Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности (6-7 лет) Тема: «Домашние животные и их детеныши»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Индивидуальный подход и коррекционная составляющая:
· Для детей с низкой речевой активностью – предлагать задания с опорой на картинку и готовый речевой образец, использовать прием договаривания фразы.
· Для детей с нарушениями звукопроизношения – включать в занятие автоматизацию поставленных звуков в словах по теме (С – собака, сарай; Ш – лошадь, мышка; Р – корова, корм; Л – лошадь, коза).
· Использовать тактильные ощущения (игрушки, фигурки), частую смену видов деятельности для поддержания работоспособности.
Домашнее задание (рекомендация родителям):
Рассмотреть картинки с домашними животными в книжках,обсудить, кто где живет, чем питается. Нарисовать любимое домашнее животное и попробовать составить о нем рассказ по схеме, которую мы использовали в саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности (6-7 лет)
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Расширение и активизация словарного запаса по теме «Домашние животные» в рамках коррекционной работы.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и закрепить названия домашних животных и их детенышей.
2. Активизировать и расширить предметный словарь (названия частей тела, жилищ, голосов животных: грива, копыта, конура, ржет, мычит).
3. Обогащать глагольный словарь (кормит, пасется, охраняет, ласкается).
4. Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка – кошечка, котенок – котеночек).
5. Формировать навык составления простого описательного рассказа по схеме-опоре.
6. Развивать умение употреблять предлоги (у, в, на, за, около).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речевое дыхание, силу голоса.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
3. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика).
4. Развивать связную речь, умение отвечать полным предложением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру, заботливое отношение к животным.
2. Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
· Демонстрационные: Мягкие игрушки или реалистичные фигурки домашних животных (корова, лошадь, свинья, коза, собака, кошка) и их детенышей; картинки с изображением жилищ (конура, хлев, сарай, конюшня); предметные картинки (молоко, шерсть, мясо, яйцо, охрана).
· Раздаточные: Сюжетные картинки «Кто чем полезен?», мнемотаблицы (схемы) для составления рассказа о животном, разрезные картинки (пазлы) из 4-6 частей с изображением животных.
· Технические: Аудиозапись с голосами животных, магнитофон.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (2-3 мин)
Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в речевую деятельность.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное путешествие. Но сначала давайте встанем в круг.
Упражнение на речевое дыхание и голос: «Мы – добрые котята».
В.: Представьте, что вы маленькие котятки. Вдохнем носом воздух (вдох), а на выдохе скажем ласково: «Мур-р-р-р» (тихо, громко, с разной интонацией).
А теперь мы щенки:«Гав-гав!». А теперь телята: «Му-у-у!». Молодцы!
II. Введение в тему. (5 мин)
Цель: Активизировать имеющиеся знания, подвести к теме занятия.
Загадки (с показом отгадок-игрушек):
1. Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
2. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел)
3. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, пошумит над цветком — поделится медком. (Пчела) – для расширения кругозора.
4. Я ржу, я бью копытом, грива вьется под ветром. Кто я? (Лошадь)
В.:Молодцы, все отгадали! Как можно назвать всех, о ком были загадки, одним словом? (Домашние животные). Почему они называются домашними? (Живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает).
III. Основная часть. (20-25 мин)
1. Игра «Назови ласково» (работа над словообразованием).
В.:Давайте покажем, как мы любим животных, назовем их ласково. Бросаю мяч и называю животное, а вы возвращаете мне мяч и называете его ласково.
Собака – собачка, щенок – щеночек.
Кошка – кошечка, котенок – котеночек.
Лошадь – лошадка, жеребенок – жеребеночек.
Корова – коровка, теленок – теленочек.
2. Игра «Чей голос? Чей детеныш?» (развитие слухового внимания и закрепление названий детенышей).
В.:Животные нас зовут, давайте их найдем! (Включается аудиозапись с голосами животных). Дети отгадывают.
В.:А пока мы шли, детеныши потерялись. Поможем им найти маму?
Игра с фигурками/картинками: Ребенку дается фигурка детеныша (котенок, щенок, жеребенок и т.д.), он называет его, находит маму и сажает рядом, проговаривая: «Это котенок, его мама – кошка».
3. Физкультминутка «Веселый скотный двор» (координация речи с движением, снятие напряжения).
Раз,два, три, четыре, пять – (Шагаем на месте)
Как животных нам назвать?(Разводим руки в стороны)
Рядом с человеком живут,(Соединяем ладони перед собой – «домик»)
Верно служат и дружат.(Рукопожатие)
Корова молочко дает,(«Доим» корову)
Курочка яичко несет.(Приседаем, «кладем яйцо»)
Шерсть дает пушистую коза,(Гладим себя по руке)
Охраняет наш дом собака.(Руки «колечком» перед мордой, как намордник)
Свинка нам дает щетинку,(Показываем спинку)
Лошадь везет телегу.(Бег на месте, высоко поднимая колени)
Всех мы любим,бережем, (Обнимаем себя)
И всегда за них в ответе!(Прижать руки к груди)
4. Дидактическое упражнение «Помоги Незнайке» (развитие лексико-грамматического строя: употребление предлогов, согласование слов).
В.:Незнайка принес картинки, но все перепутал. Давайте ему поможем.
По сюжетным картинкам дети составляют предложения с предлогами:
· Где спит собака? (Собака спит В конуре. Собака лежит ОКОЛО конуры).
· Где пасется корова? (Корова пасется НА лугу. Корова жует травку ЗА забором).
· Где сидит кошка? (Кошка сидит НА окне. Котенок спрятался ПОД стулом).
5. Составление описательного рассказа по мнемотаблице.
В.:Давайте расскажем о каком-нибудь животном, чтобы Незнайка все запомнил. Выберите животное (дети выбирают картинку). Будем рассказывать по нашей волшебной схеме.
Схема-опора (на доске или индивидуальные карточки):
1. Кто это? (Это кошка. Это домашнее животное).
2. Какой она внешности? (Она небольшая, пушистая. У нее есть голова, тело, четыре лапы, хвост. На голове – уши, глаза, усы).
3. Где живет? Чем питается? (Она живет в доме человека. Ест молоко, рыбу, мясо, специальный корм).
4. Какую пользу приносит? (Ловит мышей. Дарит человеку радость, она друг).
5. Как зовут ее детеныша? (Ее детеныша зовут котенок).
Воспитатель дает образец рассказа, затем 2-3 ребенка составляют рассказ по своей картинке с опорой на схему. При необходимости – помощь наводящими вопросами.
IV. Заключительная часть. (5 мин)
Игра «Собери картинку» (индивидуальная работа, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики).
Детям раздаются конверты с разрезными картинками(пазлами) домашних животных. Нужно собрать и назвать животное.
Итог. Рефлексия.
В.:Какое у вас получилось животное? О ком мы сегодня говорили? Что нового узнали?
В.:Вы сегодня были большими молодцами: правильно называли животных, помогали детенышам, красиво рассказывали. Вы – настоящие друзья домашних животных!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мой любимый праздник -Новый год»
Конспект по развитию речи - составление творческого рассказа....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности "Загадки о диких и домашних животных"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности "Загадки о диких и домашних животных"...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: "Осенними тропинками"
Занятие направлено на обобщение, закрепление и систематизации представлений детей об осени....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»
Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.· Развить слуховое внимание, закреплять на...
