Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Елена Васильевна Юрченко

Рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Предлагаю применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которые оказывают влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_modelirovaniya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования

в процессе обучения рассказывания

 для развития речи детей дошкольного возраста

Аннотация: Рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Предлагаю применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которые оказывают влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

В контексте Федеральной Образовательной Программы возникает необходимость использования в работе по обучению старших дошкольников рассказыванию – схем и знаковых моделей, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.

Актуальность использования схем и знаковых моделей в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, дети дошкольного возраста учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

О.С. Ушакова рассматривала язык и речь «как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Исследованиями Н. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др.  установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, установлению отношений между условными заместителями. Это составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования, моделирования и схематизации.

Ребенок с детских лет привыкает говорить о том, что видит перед собой непосредственно, мыслит образно, конкретно. Использование богатой зрительной памяти дошкольников - залог успешного обучения на любом   возрастном уровне. Именно это положено В. Ф. Шаталовым, педагогом-новатором, в основу технологии интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала, который разработал и воплотил на практике систему учебной деятельности, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке.

        На основе этой технологии были выделены основные критерии обучения рассказыванию средствами схем и знаковых моделей:

  • использование в процессе обучения рассказыванию опорных сигналов и опорных конспектов;
  • новые формы контроля знаний дошкольников;
  • организация самоуправления образовательным процессом;
  • многократное вариативное циклическое повторение;
  • создание  психологически комфортного фона обучения.

Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.

Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и  т.п.), замещающий некое смысловое значение.

Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из  кирпичиков.

 Основными принципами составления опорного конспекта, согласно В.Ф. Шаталову, являются::

  • лаконичность;
  • структурность;
  • смысловой акцент;
  • оригинальное расположение опорных сигналов;
  • ассоциативность;
  • цветовая наглядность и образность

        При овладении навыками работы с опорными сигналами, прежде всего, необходимо было помочь восприятию дошкольников не словами, а структурированием рисунка. Поэтому каждая фраза, раскрывающая содержание отдельного задания могла быть зафиксирована в виде знаковсхем или рисунка. Именно эти образы и применялись для восприятия, усвоения и переработки информации.

          В структуру действий дошкольников со знаковыми и схемными моделями входят:

  • замещение (перенос значения с одного предмета на другой);
  • удержание значений нескольких заместителей;
  • установление отношений между ними;
  • использование при решении поставленных задач;  
  • контроль за правильностью выполнения.

В соответствии с ФОП ДО «решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

В работе с детьми по развитию связной речи с использованием схем и знаковых моделей были поставлены следующие задачи:

  1. Учить детей замещать реальные предметы схематично изображенными.
  2. Учить последовательности рассказывания.
  3. Развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление, воображение.
  4. Развивать графические навыки, навыки пространственной ориентировки на листе бумаги, мелкую моторику рук.

Планируя работу, руководствовались следующими педагогическими идеями:

  • идея сотрудничества (дети – педагог - родители);
  • идея гуманности обучения;
  • идея опережающего развития;
  • идея дифференцированного подхода;
  • идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.                                      

Для реализации поставленных задач были подобраны приемлемые для детей дошкольного возраста средства выражениярисунки, цвет, размер, форма, условные знаки, буквы, схемы.

Младшим дошкольникам на начальном этапе работы было необходимо обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе было уделено накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

Детям было показано, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для  этого учили их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). такое обучение проводилось в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Нами были разработаны и внедрены простейшие опорные сигналы с близким данному возрасту значением: солнышко, домики - большой и маленький, дерево, тучка, дождик, предметы одежды и др..

С детьми 4-5 лет работа строилась на обучении детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В данное время дети перенасыщены информацией, поэтому чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим, применение схем и знаковых моделей предусматривалось усложнением опорных сигналов. В формировании грамматической правильности, связности речи – это опорные сигналы, обозначающие цвет, форму, размер, вкус и др.; в расширении словарного запаса – опорные сигналы тихо-громко, веселый-грустный, домашнее-дикое, грустный, потому что… и т.д.;   в освоении звуковой культуры речи - опорные сигналы, указывающие на положение языка, артикуляция губ, состояние голоса.

С детьми старшего дошкольного возраста был проведен цикл занятий на основе схемно-знаковой модели обучения, в которых основное содержание программных задач реализовали в непосредственно образовательной деятельности.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций осуществлялась в процессе понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.  

Надо отметить, что работа по формированию графических навыков осуществлялась во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободное от занятий время. Успешное овладение старшими дошкольниками графическими навыками представления информации позволило работать с открытой перспективой - созданием творческих опорных конспектов.

Таким образом, работая на основе применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

  • помогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;
  • повышает общую речевую грамотность;
  • помогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Одним из важнейших достижений данного применения стало создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и занятия в частности, формирование детей дошкольного возраста к учебной деятельности высокого уровня внутренней мотивации.

Список литературы:

  1. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям./ С.В. Бойкова. - Издательство КАРО Санкт-Петербург 2010. – 80с.
  1. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики./ С.Д. Поляков.- М., 1993.- 89с.
  2. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. / Т.Б. Полянская. - М.:Детство-Пресс, 2010.- 64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Использование продуктивной деятельности на занятии по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Здесь рассказывается об использовании продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи детй младшего и среднего возраста....

"Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для развития речи в дошкольном возрасте...

«Театрализованные игры в образовательном процессе как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация системы работы  по театрализованной деятельности с детьми от младшей до подготовительной группы.В работе отражена актуальность, цели, задачи и принцыпы построения работы с детьми. Для...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

перспективный план самообразования "Моделирование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Актуальность К.Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит и...

«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....