Статья: "Мнемотехника как средство развития речи дошкольного возраста".
статья по развитию речи

Наталья Дашеевна Батуева

Мнемотехника как средство развития речи дошкольного возраста.

Развитие речи у дошкольников — одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями и родителями. Чёткая, богатая и выразительная речь способствует не только успешному общению, но и формированию познавательных процессов. В этом контексте мнемотехника представляет собой эффективный инструмент, который может значительно упростить и ускорить процесс обучения речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx14.12 КБ

Предварительный просмотр:

Батуева Наталья Дашеевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок»

 компенсирующего вида г. Улан-Удэ»

Республики Бурятии

Мнемотехника как средство

развития речи дошкольного возраста.

Развитие речи у дошкольников — одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями и родителями. Чёткая, богатая и выразительная речь способствует не только успешному общению, но и формированию познавательных процессов. В этом контексте мнемотехника представляет собой эффективный инструмент, который может значительно упростить и ускорить процесс обучения речи у детей дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это совокупность методов и приёмов, направленных на улучшение памяти и запоминания информации. Она базируется на использовании различных ассоциаций, визуальных образов, рифм, схем и других вспомогательных средств, которые помогают лучше организовать материал и сделать его более доступным для восприятия.

Преимущества использования мнемотехники.

1. Увеличение объёма памяти: Мнемотехнические приёмы позволяют детям запоминать большие объёмы информации за короткое время. Например, использование рифм для запоминания новых слов, предложений или стихотворений делает процесс более увлекательным и запоминающимся.

2. Развитие ассоциативного мышления: Дети учатся связывать звуки, слова и образы, что способствует формированию более богатой и выразительной речи. Ассоциации помогают не только запоминать слова, но и улучшать их понимание.

3. Повышение интереса к обучению: Игровые элементы, использование красочных карточек и других материалов делают занятия более привлекательными для детей, что стимулирует их к активному участию в процессе обучения.

4. Упрощение сложных понятий: Мнемотехника помогает разбивать информацию на более мелкие и понятные части, что облегчает её усвоение. Например, можно представить сложную грамматическую структуру в виде схемы или рисунка.

Практическое применение мнемотехники в развитии речи.

1. Игры на развитие ассоциаций: Использование карточек с изображениями и словами, где ребёнок должен создать ассоциацию между картинкой и словом, способствует развитию речевой активности. Например, покажите ребёнку картинку с котом и спросите, какие слова ассоциируются у него с этим изображением.

2. Стихи и рифмовки: Чтение и запоминание рифмованных текстов помогают детям осваивать новые слова и развивают их фонематическое восприятие. Рифмы делают процесс обучения более радостным и подходящим для маленьких детей.

3. Создание ментальных карт: Дети могут рисовать схемы или ментальные карты, которые визуально представляют темы разговора. Например, для изучения животного мира можно создать карту, где каждое животное будет связано с его характеристиками и приспособлениями.

4. Использование игр: Игры с элементами мнемотехники, такие как «Словесный дождь» или «Ассоциации», помогают развивать не только память, но и речь. Это может быть игра на подобие «слово за слово», где каждый участник добавляет свою ассоциацию.

Заключение.

Мнемотехника — это мощный инструмент, который может содействовать развитию речи у детей дошкольного возраста. Используя разнообразные методы и приёмы, воспитатели и родители могут создать увлекательную и эффективную атмосферу для обучения, где дети смогут свободно выражать свои мысли и чувства. Запоминание информации через ассоциации, образы и игры не только помогает в обучении, но и делает этот процесс более радостным и интересным для детей. В конечном итоге, развитие речи в дошкольном возрасте является основой для успешной дальнейшей учебной деятельности и социализации детей в обществе.

Список литературы:

1. Гендин, И.Л. «Мнемотехника: современные методы запоминания» — Москва: Издательство "Эксмо", 2015.   

2. Голубева, Т.Н. «Мнемотехника в обучении» — Санкт-Петербург: Речь, 2018.

3. Мальцева, Л.Ф. «Развитие памяти и речи у детей с использованием мнемотехнических приёмов» — Новосибирск: Наука, 2016.

4. Соболева, Т.В. «Упражнения для тренировки памяти и развития речи у дошкольников» — Краснодар: Книжный мир, 2019.

5. Просторы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)...

"Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольного возраста"

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит...

Методическая рекомендация "По обучению детей развитию речи дошкольного возраста средством мнемотехники"

Методическая рекомендация для воспитателей по теме:«По обучению детей по развитию речидошкольного возраста средствами мнемотехники»(с 3 до 5 лет) «Учите ребёнка каким-нибудь неи...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Актуальность методической разработки определяется тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативны...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

дошкольного возраста»Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт дина...