ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»
Паспорт игрового пособия
Показатели | Характеристика разработки |
Название игрового пособия | Речевые кубики |
Возрастная группа | Игровое пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста |
Актуальность | Ребенок 4-5 лет уже активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и даже сложные предложения. На данном возрастном этапе речь становится для ребенка основным средством общения. Но средство это, пока еще очень несовершенно. В речи детей младшего дошкольного возраста часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них: искажение родовых окончаний в начальной форме, неверное использование форм в единственного и множественного числа, ошибки в употреблении падежных форм, ошибки в употреблении предлогов. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего строить работу по развитию словаря и грамматического строя речи дошкольника необходимо как раз на использовании специально разработанных игр. Поэтому, взяв за идею оригинальную версию игры, мною было доработано и адаптировано для детей средней группы игровое пособие «Речевые кубики». |
Задачи данного пособия |
|
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | |
Краткое описание игрового пособия | Игровое пособие представляет собой набор кубиков с картинками. Каждая группа имеет свой цвет: Розовые кубики обозначают персонажи и отвечают на вопрос «кто?»:
Голубые кубики – различные предметы:
Желтые кубики обозначают действия, цифры и цвета:
Зелёные кубики помогают освоить предлоги и научиться выражать и понимать эмоции:
|
Формы организации деятельности детей | Групповая – в период знакомство с особенностями и правилами игры. Индивидуальная – для ребенка, испытывающего затруднения в освоении словаря и грамматического строя речи. Подгрупповая – в период закрепления определенных задач развития речи. Самостоятельная – поддержка детской инициативы. |
Методика использования игрового пособия | Подготовительный этап - знакомство с кубиками, с цветовым обозначением «рубашки» кубика, картинками которые на них изображены. Первый этап - ребёнку предлагается один кубик только розового цвета. Примеры упражнений первого этапа: Упражнение «Назови кто, что?» Упражнение «Назови животное», «Назови профессии», «Назови овощи» «Фрукты» «Транспорт» и т.д. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Упражнение «Назови ласково» Второй этап - ребенку предлагается два кубика – розовый + желтый, |
зелёный + жёлтый. Примеры упражнений второго этапа: Упражнение «Разноцветные предметы» Упражнение «Где находится?» Упражнение «Когда человек веселый?» Упражнение «Наоборот» Упражнение «Сказочный герой» Третий этап - ребенку предлагается три- четыре кубика разного цвета. Примеры упражнений третьего этапа: Упражнение «Где работает твой папа?» Упражнение «Один-три-пять» Упражнение «Кто у кого?» Упражнение «Назови семью» Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Кто чем питается?» Упражнение «Сколько» Упражнение «Цвет» Четвертый этап - количество кубиков увеличивается до 4, предлагается детям составить сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. | |
Вывод | Таким образом, регулярно применяя данное пособие, у детей наблюдаются положительные результаты в усвоении родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, а активизации предлогов, в образовании форм единственного и множественного числа существительных. Происходит совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Можно сделать вывод, что игровое пособие «Речевые кубики» является эффективным средством формирования словаря и грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Для воспитателей и логопедов...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"
Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр и упражнений...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"
В данном материале отражены особенности применения в современном образовании информационных и компьютерных технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя ре...

«Периоды становления грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста и работа над речевыми ошибками детей»
В консультации для педагогов ДОУ раскрываются основные периоды становления речи младших дошкольников и методы исправления речевых ошибок....

