давайте вспомним стихи о написанных буквах.

Кинезиологическое упражнение «СОВУШКА-СОВА» По сигналу ведущего «День» дети - «совы» медленно должны повернуть головы влево и вправо. По сигналу «Ночь» посмотреть вперед, взмахнуть руками. Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произнести: «уфф».

Педагог читает задание

Дети повторяют правило

Дети садятся за столы

Каждый ребенок на своей карточке дописывает пропущенный элемент буквы

Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом

Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля

Развитие двигательных умений.

  1. Отгадай ребус

«Живое предложение к слову Шарф»

Педагог читает задание

Дети отгадывают ребус и придумывают предложение со словом Шарф

Сформировано умение в составлении предложений

3. Заключительная часть

Рефлексивный

 Ребята, кто приходил к нам сегодня? Что узнали нового? Чему мы сегодня научились?

Ребята, вы заметили, что на заданиях еще и буквы есть? Зачем они там?

Составление слова МОЛОДЦЫ

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания.

Отвечают на заданные вопросы, делятся впечатлениями

Способен делать простые обобщения.

Выполняет задание в соответствии с приобретенным опытом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе

целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....

Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий

Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий  "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича

Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....

Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"

Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструк...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ы».

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте средняя группа

Технологическая карта по обучению грамоте: развитие фонетико-фонетической стороны речи...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...