ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»
картотека по развитию речи (средняя группа)

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_kubiki.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»

Паспорт игрового пособия

Показатели

Характеристика разработки

Название игрового

пособия

Речевые кубики

Возрастная

группа

Игровое пособие предназначено для детей младшего дошкольного

возраста

Актуальность

Ребенок 4-5 лет уже активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и даже сложные предложения. На данном возрастном этапе речь становится для ребенка основным средством общения. Но средство это, пока еще очень несовершенно. В речи детей младшего дошкольного возраста часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них: искажение родовых окончаний в начальной форме, неверное использование форм в единственного и множественного числа, ошибки в употреблении падежных форм, ошибки в употреблении предлогов.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего строить работу по развитию словаря и грамматического строя речи дошкольника необходимо как раз на использовании специально разработанных игр. Поэтому, взяв за идею оригинальную версию игры, мною было доработано и адаптировано для

детей средней группы игровое пособие «Речевые кубики».

Задачи данного пособия

  1. Пополнять и активизировать словарь детей.
  2. Закреплять умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, характеризующие трудовые действия, движение.
  3. Закреплять умение определять и называть местоположения предмета.
  4. Формировать умение употреблять слова антонимы.
  5. Закреплять умение употреблять существительные с обобщающим значением.
  6. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложения, правильно использовать предлоги в речи.
  7. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных.
  8. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Краткое описание игрового пособия

Игровое пособие представляет собой набор кубиков с картинками. Каждая группа имеет свой цвет:

Розовые кубики обозначают персонажи и отвечают на вопрос «кто?»:

  • Сказочные персонажи
  • Семья
  • Профессии
  • Домашние животные
  • Дикие животные
  • Животные жарких стран
  • Птицы

Голубые кубики – различные предметы:

  • Транспорт
  • Одежда
  • Музыкальные инструменты
  • Чем питаются животные и птицы

Желтые кубики обозначают действия, цифры и цвета:

  • Цвет
  • Цифры
  • Действия

Зелёные кубики помогают освоить предлоги и научиться выражать и понимать эмоции:

  • Эмоции
  • Предлоги
  • Погодные явления
  • Среда обитания животных и птиц

Формы организации деятельности детей

Групповая – в период знакомство с особенностями и правилами игры.

Индивидуальная – для ребенка, испытывающего затруднения в освоении словаря и грамматического строя речи.

Подгрупповая – в период закрепления определенных задач развития речи.

Самостоятельная – поддержка детской инициативы.

Методика использования игрового пособия

Подготовительный этап - знакомство с кубиками, с цветовым обозначением «рубашки» кубика, картинками которые на них изображены.

Первый этап - ребёнку предлагается один кубик только розового цвета.

Примеры упражнений первого этапа:

Упражнение «Назови кто, что?»

Упражнение «Назови животное», «Назови профессии», «Назови овощи» «Фрукты» «Транспорт» и т.д.

Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Упражнение «Назови ласково»

Второй этап - ребенку предлагается два кубика – розовый + желтый,

зелёный + жёлтый.

Примеры упражнений второго этапа:

Упражнение «Разноцветные предметы» Упражнение «Где находится?» Упражнение «Когда человек веселый?» Упражнение «Наоборот»

Упражнение «Сказочный герой»

Третий этап - ребенку предлагается три- четыре кубика разного цвета.

Примеры упражнений третьего этапа:

Упражнение «Где работает твой папа?» Упражнение «Один-три-пять» Упражнение «Кто у кого?» Упражнение «Назови семью» Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Кто чем питается?» Упражнение «Сколько»

Упражнение «Цвет»

Четвертый этап - количество кубиков увеличивается до 4, предлагается детям составить сложносочиненное или сложноподчиненное предложение.

Вывод

Таким образом, регулярно применяя данное пособие, у детей наблюдаются положительные результаты в усвоении родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, а активизации предлогов, в образовании форм единственного и множественного        числа        существительных.        Происходит совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Можно сделать вывод, что игровое пособие «Речевые кубики» является эффективным средством формирования словаря и грамматического строя речи у детей младшего

дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"

В данном материале отражены особенности применения в современном  образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя ре...

«Периоды становления грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста и работа над речевыми ошибками детей»

В консультации для педагогов ДОУ раскрываются основные периоды становления речи младших дошкольников и методы исправления речевых ошибок....